Руководителю о составлении годового отчета (М. Киселев, "Финансовая газета", N 12, март 2001 г.)

Руководителю о составлении годового отчета


Подошло к концу время подготовки годового отчета, и руководителю необходимо будет с ним ознакомиться и подписать. На что же следует обратить внимание при подписании годового отчета. Рассмотрим его основные положения.

В соответствии с требованиями действующего законодательства вместе с годовым отчетом организация должна представить в налоговый орган свою учетную политику. Перед тем как подписать учетную политику, руководителю необходимо обратить внимание на следующие основные требования, которые предъявляет к ней законодательство. Согласно п.5 положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н (с изм. и доп. от 30.12.99 г.), учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики в обязательном порядке утверждаются следующие позиции.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Руководителю организации необходимо уточнить у главного бухгалтера, на основе какого плана счетов планируется отражать хозяйственные операции организации в 2001 г. В соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, или со старым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, следует отметить, что, по нашему мнению, целесообразнее ее вести бухгалтерский учет на основе старого Плана счетов, так как, во-первых, действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету в большинстве своем не соответствуют некоторым требованиям нового Плана счетов, а временами даже и противоречат ему, а во-вторых, формы бухгалтерской и налоговой отчетности (например, бухгалтерский баланс, расчет по налогу на имущество) построены на основе старого Плана счетов. Принимая во внимание указанные трудности, руководитель и главный бухгалтер должны прийти к единому мнению по данному вопросу. При этом в данном случае руководителю необходимо прислушаться к мнению главного бухгалтера, так как данному лицу предстоит воплощать в жизнь требования учетной политики.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Указанные документы, если они разработаны самим предприятием, должны быть утверждены отдельным приказом руководителя по предприятию.


Порядок проведения инвентаризации активов
и обязательств организации


Данное требование должно быть отражено отдельным разделом в учетной политике. В нем должны быть указаны виды проводимой инвентаризации (плановая, внезапная, при смене материально ответственных лиц и др.), сроки проведения указанных видов инвентаризации.

Методы оценки активов и обязательств. Особенно серьезное внимание следует обратить на:

1. Порядок учета приобретаемых товарно-материальных ценностей. В соответствии с п.15 положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н, при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из методов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО) или по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (метод ЛИФО).

Все представленные виды учета приобретаемых МПЗ, к которым относятся товары, материалы и др., более подробно были рассмотрены в "Финансовой газете" в рубрике "Годовой отчет-2000" в январе 2001 г. Следует отметить, что, применяя метод ЛИФО, предприятие сможет минимизировать свой налог на прибыль, так как оценка МПЗ при применении данного метода основана на допущении, что МПЗ, первыми выбывшие, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени приобретения. При применении этого метода оценка МПЗ, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости выбытия МПЗ учитывается себестоимость последних по времени приобретения. Таким образом, применяя данный метод, предприятие наиболее полно учитывает влияние инфляционных факторов, т.е. себестоимость. Наряду с видящейся выгодой для предприятия в целом руководитель должен помнить, что применение данного метода возможно только при наличии хорошо поставленного учета и достаточного штата бухгалтерской службы. Наиболее простым и удобным для ведения учета является метод оценки МПЗ по методу средней себестоимости. При применении данного списания МПЗ производится по средней цене, сложившейся за отчетный период (месяц или квартал). Данный метод целесообразно применять на малых предприятиях и предприятиях с большой номенклатурой товаров (например, для предприятий розничной торговли).

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. N 2н. Это - один из основных нормативных документов, регламентирующих порядок ведения операций с иностранной валютой на предприятиях. В учетной политике в разделе по учету валютных операций, как минимум, должны быть отражены следующие моменты: порядок учета курсовой разницы по валютным счетам (курсовая разница относится по мере ее возникновения на счет 80 "Прибыли и убытки" или на счет 91 "Прочие доходы и расходы" при применении нового Плана счетов, иные варианты в действующем законодательстве отсутствуют), порядок принятия организацией доходов и расходов в иностранной валюте.

3. Порядок отражения в бухгалтерском учете ценных бумаг. В учетной политике необходимо отразить метод учета приобретаемых ценных бумаг (метод средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО), так как от этого зависит порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности и порядок налогообложения. Для непрофессиональных участников рынка ценных бумаг данный вопрос также является важным, так как от порядка учета ценных бумаг зависит правильность формирования внереализационных (т.е. неосновных) доходов предприятия и организации.

4. Отражение в учете незавершенного производства (незаконченного строительства), что наиболее важно для промышленных предприятий. В соответствии с п.64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, незавершенное производство может отражаться по:

фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

прямым статьям затрат;

стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Если организация не ведет отдельный учет незавершенного производства, а списывает все произведенные расходы на себестоимость реализованной продукции, это приводит к искажению финансовых результатов его деятельности и как следствие - к неправильному исчислению налогов.

Предприятия могут учитывать готовую продукцию как по фактической себестоимости, так и по плановой. В соответствии со старым Планом счетов при учете выпуска готовой продукции использовался счет 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)". В соответствии с новым Планом счетов вместо счета 37 используется аналитический счет 43 "Готовая продукция". Применение данного варианта учета целесообразно для предприятий, где отклонения имеют большой удельный вес в фактической производственной себестоимости. Также применение данного метода отвечает требованиям управленческого учета, при котором возможно проследить эффективность работы предприятия.

В учетной политике необходимо обязательно отразить указанные порядки ведения бухгалтерского учета.

5. Для предприятий, ведущих несколько видов деятельности (как облагаемых, так и не облагаемых НДС, а также облагаемых по разным ставкам налога на прибыль), в учетной политике необходимо отразить порядок отнесения на расчеты с бюджетом НДС, а также порядок распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности. От правильного отражения в бухгалтерском учете этих двух основных моментов зависит правильность исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

6. Выручка от реализации, по нашему мнению, является ключевым разделом в учетной политике, так как от него зависит весь порядок налогообложения. В соответствии с действующим законодательством предприятие для целей налогообложения может применять два метода: "по оплате" и "по отгрузке". Наиболее простым в применении является метод определения выручки "по отгрузке", так как бухгалтерский учет совпадает с налоговым учетом. В основе данного метода лежит основное требование, заключающееся в том, что предприятие уплачивает все налоги по истечении отчетного периода независимо от получения оплаты. Следует отметить, что применение данного метода наиболее целесообразно у предприятий торговли, так как в них фактически оплата совпадает с методом передачи товара. На больших же предприятиях, которые испытывают трудности с получением от клиентов (покупателей) денежных средств, наиболее целесообразно применять метод "по оплате". Данный метод заключается в том, что предприятие производит уплату налогов по мере поступления денежных средств. Вместе с тем применение этого метода не исключает основное требование принципов бухгалтерского учета, по которым бухгалтерский учет ведется по принципу начисления, т.е. при отгрузке товаров бухгалтер производит начисление выручки от реализации товаров (оказания услуг), при этом уплата налогов с отраженной в бухгалтерском учете выручки не производится. Несмотря на свою трудоемкость, применение данного метода позволяет многим предприятиям значительно экономить финансовые ресурсы. Для малых предприятий, т.е. предприятий, соответствующих Федеральному закону от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предусмотрено формирование выручки для целей налогообложения, применяя кассовый метод. Суть данного метода состоит в том, что весь бухгалтерский учет на предприятии ведется полностью по мере оплаты, т.е. по факту поступления денежных средств. Следует отметить, что применение данного метода, с одной стороны, позволяет предприятию не делать громоздкие расчеты для определения налогооблагаемых баз, с другой стороны, применение данного метода создает ряд трудностей. Так, например, все затраты для исчисления налога на прибыль должны быть также оплачены (например, обязательно выдана заработная плата). Может сложиться такая ситуация, при которой денежные средства поступают на предприятие в последний день отчетного периода. В данном случае предприятие будет просто не в состоянии произвести оплату всех необходимых расходов, и тогда возникнет обязанность оплаты налога на прибыль (а он, напомним, в 2001 г. составляет 35%) со всей поступившей суммы.

Исходя из изложенного обращаем внимание руководителя на то, что, прежде чем подписать учетную политику, он должен будет четко представлять все налоговые последствия, для чего порядок определения выручки от реализации должен быть обязательно согласован с главным бухгалтером.

Также хотелось бы заострить внимание на своевременности передачи первичных учетных документов в бухгалтерию. У многих руководителей в последнее время сложилось мнение, что все документы должны оформляться только после проведения фактической оплаты. В данном случае следует отметить, что в соответствии с п.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.). Согласно требованиям ст.9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, для того чтобы правильно сформировать финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтеру необходимы первичные учетные документы, которые будут относиться к тому отчетному периоду, когда была совершена хозяйственная операция, при этом, в соответствии с требованием п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Особое внимание также хотелось бы обратить на порядок исчисления налогов в том случае, если предприятие имеет обособленные представительства. Особенно данный вопрос касается уплаты налога на добавленную стоимость. В соответствии с письмом МНС России от 12.02.01 г. N ВГ-6-03/130@ предприятия, имеющие обособленные подразделения, могут уплачивать налог на добавленную стоимость как по месту нахождения филиалов, так и централизованно. При этом, как указывается в письме, порядок уплаты налога на добавленную стоимость должен быть указан в учетной политике.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации должны быть утверждены руководителем организации отдельным распорядительным документом, основные положения которого должны быть продублированы в учетной политике.


Порядок контроля за хозяйственными операциями


Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Как показывает практика, средняя учетная политика должна занимать не менее 3 листов и в обязательном порядке содержать все указанные положения.

Рассмотрим порядок заполнения и сами формы бухгалтерской отчетности. Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления годового отчета, являются:

Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н (далее по тексту - Методические рекомендации);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56;

положения по бухгалтерскому учету и другие документы.

В соответствии с указанными документами бухгалтерская отчетность состоит из:

1. Бухгалтерского баланса (форма N 1).

2. Отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

3. Отчета об изменениях капитала (форма N 3)*.

4. Отчета о движении денежных средств (форма N 4).

5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

6. Отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

7. Пояснительной записки и Заключения независимого аудитора (аудиторской фирмы).

Во многих публикациях можно встретить мнение о том, что бухгалтерский баланс является "зеркалом предприятия". С одной стороны, это правильно, поскольку в балансе отражается конечный результат от финансово-хозяйственной деятельности, т.е. отражается прибыль или убыток. При этом убыток в соответствии с действующим законодательством отражается в пассиве со знаком минус. С другой стороны, баланс является отражением лишь сальдо всех расчетов и остатков, которые складываются на конец отчетного периода (т.е. на 31 декабря 2000 г.). При этом на момент его подписания реальная картина финансового состояния предприятия может существенно измениться. На наш взгляд, наиболее интересны для руководителя будут, скорее, не баланс и форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", а форма N 3 "Отчет об изменениях капитала", в котором в динамике возможно проследить изменение в течение 2000 г. собственных средств, которые выражены в форме уставного капитала, резервных фондов, фондов потребления и др.

Самой выразительной официальной формой, отражающей динамику практически всех основных показателей деятельности, является форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", в которой отражаются динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, основных средств и нематериальных активов в разрезе имущества, а также основные социальные показатели и расшифровка расходов по обычным видам деятельности.

Отчетные и налоговые формы построены таким образом, что в большинстве своем они должны согласовываться между собой. Рассмотрим ряд таких примеров.

Для предприятия торговли и профессиональных участников рынка ценных бумаг налогооблагаемая база по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при определении выручки "по мере отгрузки" должна быть равна разнице между строкой 010 и строкой 020 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Для промышленных предприятий и предприятий сферы услуг налогооблагаемая база по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при определении выручки "по мере отгрузки" должна быть равна строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Налогооблагаемая база по налогу на имущество (стр.02100 Расчета средней стоимости имущества предприятия) должна быть равна сумме строк 110, 120, 211, 212, 213, 214, 215, 216 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Здесь следует заметить, что все бухгалтерские формы заполняются по начислению, и при применении метода учета выручки "по оплате" для контроля за правильностью заполнения налоговых форм необходимо запросить у бухгалтера дополнительно к отчетным формам бухгалтерскую справку, в которой будет показан расчет налогооблагаемых баз по НДС, на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Со сдачей годового отчета подводятся итоги по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определяются суммы чистой прибыли, подлежащей распределению в соответствии с уставом организации между акционерами (членами, пайщиками), и по итогам принятых решений выплачиваются дивиденды.


М. Киселев,

к.э.н.


-------------------------------------------------------------------------

* В соответствии с п.5 Методических рекомендаций субъекты малого предпринимательства могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы N 3, 4, 5, если отсутствуют соответствующие данные.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.