Государства - участники Евроазиатского союза: анализ систем налогообложения (М.Р. Бобоев, Д.В. Наумчев, "Аудиторские ведомости", N 3, март 2001 г.)

Государства - участники Евроазиатского союза:
анализ систем налогообложения


Евроазиатский союз (ЕАС), до 11 октября 2000 г. - Таможенный союз, образован в январе 1995 г. как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономики. В настоящее время членами Евроазиатского союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Рассмотрим действующий механизм налогообложения в этих государствах.


Налог на прибыль предприятий и организаций


Налог на прибыль предприятий и организаций (в Казахстане - подоходный налог с юридических лиц) является неотъемлемым атрибутом налоговой системы в каждом из рассматриваемых государств. Механизм его взимания во многом схож, хотя в каждом государстве имеются определенные особенности обложения данным налогом.

В качестве плательщиков налога выступают предприятия и организации - юридические лица. Во всех рассматриваемых государствах, кроме Кыргызстана, плательщиками налога являются также иностранные юридические лица, т.е. предприятия-нерезиденты. В Кыргызстане в качестве плательщиков налога выступают только юридические лица - резиденты. Следует отметить, что в России и в Казахстане при соблюдении определенных условий этот налог также уплачивается филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций. В Белоруссии юридические лица могут делегировать исчисление и уплату налога на прибыль своим филиалам, имеющим отдельный баланс и расчетный счет. В Белоруссии плательщиками налога являются также участники договора о совместной деятельности, ведущие расчеты с бюджетом по совместной деятельности или получающие выручку до ее распределения.

В Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане основная ставка, по которой взимается данный налог, составляет 30%. При этом в Таджикистане и Казахстане существуют дополнительные ставки. В Таджикистане предусмотрены ставки, по которым налог взимается с доходов юридических лиц - нерезидентов, не связанных с постоянным учреждением. Так, по ставке 12% уплачивается налог с доходов в виде процентов и дивидендов, по ставке 4% - с доходов от страховых платежей, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок, по ставке 6% - с доходов от фрахта, по ставке 20% - с доходов в форме роялти.

Основная ставка, по которой взимается налог на прибыль в Белоруссии, - 25% налогооблагаемой базы. При налогообложении прибыли отдельных категорий налогоплательщиков используются следующие ставки:

15% - для предприятий (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат; для предприятий со среднегодовой численностью работающих в промышленности - до 200 человек, в науке - до 100 человек, в строительстве и других производственных сферах - до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;

10% - для предприятий АПК от прибыли, полученной от производственно-технического обслуживания АПК;

7% - для предприятий АПК от прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК.

Кроме перечисленных ставок в соответствии с законодательством местные органы власти устанавливают фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговли в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.

В России действует дифференцированная система ставок по налогу на прибыль. Ставка налога на прибыль состоит из двух частей. 11% составляет налог, поступающий в федеральный бюджет. Вторая часть налога определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступает в региональный бюджет.

Законом Российской Федерации от 27.11.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями) установлен предельный размер ставки по налогу, поступающему в региональные бюджеты в размерах:

19% - основная ставка по налогу на прибыль предприятий и организаций;

27% - с прибыли от посреднических операций, а также прибыли брокерских фирм, банков;

15% - с доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, и доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;

70% - с доходов видеосалонов, от проката носителей программ;

15% - для иностранных юридических лиц с доходов от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями;

20% - для иностранных юридических лиц с доходов от использования авторских прав и лицензий, источник которых находится на территории Российской Федерации.

В Казахстане и Кыргызстане в качестве налогооблагаемой базы выступает разница между совокупным годовым доходом и вычетами из него. Однако нельзя говорить об идентичности расчета ее в этих государствах, так как для каждого из них характерен свой особенный состав расходов, включаемых в вычеты из совокупного годового дохода, а также порядок, регламентирующий их размер.

В Таджикистане в качестве объекта налогообложения берется разница между валовыми доходами и вычетами. Отличительная же особенность - порядок определения объекта налогообложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль данных предприятий, полученная через постоянное учреждение в Таджикистане, облагается налогом в общем порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта налогообложения выступает доход у источника выплаты без осуществления вычетов.

В Белоруссии в качестве объекта налогообложения выступает балансовая прибыль, а в России - валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) по определенным законодательством направлениям.


Льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций


Практика показывает, что применение льгот при налогообложении деятельности хозяйствующих субъектов в любом государстве зависит от характера и целей проводимой им политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т.д. Характерной чертой рассматриваемых систем налогообложения прибыли является преобладание социально направленных льгот. Для каждой из рассматриваемых систем налогообложения, за исключением Кыргызстана, характерно наличие льгот, предоставляемых общественным организациям инвалидов, предприятиям и объединениям, созданным на базе этих организаций, а также предприятиям и организациям, использующим труд инвалидов. Также к льготам социальной направленности можно отнести предоставление льгот при направлении прибыли на благотворительные цели, на жилищное строительство и др.

В рассматриваемых системах налогообложения прибыли применяются также льготы, связанные с созданием благоприятных условий для развития процессов инвестирования капитала в отдельные отрасли экономики (кроме Таджикистана и Кыргызстана). В России и Белоруссии применяются льготы, связанные с уменьшением налогооблагаемой базы на сумму затрат на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. В Казахстане предоставляются льготы банкам при налогообложении доходов, полученных от предоставления среднесрочных и долгосрочных инвестиционных кредитов, выданных на срок более трех лет для создания и модернизации основных средств. Также не подлежит налогообложению доход предприятий и организаций, полученный по лизинговым договорам, предметом которых является лизинг нового технологического оборудования на срок более трех лет с последующей его передачей в собственность лизингополучателя.

Кроме рассмотренных в каждой из анализируемых систем налогообложения прибыли (дохода) действуют отдельные, характерные только для нее льготы.

Общим в уплате налога на прибыль (доход) в рассматриваемых государствах является ежемесячное осуществление платежей, отличие состоит в порядке расчета этих платежей и сроках уплаты.

В Таджикистане платежи вносятся не позднее 15 числа каждого месяца в размере 1/12 суммы налога за предыдущий налоговый год, умноженной на коэффициент 1,2. Окончательный расчет производится не позднее 30 апреля по налоговой декларации, которая должна быть представлена до 1 апреля. В Кыргызстане налог уплачивается ежемесячно не позднее 20 числа в размере ставки налога. В Белоруссии - ежемесячно на основе данных бухгалтерской отчетности. В России ежемесячно до 15 числа каждого месяца плательщики вносят авансовые платежи в размере 1/3 квартальной суммы. Размер авансовых платежей определяется исходя из предполагаемой прибыли за отчетный период и ставки налога. По истечении I квартала, полугодия, девяти месяцев и года производится перерасчет суммы налога, фактически подлежащей к уплате по результатам деятельности предприятия (организации). Разница между суммой налога, исчисленной по результатам деятельности налогоплательщика за отчетный период, и суммой, фактически уплаченной за этот период, подлежит либо доплате, либо возврату или зачету в счет будущих платежей. Если налогоплательщик должен внести дополнительный платеж, то размер этого платежа увеличивается на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем отчетном периоде.

Налог на прибыль в каждом из рассматриваемых государств имеет позиции, не совместимые с аналогичными налогами в других государствах. Для достижения сопоставимости соответствующих показателей необходимо, на наш взгляд, унифицировать расчет налогооблагаемой базы и порядок уплаты налога. В меньшей степени требуют унификации такие позиции, как реестр категорий плательщиков и перечень льгот.

В целях исключения потерь бюджета и уклонения от налогообложения следует также привести в соответствие методики налогообложения представительств и филиалов иностранных хозяйствующих субъектов.


Налог на имущество юридических лиц


Налог на имущество юридических лиц взимается на территории России, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана. К числу общих черт обложения этим налогом относится реестр категорий плательщиков: во всех этих государствах к числу плательщиков относятся юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс. В указанных государствах применяется ставка в пределах от 0,5 до 2% налогооблагаемой базы. В Белоруссии и Таджикистане ставка налога фиксирована, в России же определен максимальный уровень, в рамках которого субъектам Федерации дано право устанавливать конкретный размер ставки.

Во всех государствах налог уплачивается с остаточной стоимости имущества. Это связано с определением состава имущества, которое включается в налогооблагаемую базу, и методикой расчета остаточной стоимости.

Система льгот по налогу на имущество в каждом государстве строится с учетом особенностей проводимой политики в области налогообложения, определенных приоритетов развития экономики, науки и других сфер. Наибольший объем льгот по этому налогу предоставляется в России, системы льгот в Белоруссии и Таджикистане содержат соответственно 13 и 7 позиций. Общими для рассматриваемых государств являются льготы по объектам социального и жилищно-коммунального назначения, льготы по имуществу, используемому для нужд образования и культуры, льготы, предоставляемые религиозным организациям.


Земельный налог


В России, Белоруссии, Казахстане и Таджикистане плательщиками данного налога выступают юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки.

Объектом обложения земельным налогом в России, Белоруссии и Кыргызстане являются земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), промышленности, транспорта, связи, иного назначения, лесного фонда, водного фонда.

Особенность определения объекта обложения земельным налогом в Таджикистане - разделение земель в целях налогообложения на две части:

земли городов и поселков городского типа;

земли вне городов и поселков городского типа.

Среди льгот при обложении земельным налогом рассматриваемых государств можно выделить льготы:

общие для всех рассматриваемых стран;

общие для отдельных стран;

присущие отдельным странам.

К числу общих льгот можно отнести льготы по землям заповедников, природных, национальных и дендрологических парков, ботанических и зоологических садов; землям общего пользования населенных пунктов; землям, используемым бюджетными организациями, а также льготы для органов охраны природы, памятников истории и культуры.


Совершенствование налогового законодательства


В настоящее время в странах ЕАС действует двухуровневая система налогов и сборов, за исключением России, где принята трехуровневая система. Так, в Белоруссии - 12 общегосударственных и 4 местных налога; в Казахстане - 5 и 12, в Кыргызстане - 5 и 16; в Таджикистане - 14 и 3; в России - 16 общегосударственных, 7 региональных и 5 местных налогов.

Анализ налоговых систем показывает, что практически всем национальным законодательствам (кроме России) присущи общие проблемы: наличие широкого перечня налоговых льгот, неравномерное распределение налогового бремени, нечеткое определение соотношения общегосударственных и местных налогов, жестко не установленный паритет закона над ведомственными инструкциями и актами. На устранение этих недостатков направлена работа над проектами налоговых кодексов в ряде государств - участников ЕАС. В связи с этим представляется целесообразным основное внимание законодателя обратить на следующие приоритетные направления.

1. Сближение и гармонизацию налоговых законодательств необходимо начинать с налогов и сборов, влияющих на международные торговые отношения. Наиболее приемлемый путь - переход на взимание НДС по принципу "страны назначения". В данном случае изменение ставок и введение льгот возможны в соответствии с экономической ситуацией, сложившейся в том или ином государстве.

2. Необходимо исключить смешанную систему взимания акцизного налога. В рамках государств - участников ЕАС акцизный налог берется как в "стране происхождения", так и в "стране потребления". Целесообразно принять единую систему обложения акцизами: взимать налог либо в "стране происхождения", либо в "стране назначения". Ставки акцизного налога во всех государствах - участниках ЕАС должны быть идентичны.

Взимание акцизного налога по принципу "страны назначения" является, на наш взгляд, более рациональным в силу того, что методика взимания косвенных налогов должна быть построена по единому принципу. Стоимость экспортируемой продукции должна быть освобождена от влияния местных налогов. Так как фактическим плательщиком акцизного налога будет потребитель продукции, то взиматься он должен в "стране потребления" по ставкам национального законодательства. При данном подходе унификация ставок акцизного налога необязательна, так же как и унификация перечней подакцизных товаров. Однако ставки на экспортируемую и импортируемую продукцию должны быть идентичны во всех государствах - участниках ЕАС, что в результате приведет к созданию единой зоны свободной торговли.

3. Прямые и целевые налоги (налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог) не оказывают прямого влияния на налоговые поступления в соседних государствах. Однако разный уровень налогового бремени ведет к созданию неравных условий для привлечения инвестиций в экономику государств - участников ЕАС. Представляется, что отмена нерыночных налогов, уменьшение их количества, сокращение многочисленных налоговых льгот позволят более равномерно распределить налоговое бремя по группам плательщиков, упростить администрирование и в результате увеличить объем налоговых поступлений. Кроме того, отдельные элементы прямых налогов подлежат гармонизации в целях исключения потерь бюджетов и уклонения от налогообложения отдельных категорий хозяйствующих субъектов при действии договоров об избежании двойного налогообложения.

Важное направление представляет собой гармонизация налога на прибыль (доход) в целях избежания двойного налогообложения. Чтобы исключить потери бюджета и уклонение от налогообложения, подлежит унификации также методика налогообложения представительств и филиалов иностранных хозяйствующих субъектов. Принципы налогообложения имущества, находящегося на территории других государств - участников ЕАС, должны быть едиными.

Земельный налог, на наш взгляд, целесообразно унифицировать на территории всех государств - участников ЕАС, так как он не оказывает глубокого влияния на международные экономические отношения.


М.Р. Бобоев,

представитель Налогового комитета Республики Таджикистан

в Российской Федерации


Д.В. Наумчев,

советник налоговой службы I ранга, МНС России


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.