Отсрочка или рассрочка по уплате налога или сбора (Н.П.Дымова, "Российский налоговый курьер", N 1, январь 2001 г.)

Отсрочка или рассрочка по уплате налога или сбора


Частью первой НК РФ предусмотрено изменение срока уплаты налога, сбора, а также пени, то есть перенос установленного срока их уплаты (либо всей суммы, либо ее части) на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора предоставляются в порядке и на условиях, изложенных в ст.64 части первой НК РФ. В соответствии с положениями указанной статьи отсрочки или рассрочки предоставляются на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.


Основания предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и
сборов


Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора заинтересованному лицу являются (п.2 ст.64 части первой НК РФ):

- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

- угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

- если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

- если производство или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

- иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В зависимости от оснований отсрочки или рассрочки предоставляются с начислением процентов за пользование бюджетными средствами или без их начисления (п.4 ст.64 части первой НК РФ).

При возникновении перечисленных выше оснований налогоплательщик обращается с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в соответствующий уполномоченный орган.


Органы, уполномоченные принимать решение о предоставлении
отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов


Согласно ст.63 части первой НК РФ органами, уполномоченными принимать решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, являются:

- по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов Российской Федерации;

- по региональным налогам и сборам - финансовые органы субъектов Российской Федерации;

- по местным налогам и сборам - финансовые органы муниципального образования.


Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и
сборов


Приказом Минфина России от 30.09.99 N 64-н утвержден "Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет" (зарегистрирован в Минюсте России 11.11.99 за N 1972). Данный порядок применяется в отношении налогоплательщиков - юридических лиц. В настоящее время Минфином России разрабатывается "Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита физическим лицам по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет".

В соответствии с указанным Порядком при обращении налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени в форме отсрочки или рассрочки в Минфин России в обязательном порядке представляются документы:

1. Заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки.

2. Справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней.

Следует иметь в виду, что согласно ст.62 части первой НК РФ срок уплаты налога и сбора не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется изменением срока для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

3. Справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации задолженности) с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения.

4. Обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки, рассрочки соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности.

5. Копия устава (положения) организации.

6. Баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты задолженности.

7. Документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налога, сбора, а также пени, подлежащих уплате в федеральный бюджет, предусмотрено представление ряда дополнительных документов.

В случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляются:

- документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;

- справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

В случае задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

При угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки представляются:

- пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанных сумм;

- сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения;

- сведения об отсрочках, рассрочках, предоставленных при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога в региональный и местный бюджеты;

- документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным органом.

В том случае, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки предъявляется документ, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, поименованную в перечне сезонных отраслей и видов деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.99 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".

Срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки в Минфине России в соответствии с п.6 ст.64 части первой НК РФ не должен превышать одного месяца с момента поступления заявления налогоплательщика. В случае неполного представления документов, необходимых для принятия решения, или представления документов: оформленных ненадлежащим образом, соответствующим департаментом Минфина России запрашивается дополнительная информация, которая должна представляться в трехдневный срок.

В соответствии с п.6 ст.64 части первой НК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо может подать ходатайство в уполномоченный орган, который вправе принять решение о временном приостановлении уплаты задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.


Возможность обжалования отказа


В соответствии с п.9 ст.64 части первой НК РФ отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки (рассрочки) может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(1).


Н.П.Дымова,

советник налоговой службы I ранга


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.22, ст.25, ч.3 ст.29) решения уполномоченных органов об отказе могут быть обжалованы организациями и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд. Если уполномоченным органом выступил Минфин России - то в Арбитражный суд г.Москвы, если уполномоченными органами выступили финансовые органы субъекта Федерации или муниципального образования - то в арбитражный суд субъекта Федерации, к которому относятся эти органы (подробнее об этом см. статью Д.И.Черкаева "Как оспорить в суде акты органов государственной власти и местного самоуправления", опубликованную в "РНК" N 12, 2000). - Прим. редакции.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.