Обязательный платеж при обращении в суд общей юрисдикции (Л. Крыканова, "Финансовая газета", N 12, 13, 14 март, апрель 2001 г.)

Обязательный платеж при обращении в суд
общей юрисдикции


Государственная пошлина является одним из источников доходной части как федерального, так и местных бюджетов и является обязательным действующим на всей территории России платежом, взимаемым в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" (в ред. от 31.12.95 г. N 226-ФЗ) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.96 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (зарегистрированной Минюстом России 28 июня 1996 г., регистрационный N 1115). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), обращающиеся за рассмотрением исковых заявлений, совершением нотариальных действий, регистрацией актов гражданского состояния, выдачей паспорта, государственной регистрацией договора о залоге недвижимого имущества и за рядом других юридически значимых действий.

По делам, рассматриваемым арбитражными судами и Конституционным судом Российской Федерации, государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

За рассмотрение дел судами общей юрисдикции, совершение нотариальных действий, оформление актов гражданского состояния, оформление гражданства Российской Федерации или выход из гражданства Российской Федерации, оформление выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Рассмотрим порядок взимания и размеры государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суды общей юрисдикции.


Порядок уплаты государственной пошлины


По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи исковых заявлений, заявлений, апелляционных или кассационных жалоб. Плательщиками государственной пошлины могут быть истец, ответчик, предъявляющий истцу встречный иск, а также третьи лица, выдвигающие самостоятельные требования на предмет спора.

Налоговая база для исчисления государственной пошлины определяется как цена иска. Цена иска представляет собой сумму, которую истец просит взыскать с ответчика, а по искам о присуждении в пользу истца какого-либо имущества - стоимость имущества.

Порядок определения цены иска при исчислении государственной пошлины установлен Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (далее - ГПК РСФСР), в частности цена иска определяется истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья.

Следует обратить внимание на некоторые особенности формирования цены иска.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, исчисляется исходя их суммы всех требований. При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении этих требований уплаченная государственная пошлина не возвращается.

По делам о срочных, бессрочных или пожизненных платежах цена иска определяется совокупностью платежей, но не более чем за три года. Цена иска о досрочном расторжении договора имущественного найма представляет собой совокупность платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года. По искам о прекращении платежей или выплат цена иска исчисляется исходя из совокупности оставшихся платежей или выплат, но не более чем за один год.

Цена иска о праве собственности на строения, помещения и сооружения, принадлежащих гражданам, устанавливается исходя из стоимости этого имущества, но не ниже инвентаризационной оценки, а для строений, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, - не ниже балансовой стоимости этого имущества.

При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующим довзысканием пошлины сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела. Когда суд в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы заявленных истцом требований, государственная пошлина доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.

По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина исчисляется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев. Исчисление государственной пошлины по алиментам производится с начисленной суммы заработка (дохода), причитающегося лицу, уплачивающему алименты, после удержания налога на доходы этих лиц. Если судом выносится решение о взыскании алиментов на содержание детей и на содержание истца, то госпошлина исчисляется исходя из совокупной суммы этих платежей за год. В случае подачи истцом заявления о прекращении разбирательства по делу о взыскании алиментов до его рассмотрения в суде государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственная пошлина взимается на общих основаниях.

При замене судом первоначального истца с его согласия другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях.

Согласно ст.40 ГПК РСФСР в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением правоотношении (смерть гражданина, прекращение существования юридического лица, уступка требования, перевод долга) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно в любой стадии процесса.

Для правопреемника все действия, совершенные в процессе до его вступления, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Государственная пошлина взыскивается с правопреемника, если она не была уплачена первоначальным истцом.

Законом предусмотрена уплата государственной пошлины за повторную выдачу судебного приказа. Термин "повторная выдача судебного приказа" является некорректным, так как ст.125-5 ГПК РСФСР предусмотрено, что заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной, и не предусмотрено такое понятие, как повторная выдача судебного приказа.

Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выдается судом по заявлению кредитора после извещения должника, но без вызова сторон и судебного разбирательства. Если должник не согласен с заявленными требованиями и если усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов, то судья отказывает в выдаче судебного приказа. Таким образом, не повторная выдача судебного приказа (которой не существует), а выдача судом судебного приказа оплачивается государственной пошлиной.

В случае отказа в принятии заявления или выдаче судебного приказа внесенная взыскателем за это государственная пошлина при предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства засчитывается в счет уплаты государственной пошлины по вновь подаваемому иску.

Если после принятия судом общей юрисдикции искового заявления к производству истец не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком или вследствие заключения сторонами мирового соглашения, то производство по делу прекращается на основании ст.219 и 220 ГПК РСФСР. В данной ситуации суд согласно ст.93 ГПК РСФСР решает вопрос об уплате государственной пошлины применительно к ст.90 и 95 этого Кодекса. А это значит, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины и не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, то суд должен рассмотреть вопрос об уплате ответчиком государственной пошлины в бюджет исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены (ч.1 ст.95 ГПК РСФСР).

Если стороны при заключении мирового соглашения не предусмотрели порядок распределения судебных расходов, то суд решает этот вопрос применительно к ст.90 и 95 ГПК РСФСР, т.е. государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.245 ГПК РСФСР к делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в порядке особого производства, относятся дела:

об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

о признании имущества бесхозяйным;

об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния;

по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

Все перечисленные дела особого производства оплачиваются государственной пошлиной в размере, указанном в разделе "Ставки государственной пошлины" ст.245 ГПК РСФСР .

В случае выделения судьей одного или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина вторично не уплачивается.

По повторно предъявленным искам, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

При освобождении истца от уплаты государственной пошлины в случае удовлетворения иска государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты пошлины) в доход государства в соответствии с присужденной суммой иска, а при частичном удовлетворении иска пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части, а остальная часть государственной пошлины не подлежит возврату истцу.

По исковым заявлениям, содержащим одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

С исковых заявлений о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества, если спор о признании права собственности на это имущество не решался судом, государственная пошлина взимается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке.

С исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственная пошлина взимается как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.

С исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом имущества пошлина взимается как за расторжение брака, так и за раздел имущества.

В случае подачи гражданином в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера к юридическому лицу он уплачивает государственную пошлину в размере 10% минимального размера оплаты труда (МРОТ). При удовлетворении исковых требований в полном размере согласно ст.90 ГПК РСФСР стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относится и государственная пошлина. Таким образом, юридическое лицо должно будет возместить государственную пошлину в размере 10% МРОТ истцу. В случае если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик при удовлетворении судом исковых требований должен будет внести государственную пошлину в бюджет в размере, в котором она подлежала бы взысканию с истца, т.е. в размере 10% МРОТ.

Учитывая, что законодательством о порядке взимания государственной пошлины предусмотрены существенные различия в ее размере для граждан и юридических лиц, указанный принцип следует сохранять и при рассмотрении вопроса об определении размера государственной пошлины при подаче кассационных жалоб. Поэтому при подаче кассационной жалобы на решение суда по делу неимущественного характера либо имущественного характера, не подлежащего оценке, независимо от того, кем был заявлен иск, размер государственной пошлины должен определяться исходя из статуса лица, подающего жалобу, а не размера государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления. Так, при подаче кассационной жалобы гражданином - 50% от 10% МРОТ (сегодня это 5 руб. = 100 руб. х 10% х 50%), а при подаче кассационной жалобы юридическим лицом - 50% от десятикратного МРОТ (соответственно 500 руб. = 100 руб. х 10% х 50%).

Государственная пошлина уплачивается наличными денежными средствами в учреждениях банка или перечисляется на счет местного бюджета также через учреждения банка. Прием государственной пошлины наличными деньгами осуществляется банками во всех случаях с выдачей квитанции.

Подлинные экземпляры платежных поручений или квитанций об уплате государственной пошлины хранятся в делах учреждений, совершающих юридически значимые действия за государственную пошлину.


Порядок возврата государственной пошлины


Согласно Закону Российской Федерации "О государственной пошлине" возврат государственной пошлины из местного бюджета должен осуществляться в течение года со дня ее зачисления в бюджет.

Однако учитывая, что с 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая НК РФ, ст.78 которого установлены иные сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов по сравнению с установленными упомянутым Законом, то эти положения Закона в части сроков возврата государственной пошлины с 1 января 1999 г. не применяются, так как согласно ст.7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты действовали в части, не противоречащей части первой НК РФ.

В соответствии со ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Поступившие в бюджет суммы государственной пошлины могут быть возвращены плательщику в случае отказа в принятии от него искового заявления, жалобы и иного обращения в суды либо отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия, а также при уплате пошлины в большем размере, чем предусмотрено законодательством, и в случае прекращения производства по делу, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, или оставлении иска без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо если иск предъявлен недееспособным лицом. В других случаях пошлина, как правило, не возвращается.

При оставлении исков без рассмотрения (если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции) пошлина подлежит возврату. В случае ее невозврата к повторно предъявляемому иску может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истек годичный срок после вынесения решения.

Заявление о возврате государственной пошлины из бюджета подается плательщиком в налоговый орган. К заявлению прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения и квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины. В случае частичного возврата государственной пошлины из бюджета к заявлению прилагаются копии платежных поручений и квитанций, а также справка, в которой указано, где хранятся подлинные платежные документы.


Ставки государственной пошлины


В соответствии с п.1 ст.4 Закона "О государственной пошлине" по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается в следующих размерах (с учетом деноминации).

С исковых заявлений имущественного характера при цене иска:


до 1 тыс. руб. 5% цены иска
свыше 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. 50 руб. + 4% суммы свыше 1 тыс. руб.
свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. 410 руб. + 3% суммы свыше 10 тыс.
руб.
свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс.
руб.
1 тыс. 610 руб. + 2% суммы свыше 50
тыс. руб.
свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс.
руб.
2 тыс. 610 руб. + 1% суммы свыше 100
тыс. руб.
свыше 500 тыс. руб. 1,5% цены иска
С заявлений о повторной выдаче су-
дебного приказа
50% размера государственной пошлины,
взимаемой при подаче исковых заявле-
ний имущественного характера
С надзорных жалоб по делам, кото-
ре не были обжалованы в кассацион-
ном порядке
50% размера государственной пошлины,
взимаемой при подаче исковых заявле-
ний (жалоб) неимущественного харак-
тера, а по спорам имущественного ха-
рактера - размера государственной
пошлины, исчисленной из суммы, оспа-
риваемой стороной или другим лицом,
участвующим в деле
С исковых заявлений о расторжении
брака
Однократный размер МРОТ
С исковых заявлений о расторжении
брака с лицом, признанным в уста-
новленном порядке безвестно отсут-
ствующим или недееспособным
вследствие психического рас-
стройства, либо с лицом, осужден-
ным к лишению свободы на срок свы-
ше трех лет
20% МРОТ
С исковых заявлений о разделе иму-
щества, находящегося в общей соб-
ственности (выделе доли из него)
В размере, определяемом в соответст-
вии с п.п.1 п.1, если спор о призна-
нии права собственности на это иму-
щество ранее не разрешался судом,
либо в соответствии с п.п.5 п.1,
если спор о признании права собст-
венности на это имущество судом ра-
нее был разрешен
С исковых заявлений неимуществен-
ного характера, а также с исковых
заявлений имущественного характе-
ра, не подлежащих оценке
10% МРОТ - для граждан; десятикрат-
ный МРОТ - для юридических лиц
С жалоб на решения и действия
(или бездействие) органов госу-
дарственной власти, органов мест-
ного самоуправления, общественных
объединений, иных организаций,
должностных лиц, нарушающих права
и свободы граждан
15% МРОТ
С заявлений, с жалоб по делам осо-
бого производства
10% МРОТ
С кассационных жалоб на решения
суда
50% размера государственной пошлины,
взимаемой при подаче исковых заявле-
ний (жалоб) неимущественного харак-
тера, а по спорам имущественного ха-
рактера - размера государственной
пошлины, исчисленной из суммы, оспа-
риваемой стороной или другим лицом,
участвующим в деле
За повторную выдачу копий (дубли-
катов) решений, приговоров, опре-
делений, постановлений суда, копий
(дубликатов) других документов из
дела, выдаваемых судом по просьбе
сторон или других лиц, участвующих
в деле, а также за выдачу копий
(дубликатов) названных документов,
выдаваемых судом по просьбе заин-
тересованных лиц
1% МРОТ за 1 страницу документа

При определении размера государственной пошлины учитывается МРОТ, который действует на день уплаты государственной пошлины. Так, с 1 января 2001 г. при расчете государственной пошлины применяется установленный Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ в размере 100 руб.


Льготы по уплате государственной пошлины


Законом "О государственной пошлине" установлен ряд льгот по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции. Освобождены от ее уплаты:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы. Основанием для предоставления льготы является книжка Героя Советского Союза или Российской Федерации, орденская книжка;

2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника или инвалида Великой Отечественной войны;

3) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе переселившиеся с территории Украины, Республики Белоруссия и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или специальное удостоверение инвалида;

4) граждане, пострадавшие от радиационных воздействий на других объектах (кроме Чернобыльской АЭС). Основанием для предоставления льгот являются удостоверение установленного образца и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. со штампом (надпечаткой) "Летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях", выдаваемые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии;

5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также дети первого и второго поколений, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей. Основанием для предоставления льгот является удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основанием для предоставления льготы является удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7) граждане, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах. Основанием для предоставления льготы является удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии;

8) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

9) истцы - по спорам об авторстве, авторы - по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

10) истцы - по искам о взыскании алиментов;

11) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

12) органы социального страхования - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;

13) истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;

14) юридические лица и граждане - за выдачу им документов в связи с уголовными делами или делами о взыскании алиментов;

15) стороны - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;

16) органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов, - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

17) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, а также по делам особого производства;

18) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва - по искам, связанным с нарушением их прав;

19) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, - по искам, связанным с нарушением их прав;

20) органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц. Если указанные органы обращаются в суд общей юрисдикции с исковым заявлением (заявлением), жалобой, связанными с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, то они обязаны уплатить государственную пошлину в общеустановленном порядке;

21) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения - по всем искам;

22) истцы - по искам об истребовании имущества, имеющего историческую, художественную или иную ценность, из незаконного владения;

23) юридические лица и граждане - при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

24) граждане - с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;

25) прокурор - по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;

26) Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы - по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;

27) потребители - по искам, связанным с нарушением их прав;

28) стороны - по спорам, связанным с возмещением материального ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;

29) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

30) вынужденные переселенцы и беженцы - по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

31) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом "О ветеранах";

32) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления по защите прав потребителей, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

33) ликвидационные комиссии - по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;

34) граждане - при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие организации;

35) граждане - при подаче в суд заявлений об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

36) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы - по искам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

37) истцы - при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Суд или судья исходя из имущественного положения гражданина вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Однако следует иметь в виду, что ст.56 НК РФ запрещает предоставление индивидуальных льгот. Вместе с тем согласно ст.63 НК РФ право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате государственной пошлины предоставлено уполномоченным органам, осуществляющим контроль за уплатой государственной пошлины. Контроль за соблюдением налогового законодательства о государственной пошлине возложен на налоговые органы. Это положение закреплено ст.32 НК РФ и ст.7 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины предоставляется по заявлению, подаваемому в налоговый орган.

Пункт 2 ст.64 НК РФ установил, что отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.


Л. Крыканова,

советник налоговой службы I ранга



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.