Порядок погашения задолженности по страховым взносам после упразднения фонда занятости (И. Шкловец, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 11, март 2001 г.)

Порядок погашения задолженности по страховым взносам
после упразднения фонда занятости


Упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации совпало с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (за исключением Фонда занятости). Одновременно был прекращен сбор страховых взносов в Фонд занятости.

Однако следует отметить, что прямой нормы, указывающей на ликвидацию или упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, законодательство не содержит. Отчасти это связано с тем, что Государственный фонд занятости населения Российской Федерации не являлся юридическим лицом и не имел соответствующих органов управления. Средства Фонда занятости находились в оперативном управлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных органов по вопросам занятости населения. В связи с этим в последнее время все чаще задаются вопросы: каким образом будут финансироваться мероприятия по выполнению политики занятости, а также как быть с задолженностью по страховым взносам в Фонд занятости за предыдущие годы.

Понятно, что с упразднением Фонда занятости граждане не лишатся пособий, а задолженность плательщиков страховых взносов не будет списана. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а долги организаций-работодателей будут взыскиваться в полном объеме, включая пени и штрафы.

Тем не менее определим правовую основу финансовой стороны деятельности органов службы занятости по реализации государственной политики занятости населения, а также правовую основу деятельности налоговых органов по взысканию задолженности по страховым взносам.

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения, как указано в Законе Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.04.96 г. N 36-ФЗ), осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, других источников.

Федеральным законом от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено финансирование как мероприятий по содействию занятости населения, так и деятельности государственной службы занятости населения.

Финансирование указанных расходов за счет средств федерального бюджета предусмотрено также Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 г. N 828.

Теперь рассмотрим правовую основу мобилизации задолженности по страховым взносам в Фонд занятости.


Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам


До введения в действие части второй НК РФ обязанность уплаты страховых взносов в Фонд занятости, а также порядок уплаты были установлены специальными актами законодательства, к которым относились:

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8.06.93 г. N 5132-1 "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 20.11.99 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год";

Федеральный закон от 2.01.2000 г. N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год";

постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.99 г. N 1193 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации";

постановление Минтруда России от 14.01.99 г. N 1 "Об утверждении Методических рекомендаций о реструктуризации задолженности организаций по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации".

Кроме того, на отношения по уплате страховых взносов в Фонд занятости распространялись отдельные нормы НК РФ.

Ряд названных законодательных актов утратил силу. Одни прекратили действие в силу прямого указания (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8.06.93 г. N 5132-1), другие - в силу того, что имели определенный срок действия и ограничивались 2000 г. (Федеральные законы от 20.11.99 г. N 197-ФЗ, от 2.01.2000 г. N 7-ФЗ), третьи - в связи с передачей ряда полномочий налоговым органам (постановление Минтруда России от 14.01.99 г. N 1).

Функции контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации были возложены на налоговые органы Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1211 с 1 января 1997 г. Однако из-за того, что ряд организационных вопросов, связанных с передачей названных функций, не был решен, а также с учетом того, что порядок уплаты страховых взносов в Фонд занятости регулировался нормами не налогового, а специального законодательства и организации-плательщики по-прежнему отчитывались об уплате страховых взносов перед органами службы занятости, функции контроля фактически осуществляли как налоговые органы, так и органы службы занятости.

С 1 января 2001 г. недоимка и соответствующие пени в Фонд занятости уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ.

А вот взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в Фонд занятости, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ. Это означает, что с 1 января 2001 г. при взыскании с плательщиков страховых взносов сумм недоимки, пеней и штрафов в Фонд занятости нормы НК РФ применяются в полном объеме. В связи с этим предусмотрена передача сведений о плательщиках страховых взносов в налоговые органы.

Передача сведений о плательщиках страховых взносов в Фонд занятости будет осуществляться в три этапа в соответствии с Методическими указаниями по порядку организации передачи государственными внебюджетными социальными фондами в налоговые органы сведений о плательщиках страховых взносов, доведенными до управлений МНС России совместным письмом МНС России от 20.10.2000 г. N БГ-6-07/814, Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.10.2000 г. N КА-16-27/9192, Минтруда России от 18.10.2000 г. N 214-АП, Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.10.2000 г. N 02-08/06-2134П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18.10.2000 г. N 4875/20-2/и.

После 16 января 2001 г. в органах федерального казначейства открываются счета по учету доходов, связанных с мобилизацией просроченной задолженности по взносам в Фонд занятости. Соответственно закрываются счета по учету средств Фонда занятости в учреждениях Банка России.

Платежные поручения плательщиков взносов и инкассовые поручения, не исполненные до 16 января 2001 г., должны возвращаться банками для переоформления в связи с изменением реквизитов счетов, на которые будет зачисляться задолженность по взносам, пеням и штрафам.

Плательщики должны переоформить платежные поручения с учетом вновь установленного порядка, а налоговые органы - обеспечить своевременное выставление инкассовых поручений на задолженность по взносам и пеням.

Информацию о порядке отзыва расчетных документов на взыскание указанных сумм можно получить в соответствующих налоговых органах.


Возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 г. N 1462-р Минтруду России до 28 декабря 2000 г. предписывалось обеспечить проведение выверки с плательщиками сумм уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и при установлении фактов излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществить до 16 января 2001 г. возврат за счет имеющихся остатков на счетах Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

До 16 января 2001 г. решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, а также пени в Фонд занятости принимались органами государственной службы занятости населения.

После 16 января 2001 г. принятие решения о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы страховых взносов в Фонд занятости, а также пени относится к компетенции налоговых органов в соответствии с правилами, установленными НК РФ. Это связано с тем, что суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в Фонд занятости, образовавшиеся на 1 января 2001 г., зачисляются в доход федерального бюджета. Возврат излишне уплаченных сумм взносов и пеней будет осуществляться со счетов, открываемых в органах федерального казначейства.

Ответственность за принятие решений, связанных с возвратом излишне уплаченных налогов и сборов, несут налоговые органы. Неисполнение органами федерального казначейства заключений налогового органа о возврате излишне уплаченных сумм недопустимо, за исключением случаев неправильного их оформления либо несоответствия указанного в заключении кода бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации наименованию налога или сбора.


Реструктуризация задолженности по страховым взносам и начисленным
пеням


Возможность реструктуризации задолженности по страховым взносам и начисленным пеням (предоставление рассрочки по погашению задолженности) в Фонд занятости была предусмотрена начиная с 1997 г. Ежегодно при принятии федерального закона о бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на очередной год органам государственной службы занятости населения предоставлялось право заключать с плательщиками страховых взносов с учетом их финансового состояния соответствующие соглашения о рассрочке, а также приостанавливать начисление пеней на задолженность по страховым взносам в Фонд занятости для организаций, заключивших указанные соглашения, на период их действия при условии своевременности уплаты текущих платежей.

Порядок реструктуризации и процедура заключения соглашений определялись постановлением Минтруда России от 14.01.99 г. N 1 "Об утверждении Методических рекомендаций о реструктуризации задолженности организаций по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" и приказом Минтруда России от 23.06.2000 г. N 170 "О порядке предоставления в 2000 году рассрочки погашения задолженности организаций по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и начисленной пене, а также о порядке начисления и списания начисленных пеней". Соглашения заключались на срок от одного года до 4 лет - по основной сумме долга, до 10 лет - по сумме пеней.

В связи с тем что в период с 1997 г. органами службы занятости было заключено много указанных соглашений со сроком действия, выходящим за пределы 2000 г., возникает вопрос: сохраняют ли указанные заключенные соглашения силу в 2001 г. и кто будет осуществлять контроль за их исполнением.

Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ установлено, что отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй НК РФ органами государственных внебюджетных фондов (в данном случае органами службы занятости), а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Это означает, что указанные соглашения сохраняют действие в 2001 г.

В соответствии с распоряжением N 1462-р Минтруду России было предписано осуществить передачу территориальным органам МНС России сведений о плательщиках страховых взносов в Фонд занятости по установленным формам.

Порядок передачи указанных сведений определен совместным письмом МНС России, Минтруда России и государственных внебюджетных фондов. Сведения о предоставленных рассрочках погашения задолженности представляются органами службы занятости в управления МНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации вместе с актами сверки расчетов плательщиков страховых взносов. Календарная дата представления указанных сведений о рассрочках точно не определена, однако установлено, что эти сведения должны быть представлены в течение 10 дней после подписания акта сверки расчетов в виде копий решений об отсрочках (рассрочках) и графиков их погашения.

С 1 января 2001 г. при нарушении плательщиком условий, на основании которых была предоставлена рассрочка по уплате страховых взносов в Фонд занятости, органы службы занятости на основании представления налоговых органов должны принимать решение об отмене решения о предоставлении рассрочки в течение 5 дней. Сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

При заключении соглашений одной из сторон выступали органы службы занятости, поэтому решение об отмене предоставления рассрочки также должно приниматься органами службы занятости. Однако расторгать соглашения они могут на основании представления налоговых органов, осуществляющих взыскание сумм недоимки и пени.

Определение порядка и условий проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе Фонд занятости), начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 г., относится к компетенции Правительства Российской Федерации.


Списание задолженности по страховым взносам и пеням


Списание сумм недоимки по страховым взносам в Фонд занятости до 1 января 2001 г. действующим законодательством предусмотрено не было.

Списание пени по страховым взносам в Фонд занятости было предусмотрено Федеральным законом от 2.01.2000 г. N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" и могло осуществляться до 31 декабря 2000 г. по решению органов службы занятости.

После 1 января 2001 г. списание сумм недоимки, а также задолженности по пеням осуществляется в соответствии с НК РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


И. Шкловец,

заместитель руководителя Правового департамента Минтруда России



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.