Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 2001 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Малые предприятия Австралии вынуждены составлять громоздкую отчетность по введенному в прошлом году налогу на товары и услуги (аналогу НДС). Еще больше усилий потребовала подготовка отчетов о хозяйственной деятельности. Для оформления ежемесячной налоговой отчетности владельцам малых предприятий до самого недавнего времени требовалось до 30 часов времени, что вызвало небывалое недовольство со стороны налогоплательщиков.

22 февраля 2001 г. правительство страны приняло решение значительно упростить налоговую систему. От подготовки громоздкой налоговой отчетности освобождаются малые предприятия, оборот которых не превышает 2 млн австралийских долларов, пенсионеры, не получающие государственную пенсию (в Австралии лица, во владении которых активы превышают определенную величину, государственной пенсией не обеспечиваются), и примерно 500 тыс. мелких инвесторов. Для предприятий с оборотом менее 2 млн долл. правительство разработало схему ежеквартальной уплаты налога на товары и услуги в размере 25% от суммы налога, уплаченного по результатам деятельности в предшествующем году с поправкой на изменение размера ВВП. Таким предприятиям будет достаточно представить отчет лишь раз в год.

Лица, получающие инвестиционные доходы, освобождаются от представления отчетности по частичным взносам. Примерно 1,5 млн налогоплательщиков, включая лиц, занимающихся торговлей единолично, ежеквартально будут высылать в налоговое ведомство чек, в котором указывается сумма налога на товары и услуги, уплаченная в предшествующем квартале поставщикам товаров, и сумма налога, полученная с покупателей (в этом будет состоять вся ежеквартальная отчетность). Корректировка отчетности, где будут отражаться данные об экспорте, капитале и другая информация, будет производиться лишь раз в год.

По мнению австралийских частных аудиторов, нововведения позволят более чем вдвое сократить трудоемкость подготовки налоговой отчетности предприятиями малого бизнеса.


Аргентина


Правительство Аргентины намерено повысить размер ставки НДС на услуги кабельного телевидения. Ранее размер ставки был повышен с 10,5 до 13%, теперь его планируется увеличить до 21%. В результате этого ставка НДС в сфере кабельного телевидения будет приведена в соответствие со ставками в других отраслях экономики страны. В соответствии с официальной статистикой размер доходов в сфере кабельного телевидения в 1999 г. составил более 1 млрд долл. США. Аргентина обладает одной из наиболее разветвленных сетей кабельного телевидения в мире.


Великобритания


В налоговой службе Великобритании учреждено специальное подразделение, в котором шесть налоговых инспекторов займутся налоговыми отношениями знаменитостей с газетами и журналами. Налоговиков интересуют прежде всего суммы, которые английские знаменитости получают от СМИ за освещение событий их жизни. Инспекторов будут интересовать не только получение от журналов вознаграждений наличными, но и подарки в виде оплаты путешествий или их свадебных церемоний и обедов. Налоговики утверждают, что будут сообщать агентам звезд о начале проведения проверок.

По мнению обозревателей, налоговики фактически вводят таким образом для английских знаменитостей своеобразный "налог на славу".


Германия


Министерство финансов Германии сообщило, что с середины февраля 2001 г. налогоплательщики страны получили возможность заполнять налоговые декларации и направлять их в налоговые органы с помощью сети Интернет. Для этих целей в Интернете открыт специальный сайт, бесплатно предоставляющий программное обеспечение, используемое для заполнения деклараций.

Пока в Германии не принят закон, устанавливающий правомерность использования электронной подписи. Поэтому помимо передачи данных в электронном виде от налогоплательщика требуется распечатать подготовленную с помощью сети Интернет декларацию и отправить ее в налоговый орган по почте. После принятия закона об электронной подписи, которое ожидается еще до конца первого полугодия 2001 г., налоговая декларация, отправленная по электронной почте, будет иметь ту же юридическую силу, что и обычная бумажная.


Израиль


В 2000 г. уровень инфляции в Израиле составил 0%. Это стало результатом в том числе повышения валютного курса шекеля и снижения налогов.

Нулевая инфляция в 2000 г. не является для страны абсолютным рекордом. В 1950 г., спустя 2 года после образования государства Израиль, индекс потребительских цен упал на 6,6%. Максимальная инфляция (444,9%) была зарегистрирована в 1984 г. А за 1979 - 1985 гг. цены выросли на 1298%.


Исландия


С 1 января 2001 г. в Исландии вступило в силу законодательство, предусматривающее предоставление определенных налоговых льгот в отношении производства кинофильмов и телепрограмм, которое осуществлено на территории страны. Министерство промышленности Исландии обязано возместить определенную долю налога на добавленную стоимость и 12% затрат на производство видеопродукции. В случае, если более 80% затрат было произведено на территории Исландии, размер компенсации определяется в виде доли от затрат, понесенных на территории европейской экономической зоны.

Иностранные производители видеопродукции получили право создавать на территории Исландии международные компании, на которые распространяется льготная ставка налога на доходы корпораций. Размер ставки составляет всего 5%. Такие компании имеют право владеть авторскими правами, инвестировать средства в приобретение авторских прав, получать прибыль от распространения авторских прав за рубежом и передавать дивиденды в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения доходов и капитала.

По мнению руководства исландского фильмофонда, нововведения могут привести к удвоению производства видеопродукции, объем которого в настоящее время составляет 5 - 6 произведений в год.


Китай


По данным китайского налогового ведомства, в 2000 г. сумма налогов, уплаченных предприятиями с иностранным капиталом и на которых работают иностранные физические лица, составила 231,6 млрд юаней (27,9 млрд долл. США). Это на 40,5% превышает цифру 1999 г. Столь высокий рост доходов можно объяснить укреплением статуса фирм с иностранным капиталом, общим экономическим ростом и повышением спроса на китайскую продукцию на международных рынках. Инвестиционный климат для зарубежных предпринимателей улучшился и благодаря действиям правительства, которое в 1999 г. вложило крупные инвестиции в развитие инфраструктуры производства. Увеличения сбыта удалось добиться благодаря росту народного потребления, в частности вследствие развития потребительского кредита.

Поступления налогов от иностранных юридических и физических лиц в прошлом году составили 18,3% всех поступлений, тогда как в 1999 г. - всего 16%.


* * *


По данным государственной налоговой администрации Китая, поступления от взимания налога на доходы физических лиц в прошлом году составили 51,1 млрд юаней (без учета налога на проценты по банковским вкладам). Это на 23% больше, чем в 1999 г., когда было собрано 41,4 млрд юаней.

В течение последних лет поступления от налога на доходы физических лиц в Китае динамично возрастали. В 1995 г. они составляли 13,1 млрд юаней, в 1997 г. - 26 млрд юаней.

Основной причиной роста налоговых поступлений стали действия, направленные на повышение собираемости налогов с "нетрудовых" доходов - дивидендов по акциям и процентов по облигациям.


Литва


В январе 2001 г. в государственный бюджет Литвы поступило почти столько же доходов, что и в предкризисном январе 1998 г., - 472,5 млн литов. Это на 37,6 млн литов (8,6%) больше, чем планировалось, и на 81,4 млн литов (20,8%) больше, чем в прошлом году. При этом план сбора НДС выполнен на 112,3%, что приблизило его к уровню 1998 г.

Государственная налоговая инспекция в январе этого года перечислила в госбюджет 113,5 млн литов, таможня - 182 млн литов. Почти все другие налоги были также собраны с перевыполнением. Например, суммы налога с внешней торговли и сделок составили 11,7 млн литов - это на 22,5% больше показателя предыдущего года, налога на природные ресурсы - 6,8 млн литов (на 29,7% больше). Менее запланированной оказалась сумма налога с прибыли юридических лиц (20 млн литов - меньше на 27,5%) и сумма государственных сборов (4,8 млн литов - меньше на 22%).

В государственный бюджет собрано 696,1 млн литов, что на 14,7% больше величины прошлогоднего январского сбора. Согласно прогнозу поступления в доходную часть бюджета в этом году превысят прошлогодний уровень, а дефицит бюджета не превысит 906 млн литов, что составит 1,9% ВВП.


Новая Зеландия


Новозеландскую налоговую службу подвергли критике за неэффективность работы по выявлению лиц, намеренно уклоняющихся от уплаты налогов. В последнем налоговом году, за который имеется статистика, налоговикам удалось взыскать всего 1,75 млн долл. налоговой задолженности у 74 налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Как показывает статистика налогового ведомства, оно возвращает в бюджет менее 0,1% суммы налогов, намеренно укрытых от уплаты недобросовестными налогоплательщиками.

Это наводит на мысль о том, что налоговая служба Новой Зеландии израсходовала на поиск налоговых мошенников больше средств, чем выручила недоимки в результате своей деятельности.

С другой стороны, это может означать, что налоговики на самом деле занимались вовсе не крупными налогоплательщиками.


Португалия


По оценке португальских обозревателей, в 2001 г. правительство страны может подорвать рынок автомобилей компоновки "внедорожник" и "монообъемник" в случае, если будет принято новое законодательство о взимании сбора на автомобили. Согласно законопроекту ставка сбора на "внедорожники" составит 100%, а на "монообъемники" - 50% от их цены. Официальные представители автомобильных компаний Land Rover, Chrysler, Suzuki и KIA уже выразили свое отношение к подобному шагу правительства, заявив, что в случае принятия новых налоговых ставок они свернут все операции на территории Португалии.


Соединенные Штаты Америки


Верховный суд США принял к рассмотрению спор между племенами индейцев Чикасо и Чокто (Chicksaw Nation и Choktaw Nation) из Оклахомы, с одной стороны, и министерством юстиции - с другой, о правомерности обложения федеральным акцизным налогом продажи индейцами карточек лотерей, средства от проведения которых идут на финансирование потребностей племен.

В американских штатах подобный налог не уплачивается. Индейцы настаивают на том, чтобы они были уравнены в правах с властями штатов и, следовательно, были освобождены от уплаты налога на лотереи. Ранее индейцы из Оклахомы обращались в апелляционный суд, который постановил, что индейцы должны уплачивать налог.

Федеральное законодательство относительно налогообложения игорного бизнеса, которым занимаются индейцы в США, отличается большой нечеткостью. Поэтому индейцы справедливо утверждают, что неоднозначность закона должна быть интерпретирована в их пользу. Позиция же министерства юстиции США состоит в том, что этот принцип должен применяться в отношении споров между индейцами и властями штатов, но не споров с федеральным правительством.


Украина


По данным государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), уже несколько лет подряд уровень добровольной уплаты налогов украинскими налогоплательщиками составляет около 47%. Доначисленные в бюджет 2000 г. суммы составили 1,3 млрд гривен. По сравнению с 1995 г. количество проведенных налоговых проверок в прошлом году сократилось в 5 раз.

При подготовке списка налогоплательщиков для включения его в национальный план налоговых проверок ГНАУ в 2000 г. использовалась как налоговая отчетность, представленная самим предприятием, так и информация, поступившая от третьих лиц. Критериями отбора налогоплательщиков - юридических лиц для проведения проверки были, в частности, хроническая убыточность предприятия и незначительные размеры фондов оплаты труда при больших объемах реализации.

Сотрудниками украинской налоговой милиции в бюджеты всех уровней в 2000 г. были взысканы налоги, сборы и другие обязательные платежи на общую сумму около 3,5 млрд гривен. По сравнению с 1999 г. сумма поступлений увеличилась в 2 раза, при этом количество проверок уменьшилось на 2,3 тыс. Возросла эффективность процедуры выбора объекта проверки. В 98% проверок получен конкретный результат в виде взысканий с налогоплательщиков в бюджет.


Эквадор


Министерство финансов Эквадора обнародовало свои предложения по проведению налоговой реформы. Во-первых, предлагается повысить с 12 до 15% размер ставки НДС. Обоснованием этого служит необходимость компенсации потерь бюджета в связи с отменой 31 декабря 2000 г. налога на обращение капитала. Эксперты считают, что инфляционный эффект от повышения ставки НДС может наблюдаться на протяжении не более одного года.

Во-вторых, предлагается изменить систему налогообложения доходов. Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый по ставке 25%, предлагается взимать по ставке 20%. Размеры прочих ставок этого налога предлагается оставить без изменений. Таким образом, шкала налогообложения физических лиц будет насчитывать 4 уровня в зависимости от суммы доходов налогоплательщика: 5, 10, 15 и 20%.

Будут изменены ставки налога с доходов предприятий. Малые предприятия будут облагаться по ставке 10%, которая станет базовой. Доходы крупнейших предприятий предлагается облагать по ставке 25%. Доходы остальных предприятий предлагается облагать по ставкам 15 и 20%. В результате этого крупнейшие предприятия будут облагаться по той же ставке, что и до реформы. Целью реформирования налогообложения предприятий являются защита компаний с низкими доходами и стимулирование производства во всех секторах экономики. По оценке правительственных экспертов, проведение реформы будет стоить бюджету потери примерно 80 млн долл. США. Если удастся повысить собираемость налогов, то потери бюджета могут быть меньше.

В-третьих, будет изменена система налогообложения на местном уровне. Государство обращается к местным властям с предложением пересмотреть порядок оценки стоимости имущества в соответствии с реальной рыночной стоимостью. Одновременно предлагается упростить базу обложения налогом на имущество, включив в нее все виды имущественных налогов, и взимать налог по различным ставкам в зависимости от экономического потенциала земельных угодий.

В-четвертых, налоговая реформа предусматривает отказ от предварительного распределения ресурсов нефтяного стабилизационного фонда (до сих пор государство распределяло эти ресурсы по различным отраслям экономики). Отказываясь от распределения, государство гарантирует сохранение общего фонда на случай сокращения поступлений в связи со снижением цен на нефть. Накопленные ресурсы государство будет направлять в те секторы экономики, которые оказались в наиболее тяжелом положении.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.