Участие налоговых органов в процедурах банкротства (А.А. Волобуев, "Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2000 г.)

Участие налоговых органов в процедурах банкротства


Рассмотрим возможное решение проблемы конкуренции норм гражданского и налогового законодательства в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве).

Конституционное положение об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы находит свое отражение в п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Эта обязанность носит публично-правовой характер, в силу которой, как разъяснил Конституционный суд РФ в своем постановлении от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Позиция Конституционного суда РФ о разграничении имущества налогоплательщика на часть, которой он не может распоряжаться по своему усмотрению, и часть, находящуюся в частной собственности, гарантии которой предусмотрены в ст.35 Конституции РФ, закреплена также и в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.98 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Существует специальный правовой режим имущества (в том числе денежных средств) налогоплательщика, при котором исполнение обязанности по уплате налогов и сборов имеет существенную особенность. Установление данного правового режима имущества должника при возбуждении в отношении него производства по делу о банкротстве продиктовано, с одной стороны, необходимостью сохранения того имущества, которое имеется, а с другой, - эффективным использованием его в целях удовлетворения требований кредиторов и возможного восстановления платежеспособности должника для сохранения хозяйствующего субъекта.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предметом регулирования законодательства о несостоятельности являются отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Понятия имущественных требований кредиторов Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не определяет. Судебная практика пошла по пути включения в состав имущественных требований кредиторов требований по денежным обязательствам и по обязательным платежам (постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 14.09.99 N 905/99, от 07.12.99 N 2577/99). При этом определения понятий денежных обязательств и обязательных платежей даны в ст.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", где указано, что обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" является актом гражданского законодательства, предметом регулирования которого является сфера частно-правовых отношений. Однако никакого противоречия во вторжении действия норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в область публично-правовых отношений нет. Это обусловлено характером правоотношений, складывающихся в процессе банкротства, участниками которых согласно ст.30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" являются не только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы должника в рамках гражданско-правовых отношений, но и налоговые и иные уполномоченные органы. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются в соответствии со ст.2 НК РФ законодательством о налогах и сборах.

В указанной правовой ситуации возникает проблема должного правоприменения. Для разрешения этой проблемы следует обратиться к норме гражданского законодательства, содержащейся в п.3 ст.2 ГК РФ. Данная норма устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" установлены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению обязанности по уплате обязательных платежей. В соответствии с п.1 ст.57 данного закона с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного указанным законом.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов установлен в гл.8 НК РФ. Статья 45 НК РФ обязывает налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Согласно п.2 указанной статьи взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.47 НК РФ.

Обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, закрепленную п.1 ст.23 НК РФ, юридическое лицо исполняет до момента своей ликвидации. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Каких-либо исключений для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротами, по исполнению обязанности представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность законодательством о налогах и сборах не установлено. На обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации указано также в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом согласно п.3 ст.1 данного закона одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.


А.А. Волобуев,

инспектор налоговой службы I ранга


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение