Вопрос: Организация имеет лицензию, выданную официальным органом лицензирования. На основании утверждения налогового органа о том, что этот лицензионный орган не имел полномочий на выдачу подобных лицензий (хотя это спорный вопрос), организации в 2000 г. предъявлена претензия за неправомочность пользования льготами по НДС за три предшествующих года. Очевидно, налоговому органу необходимо доказать в суде правовую ничтожность лицензии. Но он не согласен с этим и снимает недоимку. Правомерны ли действия налогового органа? (Выпуск 3, февраль 2001 г.)

Организация имеет лицензию, выданную официальным органом лицензирования. На основании утверждения налогового органа о том, что этот лицензионный орган не имел полномочий на выдачу подобных лицензий (хотя это спорный вопрос), организации в 2000 г. предъявлена претензия за неправомочность пользования льготами по НДС за три предшествующих года. Очевидно, налоговому органу необходимо доказать в суде правовую ничтожность лицензии. Но он не согласен с этим и снимает недоимку.

Правомерны ли действия налогового органа?


До вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" право налогоплательщика на пользование налоговой льготой по НДС не ставилось в зависимость от наличия лицензии на занятие определенной деятельностью. (Аналогичный вывод был сделан в решении Верховного Суда РФ от 30.07.98 N ГКПИ 98-237).

Только с 1 марта 2000 г., а для организаций, уплачивающих НДС ежеквартально, - с 1 апреля 2000 г. освобождались от НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", лишь при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.1 Закона N 36-ФЗ, письмо МНС России от 31.03.2000 N АП-6-01/234@).

Таким образом, вывод налогового органа о неправомерном пользовании предприятием льготами по НДС до 1 марта (1 апреля) 2000 г. только на том основании, что у предприятия не было соответствующей лицензии, следует признать ошибочным. Следовательно, списание в бесспорном порядке недоимки за указанный период является неправомерным. Решение налогового органа о взыскании недоимки может быть обжаловано налогоплательщиком в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации претензии налогового органа о неправомерном использовании налоговых льгот за период до 1 марта 2000 г. (1 апреля 2000 г.) могут быть предъявлены предприятию, если совершенные им сделки будут признаны судом недействительными на основании ст.173 ГК РФ как совершенные без наличия необходимой лицензии. С подобного рода иском может обратиться само юридическое лицо, совершившее сделку, его учредитель (участник), государственный орган, осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица (в данном случае - лицензирующий орган) (ст.173 ГК РФ, ст.6 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Факт наличия лицензии и ее действительности должен быть установлен судом при рассмотрении иска о признании сделок недействительными.

Что касается списания недоимки, образовавшейся после 1 марта 2000 г. (1 апреля 2000 г.), то, как отмечалось выше, с 1 марта 2000 г. (1 апреля 2000 г.) наличие лицензии является обязательным условием правомерного использования налоговых льгот по НДС. При отсутствии лицензии на осуществление лицензируемой деятельности льготы по НДС налогоплательщику не предоставляются.

В рассматриваемой ситуации налоговый орган, сделав вывод об отсутствии у предприятия необходимой лицензии, фактически признал деятельность предприятия незаконной.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

В данном случае вывод налоговой инспекции о наличии у предприятия обязанности по доплате сумм НДС был основан на изменении налоговым органом юридической квалификации характера деятельности предприятия, поэтому взыскать в бесспорном порядке сумму недоимки налоговый орган был не вправе. В целях защиты нарушенных прав предприятие может обратиться в суд с иском о признании решения налогового органа недействительным и о возврате либо зачете излишне взысканной суммы налога (ст.79 НК РФ).


В. Мешалкин


Выпуск 3, февраль 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение