Регулирование ценообразования
Рассматривая вопрос о ценообразовании на предприятиях, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами, следует прежде всего обратить внимание на постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", в котором установлено следующее:
государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. N 478 (далее - Перечень);
цены на включенные в Перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях на условиях франко-склад организации по производству лекарственных средств;
цены на включенные в Перечень импортные лекарственные средства регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату регистрации (с учетом изменения устанавливаемого Банком России курса рубля к иностранной валюте цены (в рублях) корректируются Минздравом России при очередной публикации отпускной цены производителя);
оприходование на складе импортных лекарственных средств, включенных в Перечень, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу ЦБ РФ на дату оприходования. Таким образом, получив импортное средство по цене, превышающей зарегистрированную в реестре, предприятие-импортер будет вынуждено разницу между продекларированной и зарегистрированной ценой списывать за счет чистой прибыли;
зарегистрированные цены на лекарственные средства, включенные в Перечень, заносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в Государственный реестр цен на лекарственные средства;
оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в Перечень, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
отпускные цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в Перечень, формируются путем сложения цены и оптовой надбавки к ней.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.03.95 г. N 239 (в ред. от 28.12.98 г.) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Своими актами они устанавливают предельные размеры торговых надбавок к свободным (отпускным) ценам на эти товары.
Так, в настоящее время действуют распоряжение премьера правительства Москвы от 6.10.97 г. N 1093-РП "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" и распоряжение мэра Москвы от 27.07.2000 г. N 811-РМ (с дополнениями и изменениями от 22.01.01 г. N 43-РМ) "О формировании цен на лекарственные средства, цены производителей которых подлежат государственной регистрации". Последний документ устанавливает с 15 августа 2000 г. следующие предельные торговые надбавки к ценам производителя или импортера (за исключением отпуска по льготным и бесплатным рецептам):
для предприятий оптовой торговли (независимо от количества участников в товародвижении до розничного звена) - 15%;
для организаций-импортеров и предприятий оптовой торговли при закупке за счет собственных валютных средств (независимо от количества участников в товародвижении до розничного звена) - 25%;
для предприятий розничной торговли:
при прямых поставках от производителя - 35%;
при поставках через предприятие оптовой торговли, организацию-импортера - 25%.
Общая предельная торговая надбавка в оптовом звене не зависит от количества участников в товародвижении до розничного звена. В случае поставки одновременно через нескольких посредников суммарная оптовая надбавка не должна превышать 15% (при импорте - 25%) и распределяется по согласованию сторон.
Примечание 1. Данные ограничения действуют только в отношении лекарственных средств и медицинских изделий, включенных в ассортиментный перечень, обязательный для аптечных учреждений всех форм собственности, который утвержден распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 19.07.2000 г. N 573-РЗП.
Примечание 2. В распоряжении мэра Москвы от 22.01.01 г. N 43-РМ разъясняется, что аптечные предприятия (фирмы), осуществляющие оптовую торговую деятельность и содержащие на своем балансе аптеки без права юридического лица, но имеющие лицензию на право розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно двух надбавок (оптовой и розничной) при условии раздельного учета по оптовому и розничному звеньям.
Примечание 3. Распоряжением мэра Москвы от 22.01.01 г. N 43-РМ было также установлено, что при поставках производителями лекарственных средств предприятиям оптовой или розничной торговли (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с предоставлением комиссионного вознаграждения цена на лекарственное средство (за исключением отпуска по льготным и бесплатным рецептам), реализуемое предприятиями оптовой или розничной торговли, не должна превышать зарегистрированной цены производителя с добавлением к ней установленного предельного размера оптовой или розничной надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены производителя (независимо от количества участников в товародвижении).
В отношении надбавок к ценам закупки, применяемых при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (по перечню, определенному распоряжением мэра Москвы от 12.07.2000 г. N 747-РМ и действующему с 1.08.2000 г.), в настоящий момент действует распоряжение мэра Москвы от 12.04.99 г. N 336-РМ (с изменениями от 27.07.2000 г.) "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой":
готовые наркотические лекарственные препараты:
оптовое звено - 10%;
розничное звено - 10%;
этиловый спирт:
оптовое звено - свободная торговая надбавка;
розничное звено - 10%;
Для уполномоченных фирм - юридических лиц, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой и розничной торговли и содержащих на своем балансе аптечные пункты (без права юридического лица), предельная суммарная торговая надбавка - 15%.
Общая предельная торговая надбавка не должна превышать 20% независимо от количества оптовых поставщиков, посредников и розничных звеньев. В случае поставки одновременно через несколько оптовых звеньев, посредников суммарная оптовая надбавка не должна превышать 10% и распределяется по согласованию сторон.
Примечание. В распоряжении мэра Москвы от 22.01.01 г. N 43-РМ было установлено, что при поставках производителями лекарственных средств предприятиям оптовой или розничной торговли (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с предоставлением комиссионного вознаграждения, а также в случае закупки уполномоченными фирмами или аптечными предприятиями лекарственных средств через предприятия оптовой торговли цена на лекарственное средство по льготным и бесплатным рецептам, реализуемое уполномоченными фирмами или аптечными предприятиями по утвержденному Комитетом здравоохранения Москвы Перечню аптечных предприятий, не должна превышать цены, по которой произведена оплата товара, но не выше зарегистрированной цены производителя с добавлением к ней установленного предельного размера надбавки, исчисленной от цены, по которой произведена оплата товара (независимо от количества участников в товародвижении).
Что касается лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не предусмотренных в ассортиментном перечне, обязательном для аптечных предприятий всех форм собственности в Москве, и не отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, то в соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы от 6.10.97 г. N 1093-РП (в ред. от 22.01.01 г.) они реализуются по ценам, сформированным с применением свободных торговых надбавок, учитывающих конъюнктуру рынка.
Согласно данному распоряжению Государственной инспекции цен г. Москвы в случаях выявления нарушения государственной дисциплины цен, отсутствия в продаже лекарственных средств, предусмотренных в обязательном ассортиментном перечне, следует применять штрафные санкции.
В указанном распоряжении определено также следующее:
реализация импортных лекарственных средств и других товаров, закупленных организациями за счет собственных валютных средств, всем потребителям (кроме населения) осуществляется по свободным оптовым (отпускным) ценам, устанавливаемым этими организациями;
при закупке внешнеторговой организацией импортных лекарственных средств от своего имени, но за валютные средства, принадлежащие другой российской фирме, в соответствии с заключенным с ней договором комиссии (поручения) формирование оптовой (отпускной) цены на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется российской фирмой - собственником валютных средств с включением в затраты по приобретению товара расходов, связанных с таможенным оформлением товара и уплатой процента комиссионного вознаграждения за посредничество при закупке;
при реализации лекарственных средств по договору комиссии ценой отечественных изготовителей или поставщиков, закупающих импортный товар за счет собственных валютных средств, считается цена, установленная договором между комитентом и комиссионером.
Предприятия аптечной сети должны реализовывать лекарственные средства по цене, определяемой с применением регулируемой торговой надбавки к цене, устанавливаемой комитентом в договоре комиссии.
Кроме того, в настоящее время действует распоряжение мэра Москвы от 10.02.97 г. N 118-РМ "О торговых надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", разрешающее "оптовым предприятиям, имеющим федеральную лицензию на реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, самостоятельно устанавливать дифференцированные торговые надбавки, применяемые при формировании отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства и импортные, реализуемые в другие регионы, при условии выполнения договоров на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечную сеть г. Москвы".
Рассмотрим некоторые примеры ценообразования в оптовых фирмах, занимающихся торговлей лекарственными средствами.
Пример 1
Лекарство включено в ассортиментный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обязательный для аптечных учреждений всех форм собственности. Цена производителя - 10руб. за единицу. В таком случае предельная торговая надбавка оптового звена при реализации по договору купли-продажи составит 1 руб. 50 коп. (10 руб. х 15%). Предельная розничная надбавка будет 2 руб. 50 коп. (10 руб. х 25%), предельная суммарная торговая надбавка - 4 руб.
Пример 2
Лекарство включено в ассортиментный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам. При той же закупочной цене в случае отпуска по льготным и бесплатным рецептам суммарная предельная оптово-розничная надбавка составляет: 1 руб. 50 коп. (10 руб. х 15%).
Пример 3
Лекарство включено в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также в перечень лекарственных средств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам. Предположим, зарегистрированная цена препарата - 8 руб. за единицу. При соблюдении государственной дисциплины цен предприятием-производителем оптово-розничное торговое предприятие не может получить его по цене выше 8 руб. за единицу. При реализации препарата по льготным рецептам суммарная торговая надбавка не может превышать 1 руб. 20 коп. (8 руб. х 15%). Таким образом, конечная цена составит 9 руб. 20 коп. При его реализации не по льготным рецептам суммарная надбавка может быть 3 руб. 20 коп. (8 руб. х 40%). Конечная цена - 11 руб. 20 коп.
Пример 4
Препарат получен предприятием оптовой торговли у предприятия-изготовителя (или первого импортера) на комиссию по цене 15 руб., комиссионное вознаграждение - 5 руб. Цена при последующей перепродаже составит 15 руб. Торговая надбавка, указанная в протоколе согласования договорной цены, - 0%. Отметим, что оптовое предприятие может отпустить препарат и по 20 руб., согласовав впоследствии это с предприятием-производителем и изменив задним числом процент комиссионного вознаграждения.
На практике нередко предприятия-перепродавцы, особенно в регионах, где регулирование торговых надбавок лекарственных средств касается всего их ассортимента, с целью получения максимальной прибыли требуют, чтобы оптовые компании указывали минимальную (как правило, нулевую) надбавку в протоколе согласования отпускной цены, приходящейся на оптовую фирму. В этой ситуации наилучшим выходом для оптовиков является работа по договорам комиссии.
Л. Колесниченко,
аудитор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/