О порядке уплаты налога (сбора)
С 1 января 1999 г. введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регулирующего отношения в налоговой сфере. Следует отметить, что принятие этого документа кардинально не изменило действующую ранее налоговую систему Российской Федерации, однако принципиальные изменения в налоговое законодательство внесло.
Так, существенным образом изменилась процедура уплаты налогов (сборов). Нормы и положения НК РФ определяют виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
В соответствии с пп.1, 2 ст.8 части первой НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Важной обязанностью налогоплательщиков является представление в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации по налогам, которые подлежат уплате. При этом налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога (сбора) предусмотрены главой 8 НК РФ. Статья 44 закрепляет положение, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ.
В настоящее время момент исполнения обязанности по уплате налога (сбора) установлен ст.45 НК РФ. Согласно п.2 этой статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Положение данной статьи, определяющее момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога (сбора), принципиально важно.
Пунктом 3 ст.58 НК РФ предусмотрено, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. НК РФ устанавливает право производить уплату налога наличными денежными средствами через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Такое право предоставлено НК РФ только налогоплательщикам, являющимся физическими лицами. Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплату налогов наличными денежными средствами вправе производить только посредством внесения денежной суммы в банк. При исполнении обязанности по уплате налога в безналичном порядке налогоплательщик вправе использовать единственную предусмотренную НК РФ форму расчетов - расчеты платежными поручениями.
В соответствии с п.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. НК РФ предоставлено право иностранным организациям, а также физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, производить уплату налогов в иностранной валюте. Таким образом, уплата налогов производится налогоплательщиком самостоятельно денежными средствами, в валюте Российской Федерации (в исключительных случаях - в иностранной валюте), в наличной или безналичной форме. Зачетных схем уплаты налогов НК РФ не предусмотрено.
Пунктом 1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, т.е. ст.45 указывает на обязанность самостоятельного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Аналогичное требование относительно самостоятельности исполнения налогоплательщиком возложенной на него обязанности содержит ст.52 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (т.е. установлен порядок исчисления налога и налогоплательщику предписывается самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период).
Вместе с тем НК РФ содержит положения, которые при определенных обстоятельствах допускают исполнение обязанности по уплате налогов одного лица другим лицом. Пунктом 1 ст.26 НК РФ предусматривается, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не установлено НК РФ. Кроме того, положение ст.74 НК РФ о поручительстве определяет, что в случае неисполнения обязанности по уплате налогов самим налогоплательщиком обязанность исполняется лицом, выступившим его поручителем. Согласно п.2 ст.26 личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Таким образом, НК РФ допускается исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора через уполномоченного представителя.
Вместе с тем налогоплательщик вправе исполнить свои обязанности по уплате налога через уполномоченного представителя только в том случае, если не установлено требование исполнения указанной обязанности налогоплательщиком лично. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (т.е. обязанность исполняется путем списания денежных средств со счета налогоплательщика).
В соответствии со ст.74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов эти обязанности могут быть обеспечены поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
Таким образом, обязанность по уплате налога и (или) сбора за налогоплательщика исполняется поручителем при определенных обстоятельствах, а именно в случае изменения сроков исполнения налогоплательщиком указанной обязанности, осуществляемой в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст.61 НК РФ), и неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и (или) сбора в установленный срок.
Как уже отмечалось, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (п.2 ст.45). Таким образом, самостоятельность исполнения налогоплательщиком заключается в исполнении налогоплательщиком своей обязанности за счет собственных денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика.
Согласно пп.1, 3 ст.57 НК РФ налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в соответствующие сроки, которые определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является надлежащим, если налог уплачен в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Вместе с тем норма об исполнении обязанности по уплате налога (сбора) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, не лишает налогоплательщика права досрочно исполнить указанную обязанность.
В качестве основной формы исполнения обязанности по уплате налога (сбора) НК РФ предусматривается добровольная уплата налога (сбора), а в случае неисполнения или ненадлежащего (несвоевременного) исполнения указанной обязанности НК РФ допускается и принудительное исполнение установленной обязанности.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Согласно пп.1, 2, 5 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Таким образом, взыскание сумм налогов (сборов), не уплаченных в предусмотренный срок, может быть произведено только на основании решения налогового органа. При этом решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Статья 47 НК РФ "Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации" наделяет налоговый орган правом при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в пределах сумм, указываемых в требованиях об уплате налога, и с учетом сумм, взысканных в денежной форме. При этом взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества (в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств) данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. При этом исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд (в арбитражный суд - в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; в суд общей юрисдикции - в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя) налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, НК РФ предоставлены налоговым органам большие права и полномочия в области контроля за своевременным и полным перечислением налогов (сборов) в соответствующие бюджеты.
В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а