Изменения и дополнения в нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями (М. Горбачева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 2001 г.)

Изменения и дополнения в нормы и нормативы
на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку
и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями


Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что для целей налогообложения производится корректировка представительских расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Упомянутые расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К таким лимитам, нормам и нормативам, в частности, относятся нормы расходов на рекламу и представительские расходы; нормы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Указанные нормы и нормативы и порядок их применения были утверждены письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94 (с изменениями от 29.04.94 г. N 56) (далее - приказ N 94). В бухгалтерском учете осуществляемые затраты отражаются в фактических суммах.

Согласно приказу от 15.03.2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения" (далее - приказ N 26н), который вступил в силу с 1 апреля 2000 г., нормы расходов, установленные письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94 (с учетом последующих изменений), перестают действовать.

Приказом от 1.03.01 г. N 18н (далее - приказ N 18н) (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.01 г., регистрационный номер 2631) Минфин России внес изменения и дополнения в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 г. N 26н. Данные изменения и дополнения вводятся в действие с 1 апреля 2001 г.

Рассмотрим наиболее существенные изменения и дополнения к приказу N 18н. Одно из них - увеличение норм расходов на рекламу. Размеры нормативов расходов на рекламу установлены в зависимости от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг).

Изначально минимальный норматив на рекламные расходы, который был установлен письмом N 94, составлял 2% от объема выручки организации, не превышающего 2 млн руб. В соответствии с приказом N 26н при объеме выручки организации до 30 млн руб. норматив предельных расходов на рекламу был увеличен до 5% от выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС, и являлся минимальным. Если выручка организации составляла от 30 млн до 300 млн руб., то предельная сумма расходов на рекламу была равна 1,5 млн руб. плюс 2,5% с объема выручки, превышающего 30 млн руб. Если выручка превышала 300 млн руб., то предельная сумма расходов на рекламу составляла 8,25 млн руб. плюс 1% с суммы, превышающей 300 млн руб.

Приказом N 18н увеличены нормативы предельных размеров расходов на рекламу на 50%. С учетом этого минимальный предельный размер расходов на рекламу составит 7,5%, что приведет к увеличению абсолютной суммы расходов на рекламу, учитываемой в качестве базовой, по шкале, когда объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) не превышает 30 млн руб. Кроме того, на 50% предлагается увеличить предельные размеры расходов на рекламу, применяемые при объеме выручки свыше 30 млн руб. и свыше 300 млн руб.

Таким образом, общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам:


Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая налог на до-
бавленную стоимость (1)
Предельные размеры расходов на
рекламу, принимаемых при налого-
обложении прибыли (2)
1 2
До 30 млн руб. включительно 7,5% от объема
Свыше 30 млн руб. 2,25 млн руб. + 3,75% с объема,
превышающего 30 млн руб.
Свыше 300 млн руб. 12,375 млн руб. + 1,5% с суммы,
превышающей 300 млн руб.

Что касается предельных сумм расходов на рекламу для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, то, как и прежде, они могут увеличить исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 2 раза.

Необходимо отметить, что приказ N 18н не изменил нормы предельных размеров представительских расходов организации, установленных приказом N 26н.

В соответствии с приказом N 26н страховые организации для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу использовали такой показатель, как сумма поступлений, определенная в соответствии с пп.1 и 2 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", т.е. выручку страховщика.

Необходимо иметь в виду, что выручка страховщика формировалась за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.

После внесения изменений в приказ N 26н страховые организации при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование, определяемых как сумма строк 010 и 080 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках страховой организации", утвержденной приказом Минфина России от 28.11.2000 г. N 105Н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора".

При расчете предельных размеров расходов на рекламу страховые организации используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование".

Внесенные изменения позволят страховым компаниям увеличить расходы на рекламу и представительские расходы за счет увеличения базы, от которой будут рассчитываться эти предельные размеры, поскольку теперь не будут исключаться из суммы полученных страховых премий расходы на страховые выплаты, а также отчисления в страховые резервы.

Следует обратить внимание на дополнения, внесенные в статью, регулирующую расходы на подготовку и переподготовку кадров. Как и раньше, к таким расходам относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации.

Приказ N 18н уточняет редакцию второго абзаца п.3 приказа N 26н: указанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию и/или имеющими соответствующую лицензию, а также зарубежными образовательными учреждениями. Дополнение приказа N 26н словами "имеющими соответствующую лицензию" обусловлено тем, что от налогоплательщиков поступали письма с вопросами о применении п.3 приказа N 26н. Ранее Минфин России разъяснил данную ситуацию письмом от 13.06.2000 г. N 04-00-11 (доведенным до налогоплательщиков письмом МНС России от 17.07.2000 г. N ВГ-6-02/536).

При подготовке приказа N 26н Минфин России не ставил задачу ограничить возможности организаций относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на подготовку и переподготовку кадров исключительно теми случаями, когда образовательные учреждения имеют государственную аккредитацию. Упомянутые слова были исключены в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" (в ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. При этом имелось в виду, что если у организации нет такой лицензии, то она не может заниматься образовательной деятельностью, а значит, и рассматриваться в качестве образовательного учреждения. Таким образом, условием отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на подготовку и переподготовку кадров является именно статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.

Изменения и дополнения, внесенные в приказ N 26н, окажут большое влияние на повышение эффективности изучения конъюнктуры рынка, распространение информации, связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а также на снижение налоговой нагрузки на организации.

Следует иметь в виду, что в проекте главы "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), включаются без ограничения расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору и распространению информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а также расходы по рекламе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), включая участие в выставках и ярмарках.


М. Горбачева,

ведущий специалист Департамента

налоговой политики Минфина России



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.