Упрощенная система
перестала быть таковой для индивидуальных предпринимателей
С начала 2001 г вступила в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ). В соответствии с этим нормативным актом плательщиками НДС наряду с юридическими лицами стали и индивидуальные предприниматели.
Из дословного прочтения пунктов 2, З ст.1 Федерального закона от 23.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (который не был изменен в связи с введением в действие части второй НК РФ) следует, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения отчета и отчетности, освобождаются от уплаты НДС, в то время как индивидуальные предприниматели платить НДС по исключительно формальным признакам обязаны.
Наших читателей, предпринимателей без образования юридического лица волнует вопрос должны ли они с 2001 г. помимо оплачиваемого годового патента уплачивать НДС, вести учет по этому налогу и сдавать налоговые декларации. Почему они оказались в неравном положении с организациями, перешедшими на эту же систему?
Мнение специалиста МНС России
Освобождаются ли от уплаты НДС в 2001 г. индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения?
Согласно ст.143 "Налогоплательщики" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели с 1 января 2001 г. становятся налогоплательщиками НДС.
Индивидуальные предприниматели (перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства") являются плательщиками НДС. Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена лишь замена уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В.А.Жарова,
советник налоговой службы I ранга
Мнение эксперта "РНК"
Согласно ст.143 НК РФ в состав налогоплательщиков НДС с 2001 г. включены индивидуальные предприниматели. При этом ст.145 НК РФ предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога при определенных условиях. Налог не уплачивается, если в течение трех предшествующих налоговых периодов (трех предыдущих календарных месяцев) налоговая база индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн.руб.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) "в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".
На основании процитированной нормы от уплаты НДС могут освобождаться индивидуальные предприниматели, у которых к 1 января 2001 г. не истекли четыре года, прошедшие со дня их регистрации в качестве предпринимателей (то есть зарегистрированные в период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2000 г.), если они смогут доказать, что уплата НДС по конкретной хозяйственной операции создала для них менее благоприятные условия по сравнению с теми, когда они не были плательщиками НДС*(1). В такой ситуации индивидуальные предприниматели могут освобождаться от уплаты НДС до момента истечения четырех лет со дня их государственной регистрации в качестве предпринимателей. Следует также отметить, что в Федеральном законе от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) не упоминается Закон N 88-ФЗ, который, таким образом, действует без каких-либо изменений и после введения в действие части второй НК РФ.
Статьей 227 НК РФ установлено, что начиная с 2001 г. индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают налог на доходы по сумме доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Согласно пп.1 ст.221 НК РФ при исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей в 2001 г. порядок исчисления налога на доходы физических лиц аналогичен порядку исчисления подоходного налога с физических лиц, действовавшем до 2001 г. для этой категории налогоплательщиков.
Федеральные законы N 222-ФЗ и N 148-ФЗ остались неизменными
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не упомянуты ни Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ), ни Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ). В связи с этим Законы N 148-ФЗ и N 222-ФЗ действуют без каких-либо изменений и после введения в действие части второй НК РФ.
Специальный порядок налогообложения
индивидуальных предпринимателей
Наряду с общим порядком налогообложения индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц и НДС, установленным частью второй НК РФ, продолжает действовать и специальный порядок, установленный Законами N 148-ФЗ и N 222-ФЗ.
Во многих регионах на основании Закона N 148-ФЗ в обязательном порядке были переведены на уплату единого налога на вмененный доход индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен. Такими сферами, в частности, являются сфера розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, где значителен оборот наличных денег.
Статьями 1 и 5 Закона N 148-ФЗ установлено, что законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, значения составляющих формул расчета единого налога, а также иные особенности взимания налога.
В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ для плательщиков единого налога его уплата заменяет собой в том числе уплату НДС и подоходного налога с физических лиц (а с 2001 г. - уплату "налога на доходы физических лиц"). Таким образом, так же как и раньше, в 2001 г. согласно действующему налоговому законодательству индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.
Если индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога на вмененный доход (в регионе не введен этот налог или вид деятельности предпринимателя не попадает под сферу действия налога на вмененный доход), то в 2001 г. наряду с общеустановленным порядком уплаты подоходного налога (определенным главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут добровольно перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Законом N 222-ФЗ (или продолжать работать по этой системе, если они перешли на нее до 2001 г.). При этом годовая стоимость патента является фиксированным платежом, размер которого устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности (п.2 ст.5 Закона N 222-ФЗ).
Уплата НДС индивидуальными предпринимателями
при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
дискредитирует сущность этой системы
По вопросу: должны или нет индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, кроме оплаты стоимости патента уплачивать еще и НДС в соответствии с 21 главой НК РФ, - существуют две диаметрально противоположные точки зрения.
С одной стороны, существует мнение, что поскольку НК РФ не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС в случае применения ими упрощенной системы налогообложения, то они должны уплачивать НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Сторонники этой точки зрения используют буквальное толкование п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ, согласно которой применение упрощенной системы налогообложения предполагает замену оплатой стоимости патента только уплату подоходного налога.
С другой стороны, в ответе на частный вопрос (письмо от 12.10.2000 N 04-03-20) Департамент налоговой политики Минфина России высказал мнение, что "с введением в действие главы 21 части второй НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость являться не будут".
По мнению автора, при обосновании этой точки зрения используется расширительное (системное в сравнительно-правовом и хронологическом аспекте) толкование, учитывающее, что при принятии Закона N 222-ФЗ индивидуальные предприниматели не были плательщиками НДС (и не было оснований предполагать, что помимо подоходного налога они будут еще уплачивать и НДС). Следовательно, уплата патента не могла в свое время заменить уплату НДС, обязанности уплаты которого индивидуальными предпринимателями просто не существовало до 1 января 2000 г. Указание на замену патентом уплаты только подоходного налога было сделано по той причине, что в то время по действовавшему Закону РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС) индивидуальные предприниматели просто не являлись в общем случае плательщиками НДС.
Следует учитывать, что основным назначением Законов N 148-ФЗ и N 222-ФЗ было установить специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в целом - как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.
Целью правового регулирования, установленного этими законами, является замена единым налогом ряда уплачиваемых в обычном порядке налогов и выведения таким образом из теневой экономики субъектов малого предпринимательства, предпочитающих расчеты наличными, облегчив им ведение учета, сдачу отчетности и уплату налогов.
Пунктом 2 ст.1 Закона N 222-ФЗ установлено, что использование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты всей совокупности налогов и сборов (за исключением строго ограниченного перечня) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Статьей 1 Закона N 148-ФЗ предусмотрено, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги и сборы (за исключением строго ограниченного перечня).
В сказанном выше отражена вся экономическая сущность Законов N 222-ФЗ и N 148-ФЗ, предназначенных для упорядочения и упрощения налогообложения всех субъектов малого предпринимательства (не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей).
С 2001 г. в общем случае (без использования упрощенной системы и применения единого налога на вмененный доход) все субъекты малого предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели), являясь плательщиками НДС, равнообязаны по уплате этого налога. При применении единого налога на вмененный доход (Закон N 148-ФЗ) между организациями и индивидуальными предпринимателями также нет различий: НДС в этом случае они не платят. Однако при использовании упрощенной системы налогообложения (Закон N 222-ФЗ) появляется различие (индивидуальные предприниматели в отличие от организаций должны платить НДС), которое по своей сути искажает замысел Законов N 222-ФЗ и N 148-ФЗ и фактически носит дискриминационный характер для индивидуальных предпринимателей по сравнению с остальными субъектами малого предпринимательства (чем, возможно, нарушается п.2 ст.3 НК РФ).
В результате в настоящее время имеет место следующая ситуация (по-видимому, сложившаяся из-за технико-юридической ошибки законодателя). Организация - субъект малого предпринимательства, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, и после введения в действие части второй НК РФ продолжает не платить НДС. В то же время индивидуальный предприниматель, также являющийся субъектом малого предпринимательства, после введения в действие части второй НК РФ (по причине буквального толкования п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ) становится плательщиком НДС.
Таким образом, действовавшее до 2001 г. законодательство освобождало от уплаты НДС субъекты малого предпринимательства (юридические и физические лица), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Однако впервые возникшая обязанность уплаты НДС у индивидуальных предпринимателей лишает их возможности использовать эту систему так, как она была задумана и действовала до 2001 г.
По мнению автора, для исправления ситуации возможны два варианта решения проблемы:
- либо внести поправки в главу 21 НК РФ в части освобождения от НДС индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
- либо внести изменения в п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ, предусмотрев замену оплатой стоимости патента уплату налога на доходы физических лиц и НДС.
Новый порядок определения МРОТ и условия перехода
на упрощенную систему налогообложения
Следует напомнить, что п.3 ст.2 Закона N 222-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности при определенном условии. В течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не должен превысить стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Указанная норма была предусмотрена в целях преодоления влияния инфляционных процессов, происходящих в стране, на порядок налогообложения при применении упрощенной системы. Таким образом, при изменении минимального размера оплаты труда (в сторону увеличения) и сохранения нормы Закона N 222-ФЗ (предусмотренной п.3 ст.2) предельный совокупный размер валовой выручки (как условие перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) индексировался.
Относительно изменения минимального размера оплаты труда в 2001 г. необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ) установленный с 1 января 2001 г. минимальный размер оплаты труда в сумме 200 руб. в месяц применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Статья 5 Закона N 82-ФЗ устанавливает, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемый в зависимости от минимального размера оплаты труда, такое исчисление производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Следовательно, допустимый предел валовой выручки у субъекта малого предпринимательства, которая применяется для определения возможности использовать упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, с 1 января 2001 г. составит: 100 руб. (базовая сумма) х 100 000 = 10 000 000 руб.
При превышении указанного размера должен произойти возврат к обычной системе налогообложения, и все субъекты малого предпринимательства будут обязаны уплачивать НДС на условиях, предусмотренных НК РФ.
Д.И.Черкаев,
Эксперт "РНК"
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см. статью А.А.Никонова "Изменения в законодательстве о НДС (профессиональный комментарий)", "РНК", 2001, N 1, с.23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru