Нормативы на представительские и рекламные расходы
не включают в себя НДС
Представительские и рекламные расходы относятся на себестоимость в целях налогообложения в пределах установленных нормативов. Эти нормативы, так же как и сама прибыль, рассчитываются нарастающим итогом с начала года. Наших читателей интересует вопрос, включается ли в 2001 г. в рассчитанные нормативы налог на добавленную стоимость. Такие ведомства, как Минфин России и МНС России, в течение нескольких лет давали на него неоднозначные ответы. Однако, как полагает автор, есть основания считать, что этот вопрос решается в пользу налогоплательщиков.
Исчисление предельных размеров представительских и рекламных расходов, относимых на себестоимость для целей налогообложения, регламентируется приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (далее - Приказ N 26н). Он вступил в силу с 1 апреля 2000 г. и продолжает действовать в 2001 г.
Способ подсчета нормативов в случае представительских расходов и расходов на рекламу одинаков. Суммы предельных расходов, относимых на себестоимость в целях налогообложения, устанавливаются в процентном отношении от определенной величины - показателя, назовем его "базой" для исчисления нормативов. При этом для организаций, осуществляющих торговую деятельность, и в случае представительских, и в случае рекламных расходов базой для расчета нормативов служит показатель валовой прибыли. Этот показатель, в частности, организации проставляют в строку 029 отчетной формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" при составлении квартальной и годовой отчетности. При осуществлении других видов деятельности (кроме страховой) базой служит другой показатель - объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС. Этот показатель (только без НДС) стоит в строке 010 той же формы N 2 публичной отчетности. Организациям, осуществляющим туристическую деятельность в сфере предоставления туристических услуг, в случае расчета норматива по рекламе разрешается полученный норматив увеличить в два раза.
На вопрос налогоплательщика, должен ли предельный размер представительских расходов и расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ и услуг) для целей налогообложения, включать в себя НДС, Департамент налоговой политики в частном письме от 17.08.2000 N 04-02-05/1 дал положительный ответ. Мотивировка такая: показатель для расчета нормативов включает НДС, в связи с этим нормы представительских расходов и расходов на рекламу определяются с учетом соответствующих сумм НДС.
С такой позицией нельзя согласиться.
Во-первых, как было показано, одна и та же схема расчета применяется и в случае, когда базовый показатель содержит НДС, и в случае, когда он этого налога не содержит (случай торговой деятельности).
Во-вторых, смысл Приказа N 26н такой, что чем результативнее деятельность организации, тем на большую сумму организация в целях налогообложения имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, относя большую сумму соответствующих расходов в целях налогообложения на себестоимость. При этом способ расчета норматива, как полагает большинство экспертов, носит чисто калькуляционный характер, то есть показатель результативности деятельности организации мог быть выбран и иной, например численность работающих, размер заработной платы и тому подобное.
В-третьих, результатом калькуляционных действий является размер расходов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения, и в тексте самого документа не упомянуто о том, что полученный таким образом показатель включает в себя какие-либо налоги (НДС, налог с продаж и т.д.). Таким образом, считать иное, по мнению автора, нет никаких оснований, если дословно применять Приказ N 26н.
Как известно, на документ, определяющий рассматриваемые нормативы, косвенно есть ссылка в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (ред. от 12.07.99). В свою очередь, Положение о составе затрат является частью законодательства о налоге на прибыль, так как на него идет ссылка в Законе Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (ред. от 04.05.99). Таким образом, можно полагать, что Приказ N 26н является одним из актов законодательства о налоге. Поэтому в случае возникновения спора с налоговыми органами по обсуждаемому вопросу защитой налогоплательщика может служить п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика".
B.E.Григорьева,
эксперт "РНК"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru