Типичные ошибки, совершаемые при учете ремонтных работ (А. Ю. Грибков, "Бухгалтерский учет", N 23, декабрь 2000 г.)

Типичные ошибки, совершаемые при учете ремонтных работ


В любой организации проводятся ремонтные работы для поддержания в работоспособном состоянии имущества. При отражении этих операций в учете бухгалтеры нередко делают ошибки, влияющие на правильность формирования себестоимости выполненных работ, определения налогооблагаемой прибыли и налога на добавленную стоимость.

Например, Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, разрешает относить на счета учета затрат только расходы по ремонту внеоборотных активов, в то время как во многих организациях на затраты списывают и расходы по "ремонту" малоценных и быстроизнашивающихся предметов и даже материалов.

При налоговых и аудиторских проверках важное место уделяется проверке порядка отнесения затрат на ремонтные работы. Следует отметить, что проверяются не фактически произведенные работы (можно выявить при ревизии или инвентаризации имущества организации), а только правильность их документального оформления и отражения в учете.

Расходы по ремонту внеоборотных активов могут быть учтены как затраты только, если они оформлены первичными учетными документами. В противном случае расходы производятся только за счет прибыли организации.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такие документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если их форма не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

В настоящее время действуют следующие основные альбомы унифицированных форм, связанных с учетом основных средств и их ремонтом:

- Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а);

- Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (утв. постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100);

- Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (утв. постановлением Госкомстата России от 09.08.99 N 66).

Если ремонт выполняется силами самой организации, то форма первичных документов должна быть утверждена приказом руководителя (п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н). Отсутствие грифа "Утверждаю" на образце первичного документа может стать формальной причиной непринятия затрат к учету.


Ремонт или реконструкция?


Необходимость проведения ремонта основного средства обуславливается, в первую очередь, неравномерным выходом из строя и изнашиванием отдельных деталей, узлов, агрегатов и других элементов конструкции, что влечет выход из строя основного средства в целом.

Виды ремонта различаются в зависимости от его периодичности и характера выполняемых работ: капитальный, текущий, планово-предупредительный ремонт или внеплановый ремонт основных средств.

Ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как зданий и сооружений в целом, так и их отдельных конструкций.

К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы, в процессе которых производится замена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Реконструкция (модернизация) объекта во многом похожа на проведение капитального ремонта. Зачастую одни и те же работы могут быть расценены и как реконструкция (модернизация), и как капитальный ремонт. Разделить их бухгалтер может, только опираясь на документы, которыми эти работы оформлены.


Пример. Организация в своей деятельности использует трубопровод, учтенный как отдельный объект основных производственных фондов. Если в течение нескольких лет по всей системе трубопровода были заменены трубы, то производился ремонт. Если же система была заменена полностью единовременно, то это рассматривается как реконструкция.

Организация имеет право заменить часть изношенных труб на более качественные (из нового материала). При этом увеличится срок эксплуатации отдельного участка трубопровода, однако в целом срок эксплуатации трубопровода останется неизменным. Если же произведена полная замена и изменяется срок эксплуатации всего трубопровода, то работы являются реконструкцией.

Необходимо отметить, что в ряде случаев ремонт подразумевает единовременную замену не более 10 или 20% всего объекта.


Пример. Установка "стеклопакетов" в здании может быть расценена как ремонт, если есть дефектная ведомость, подтверждающая износ старых обычных окон, или как реконструкция здания, если в документах указано, что применение данных окон позволяет улучшить характеристики здания за счет уменьшения расхода тепла во время отопительного сезона.

К сожалению, далеко не всегда в первичных учетных документах можно найти подобную информацию. Для наиболее точной классификации произведенных работ наряду с первичными должны применяться дополнительные разъясняющие документы.

Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 N 279) перед началом ремонта необходимо оформить следующие документы (подтверждающие проведение соответствующих работ):

- приказ на осмотр производственных зданий и сооружений;

- приказ о создании комиссии, производящей данный осмотр;

- акт комиссии о проведенном осмотре с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения (акт может быть оформлен в форме дефектной ведомости).

Таким образом, в установленные сроки в организации должна быть создана специальная комиссия, которая производит осмотр здания в целом или его отдельных частей, заносит обнаруженные неисправности в дефектную ведомость. На основании данной ведомости работники отдела строительства составляют смету на проведение ремонта, которая утверждается в установленном порядке. В ней указывают, какие требуются строительные материалы, изделия и детали, а также строительные машины и механизмы.

Общая смета на ремонт может разбиваться на этапы и объекты. Часть таких работ может выполняться организацией самостоятельно (хозяйственным способом), а часть - с привлечением специальной строительной подрядной организации (подрядным способом), что также должно быть отражено в документах.

Для проведения обычных видов ремонта в организации необходимо составить годовую смету и годовой план планово-предупредительного ремонта. При осуществлении внеплановых ремонтов следует заполнить дефектные ведомости. Кроме того, для любого вида ремонта должна быть составлена смета на проведение ремонта. Такие документы могут составляться в произвольной форме, если иное не установлено внутренними правилами организации. Рекомендуем принимать от ремонтных организаций только те документы, которые первоначально согласованы с главным бухгалтером или бухгалтером, отвечающим за учет ремонтных работ. Это позволит еще на начальном этапе составлять оправдательные документы таким образом, чтобы в дальнейшем работы однозначно квалифицировались как ремонт или реконструкция (модернизация).

Ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Система планово-предупредительного ремонта должна предусматривать обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, план ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации. Таким образом, если план отсутствует либо не утвержден руководителем организации, затраты не будут приняты налоговыми органами к увеличению себестоимости.

Правилами бухгалтерского учета определен ряд работ, которые характеризуются как реконструкция (модернизация) объекта. Эти затраты после окончания работ увеличивают стоимость основных средств и должны улучшать ранее принятые нормативные показатели:

- срок полезного использования,

- мощность,

- качество применения и т.п.

На основании этих показателей бухгалтер должен сделать обоснованный вывод об отнесении произведенных работ к ремонту или реконструкции.


Пример. Организация произвела замену керамических канализационных труб на чугунные. Проверяющий расценит эти работы как реконструкцию, так как данная замена может быть произведена исключительно с целью повышения надежности, качества и долговечности системы канализации. Только использование дополнительных документов даст право организации учитывать произведенные работы как ремонт.

К смете необходимо приложить справку эксперта (это может быть, например, начальник участка, производившего работы) о том, что:

1) замена произведена в процессе планово-предупредительного ремонта;

2) замена керамических труб на чугунные не повышает технических характеристик объекта и его срока полезного использования;

3) замена произведена в связи с тем, что из-за финансовых (или иных) трудностей приобретены именно чугунные, а не керамические трубы.

На основании служебной записки эксперта работы могут быть расценены и правомерно учтены как ремонтные.

Разделять затраты на ремонт и реконструкцию (модернизацию, техническое перевооружение, новое строительство) необходимо для правильного отражения операций на счетах бухгалтерского учета и определения ряда налоговых платежей. Согласно подп."е" п.2 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в редакции последующих изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на обслуживание производственного процесса, в частности, на поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов). Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Также затраты на ремонт прочих объектов внеоборотных активов (отличных от основных средств) не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль и должны корректироваться по установленным правилам.

Согласно п.19 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Так как при проведении ремонта основных фондов производственного назначения затраты относятся на себестоимость, то организация имеет право принять к возмещению сумму НДС, уплаченную подрядной организации. В случае реконструкции затраты относятся на увеличение стоимости основного средства. Следовательно, уплаченные по ним суммы налога возмещению (зачету) не подлежат, а относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов с последующим списанием на издержки производства и обращения посредством амортизации. Особый порядок возмещения НДС может быть применен только при приобретении основных средств (ст.48 инструкции N 39), но не при реконструкции.

Ряд бухгалтеров принимают к возмещению сумму НДС по затратам на реконструкцию на основании того, что затраты будут списываться на себестоимость посредством начисления амортизации после увеличения стоимости основных средств за счет реконструкции. Но до тех пор, пока такой способ не будет установлен в нормативных актах или по этому поводу не будет принято решение арбитражного суда, он не может применяться.

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств. При образовании такого резерва в издержки производства включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.


Пример. Годовая смета затрат на ремонт составляет 120 тыс. руб., тогда ежемесячная сумма резервирования составит 10 тыс. руб. (60 тыс.руб.: 12 мес.). В бухгалтерском учете операция учитывается следующим образом:

Д-т сч.26 "Общехозяйственные расходы" (25 "Общепроизводственные расходы"),

К-т сч.89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"

10000 руб.

ежемесячное отчисление в резервный фонд;

Д-т сч.89 "Резервы предстоящих расходов и платежей",

К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда")

8000 руб.

в отчетном месяце произведен ремонт основного средства.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

Наиболее часто встречается ошибка, когда организация начисляет резерв на ремонт основных средств и одновременно производит ремонт непосредственно за счет себестоимости. Зачастую организации в составе затрат на ремонт учитывают не только реконструкцию, но и новое строительство.


Пример. В организации произведен "ремонт" системы водоснабжения. В результате чего ее общая протяженность увеличилась с 50 до 1500 метров. В другой организации были проведены "работы по благоустройству территории", при этом были созданы новые дороги и подъездные пути, выложенные песком, щебнем и покрытые асфальтом. В первичной учетной документации все эти работы были названы ремонтом. Ошибка бухгалтеров заключалась в том, что они не потребовали смету на проведение работ и расшифровку выполненных работ и не потребовали заключение экспертов о том, что же было произведено: ремонт или новое строительство. При проверке эти документы были предъявлены, в результате чего работы были характеризованы как новое строительство, а на организацию наложены значительные штрафные санкции по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество.


Ремонт недвижимого имущества


В отличие от прочих внеоборотных активов, восстановление объектов недвижимости оформляется специальными учетными документами. Информация о выполненных в отчетном периоде строительных и монтажных работах, работах по капитальному ремонту зданий и сооружений, других подрядных работах отражается в справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3).

Выполненные работы и затраты в справке отражаются исходя из договорной стоимости. Справка формы N КС-3 составляется подрядной организацией и представляется заказчику ремонтно-строительных работ, субподрядчиком - генподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов; дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время; средства на выплату надбавок за разъездной характер работы; надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах; изменение условий организации строительства и т.п.).

Справка формы N КС-3 - единственный первичный учетный документ, который может являться основанием для принятия к учету работ по ремонту зданий. В некоторых организациях для учета используют акт о приемке выполненных работ (ф. N КС-2). Эта форма также применяется для приемки выполненных подрядных строительных работ. Однако она является документом, на основании которого заполняется рассматриваемая справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3).

Также не могут являться основанием для принятия к учету затрат по ремонту различные акты произвольной формы, сметы и расшифровки объемов выполненных работ, так как эти документы не содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Все эти документы дополнительно прилагаются к форме N КС-3 и позволяют наиболее правильно квалифицировать произведенные расходы.

Отсутствие формы N КС-3 является наиболее часто встречающейся ошибкой при принятии к учету ремонтно-строительных работ. Кроме этого необходимо помнить, что до 1 января 2000 г. данная справка оформлялась в соответствии с требованиями, установленными постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а. В настоящее время форма справки должна соответствовать форме, определенной постановлением Российского статистического агентства от 11.11.99 N 100.

Бухгалтеры организаций часто допускают ошибки при разграничении ремонта и реконструкции действующих предприятий. Основным документом, на основании которого бухгалтер должен производить данное разделение, является письмо Минфина СССР от 29.05.84 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих зданий без их расширения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня, в целях увеличения производственных мощностей и улучшения качества продукции.

Кроме реконструкции может происходить техническое перевооружение, затраты на производство которого также относятся на увеличение стоимости основного средства.

При техническом перевооружении действующих предприятий может осуществляться: дополнительная установка на существующих производственных площадях оборудования и машин; внедрение автоматизированных систем управления и контроля; применение радио, телевидения и других современных средств управления производством; модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем; присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения.


Пример. Работы по установке лифта в помещении должны учитываться как реконструкция, если они произведены с целью повышения производительности труда за счет уменьшения времени на доставку заготовок и материалов от одного цеха к другому. Если лифт устанавливается для приведения здания к установленным стандартам, то затраты могут быть учтены как ремонт.

Установка подвесного потолка и замена деревянного пола также будут расценены как ремонт при наличии обоснования, что прежние пол и потолок пришли в негодность, в противном случае эти работы могут быть расценены как произведенные с целью создания имиджа организации (непроизводственная направленность работ).

Необходимо отметить, что произведенные работы будут рассматриваться как ремонтно-строительные, а не просто ремонтные, если они подпадают под установленные в разделе "F" "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" виды строительных работ.

Если капитальный ремонт основных средств осуществлялся подрядным способом, то вывод о полноте, своевременности и стоимости осуществленного ремонта и порядке его отражения на счетах бухгалтерского учета делается на основе сопоставления указанных в договоре подряда видов основных средств, сроков проведения ремонта и их стоимости с фактически переданными в ремонт объектами, сроками передачи и возврата из ремонта (по данным актов приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - типовая форма N ОС-3), величиной оплаты (по данным записей на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетный счет").

Иногда в организациях одновременно производится ремонт и модернизация (реконструкция) объекта. В этом случае правила учета четко не определены. Если в бухгалтерию предоставлены документы на проведение ремонта, но в них часть работ рассматривается как реконструкция (модернизация), то такие работы должны учитываться обособленно. Вто же время, если производится реконструкция объекта, но ряд работ может быть по своему содержанию учтен как ремонт, то вся совокупность работ должна быть отнесена на реконструкцию.


Ремонт прочих внеоборотных активов


На практике бухгалтеры делают ошибки при учете отдельных объектов, находящихся в составе основного средства.


Пример. Организация приобрела сигнализацию на автомобиль. Ее стоимость может приниматься к учету как отдельный объект, увеличивать стоимость автомобиля или относиться на затраты как ремонт. Рассмотрим эти три возможных варианта.

Вариант 1. Функционально система сигнализации работает независимо от автомобиля. Непосредственно работа автомобиля не зависит от наличия или отсутствия системы сигнализации. Кроме того, систему сигнализации можно снять с одного автомобиля и установить на другой, не меняя при этом технические характеристики ни первого, ни второго автомобиля. Таким образом, сигнализация может рассматриваться как отдельный объект учета. В зависимости от стоимости сигнализация может быть принята к учету как МБП или как основное средство.

Вариант 2. Принятие сигнализации к учету в составе основного средства не вызовет разногласий с налоговыми органами потому, что такой учет не уменьшает сумм налогов, уплачиваемых в бюджет.

Вариант 3. Принятие сигнализации к учету в составе затрат на ремонт неправомерно. В данном случае организация приобрела некое имущество, следовательно оно не может быть принято к учету как затраты по его приобретению. Такие же правила в полной мере относятся к звуковым колонкам и радиоприемникам, устанавливаемым в автомобилях.

На балансе многих организаций находятся такие объекты, как дороги. Согласно письму Госплана СССР, Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 12.08.85 N ЛБ-35-Д "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения объектов отрасли "Дорожное хозяйство" к новому строительству относится строительство автомобильной дороги или ее отдельных участков, мостового перехода и автодорожного тоннеля взамен ликвидируемых грунтовых дорог и временных искусственных сооружений, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.


Пример. На балансе организации находится грунтовая дорога, которая служит основанием для строящейся дороги с асфальтным или бетонным покрытием. Такие работы будут учитываться как новое строительство. Однако если в документах прямо не указано, что ликвидируется грунтовая дорога, но указано, что было произведено асфальтирование уже готовой дороги, то работы не будут являться новым строительством. Рассмотрим, можно ли произведенные работы учитывать как ремонт или реконструкцию.

К реконструкции существующей автомобильной дороги с твердым покрытием или ее отдельных участков, а также моста, мостового перехода или автодорожного тоннеля относится их переустройство, связанное с необходимостью повышения технико-экономических и транспортно-эксплуатационных показателей указанных объектов (изменение категории дороги). Следовательно, если существующая дорога без асфальтового покрытия первоначально принята на учет как дорога с твердым (каменным) покрытием, а затем покрывается асфальтом, и ее технико-экономические и транспортно-эксплуатационные показатели не изменяются (о чем есть письменное свидетельство эксперта), то работы можно учитывать как ремонт, а не как реконструкцию.

Расширение и техническое перевооружение автомобильных дорог и мостов не предусматривается.

Ошибочным будет отнесение на себестоимость затрат, связанных с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса на основании п."г" Положения о составе затрат. Нельзя также списывать на себестоимость затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности на основании п."ж" указанного документа. Указанные работы можно учитывать как ремонтные только в том случае, когда они носят некапитальный характер.

При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина России от 30.12.93 N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций", инструкцией от 24.09.93 N 185 "О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству", утвержденной постановлением Госкомстата России. При реконструкции произведенные затраты учитываются как капитальные вложения. Поэтому произведенные затраты могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

В заключение обратим внимание еще на одну бухгалтерскую ошибку. До последнего времени нормативными документами не было определено понятие "модернизация". Поэтому бухгалтеры ошибочно учитывали многие работы как модернизацию объекта с отнесением ее на себестоимость по аналогии с ремонтом. Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н) затраты на модернизацию объектов основных средств после ее окончания, если указанные затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.


А. Ю. Грибков,

компания "Финансы М", аудитор


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.