Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 2001 г.)

Налоговое обозрение


Румыния


Деловые круги Румынии приветствуют инициативу правительства упростить налоговое законодательство. Правительство предлагает свести все действующее налоговое законодательство в единый налоговый кодекс. Вместе с тем налогоплательщики высказывают сомнение в способности правительства воплотить этот план в жизнь до конца 2002 г., как оно намеревается это сделать.

По замыслу министерства финансов цель налоговой реформы - заменить действующие (примерно 400) законодательные акты 4-5 законами, регулирующими все правоотношения в налоговой области. При этом одновременно преследуется цель унификации налоговых льгот и ликвидации дискриминационных мер, что даст возможность равномерно распределить налоговые нагрузки на налогоплательщиков.

Представители аудиторских компаний в Румынии отмечают, что в настоящее время налоговое законодательство в республике отличается крайней противоречивостью и что реформирование налоговой системы потребует коренной реорганизации государственных налоговых структур, министерства финансов страны и др., переподготовки налоговиков, проведения просветительской работы среди налогоплательщиков, а также внедрения современных вычислительных систем. Реализация столь масштабного проекта займет 2 - 3 года и потребует затрат в несколько млн долл. США.


Соединенные Штаты Америки


Федеральное налоговое ведомство - Служба внутренних доходов (СВД) США - готовится коренным образом пересмотреть процедуры организации и проведения налоговых проверок, при этом ставится задача значительно повысить их эффективность. СВД уже приступила к перераспределению ресурсов с целью направить их на поиск налогоплательщиков, не представляющих декларации, а также укрывающих часть доходов от налогообложения.

Одновременно СВД США ведет набор специалистов с опытом взыскания недоимки, а также для проведения аудита в частном секторе. Для оплаты труда таких специалистов Конгресс США выделил дополнительные средства.

В 1999 г. налоговой проверке подверглось всего 0,025% общего числа налогоплательщиков, подавших налоговые декларации. Доля налогоплательщиков - физических лиц, которые подверглись налоговой проверке в том же 1999 г., составила всего 0,89%, тогда как в 1995 и 1996 гг. - 1,68%. В 2000 г. доля проверенных налогоплательщиков - физических лиц составила всего 0,49%.

В 1999 г. 24% всех ресурсов, израсходованных на проведение налоговых проверок, были использованы в отношении налогоплательщиков, поступления от которых составили всего 4% от общей суммы поступлений. По меркам любой частной фирмы такое распределение ресурсов считалось бы вопиющей расточительностью. Именно поэтому американские налоговики приняли решение о кардинальном пересмотре всех процедур, связанных с проведением налоговых проверок.

Руководство СВД США отмечает, что в настоящее время проведение налоговой проверки занимает по времени на 20% больше, чем до принятия в 1998 г. закона о реорганизации СВД. Объясняется это введением в процесс подготовки документации дополнительных 33 стадий. В СВД США полагают, что для реорганизации службы потребовалось значительное количество средств, при этом участок контрольной работы оказался ослабленным. Персонал службы занимался преимущественно решением внутренних проблем, нежели проведением проверок налогоплательщиков.

Одновременно, по мнению некоторых независимых экспертов, резкое снижение объемов контрольной работы Федеральной налоговой службы свидетельствует о необходимости более устойчивого финансирования ее деятельности, на что должен обратить внимание Конгресс США. Они справедливо полагают, что вся налоговая система Америки, построенная на концепции добровольного законопослушания, держится исключительно на налоговых проверках.


* * *


Представители электронной промышленности призывают Конгресс США принять законодательство в пользу продления на неопределенный срок действия налоговых льгот в отношении расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В 2000 г. Конгресс США продлил действие этих льгот еще на 5 лет, однако, по мнению промышленных кругов, предоставление льгот на ограниченный срок может оказаться недостаточным для оказания нужного стимулирующего воздействия на проведение НИОКР. Многим компаниям для принятия решений об инвестициях в НИОКР необходимо быть уверенными в неизменности налогообложения в течение более длительных сроков, поскольку на проведение всех этапов исследовательских проектов (от формирования концепции до окончательного завершения) требуется от 5 до 10 лет.


* * *


Служба внутренних доходов США планирует провести проверки малых предприятий, владельцы которых "хвастают" на семинарах и в Интернете тем, что не платят налоги. Федеральное налоговое ведомство предупредило, что если в ходе проверки выяснится, что работодатели на этих предприятиях не удерживают с работников подоходный налог и не перечисляют взносы в систему медицинского и социального страхования, то они будут наказаны. Однако в случае обнаружения нарушений пострадают не только работодатели. Штрафы будут начисляться и на самих работников, если они не перечислят в бюджет положенные суммы налогов. Действия налоговиков направлены на то, чтобы работники предприятий следили за тем, чтобы их работодатель своевременно и правильно удерживал с них налоги.


* * *


Поступления сумм подоходного налога с физических лиц США составляют более 80% всех поступлений в федеральный бюджет. В Америке действует пятиступенчатая шкала подоходного налога. Ставки налога варьируются в следующих пределах:

15% при величине дохода не более 41199 долл. включительно;

28% - от 41200 до 99599 долл.;

31% - от 99600 до 151749 долл.;

35% - от 151750 до 271049 долл.;

39,6% - более 271049 долл.

Подавляющее большинство американцев (68,1% в 1997 г. - это самая свежая на февраль 2001 г. статистика) платят налог по минимальной ставке, 25,9% - по ставке 28%, 4,4% - по ставке 31%, 1,2% - по ставке 35%. Подоходный налог по ставке 39,6% в 1997 г. платили всего 0,4% американцев.


* * *


Богатейшие люди Америки (среди них Джордж Сорос, Дэвид Рокфеллер и Билл Гейтс) обратились в Конгресс США с призывом не отменять налог на имущество, уплачиваемый после смерти его владельца. Согласно замыслу разработчиков соответствующего законопроекта наследники имущества будут уплачивать лишь налог на прирост капитала в части наследуемых активов и то только в момент продажи соответствующего имущества, причем необлагаемый минимум предлагается установить в размере 2,6 млн долл. на человека.

Подписанты утверждают, что в результате отмены налога бюджет страны будет терять миллиарды долларов, что приведет к необходимости повышения налогов в далекой перспективе либо к необходимости сокращения программ медицинского страхования, социального обеспечения, защиты окружающей среды и т.д. По их мнению, отмена налога на имущество, уплачиваемого после смерти его владельца, лишь обогатит наследников наиболее богатых американцев и одновременно еще больше осложнит существование малообеспеченных граждан.

Предложение об отмене налога входит в пакет инициатив по налоговой реформе президента США. Налогообложение имущества в Америке восходит к рубежу XIX и XX веков, когда возникла необходимость изыскать средства для финансирования Первой мировой войны.


Таиланд


Налоговое ведомство Таиланда сообщает об отказе от возмещения НДС, о переходе к его зачету, который будет предоставляться один раз в 6 или 12 месяцев.

В настоящее время процедура возмещения НДС строится на основе ежемесячного представления предприятиями отчетной документации. Ежегодно таиландское налоговое ведомство предоставляет компаниям до 4 млрд бат возмещения НДС.

Как полагают эксперты, переход на зачетную систему будет способствовать предотвращению незаконного предоставления возмещения НДС. Оппоненты идеи полагают, что эта мера окажет отрицательное воздействие на ликвидность бизнеса. По мнению же защитников перехода к зачетной схеме, проблема ликвидности не является серьезным препятствием. Предприятия могут нуждаться в ежемесячном возмещении НДС лишь при условии, если они будут ежемесячно фиксировать одни убытки. Вместе с тем эксперты признают, что возмещение НДС может быть необходимым для экспортеров и крупных внутренних инвесторов.

Подведение баланса раз в полгода или в год дает возможность налоговому ведомству высвободить дополнительный персонал для проведения работ, связанных с повышением собираемости налогов.


Украина


С вступлением в силу закона Украины "О банках и банковской деятельности" полностью урегулирован вопрос защиты банковской тайны. Согласно закону банки также не имеют права вступать в договорные отношения с анонимными лицами и обязаны идентифицировать всех лиц, осуществляющих сомнительные или крупные по размерам операции (свыше 10 тыс. евро).

До принятия закона "О банках и банковской деятельности" отдельные вопросы защиты банковской тайны, в частности относительно использования банками номерных счетов для защиты тайны вкладов граждан, регулировались Указом Президента Украины от 21.07.98 г. N 805 "О некоторых вопросах защиты банковской тайны".

Практика применения анонимных номерных счетов показала, что в целом они способствовали привлечению теневого капитала в банковский оборот и повышению инвестиционного капитала банков, но в последнее время анонимные счета стали функционировать исключительно в качестве транзитных и использовались преимущественно юридическими лицами для перечислений средств в пользу физических лиц без надлежащей уплаты налогов.

В 2000 г. общий оборот по номерным счетам превысил 10 млрд гривен, причем более 80% остатков на них составляют валютные средства. В отдельных банковских учреждениях почти 90% номерных счетов регистрировались по утерянным паспортам или на умерших людей. В 2000 г. 70% поступлений на номерные счета составляли перечисления из украинских банков. Практически все суммы с номерных счетов были списаны, причем 94% - получены наличными без возвращения в банковскую систему.

Руководствуясь Переходными положениями Конституции Украины, согласно которым указы Президента Украины теряют силу после принятия соответствующего закона, глава государства принял решение относительно прекращения действия Указа от 21.07.98 г. N 805 "О некоторых вопросах защиты банковской тайны".


* * *


Правительство Украины ожидает от парламента страны принятия закона о снижении ставки вывозной пошлины на семя подсолнечника. Размер ставки составляет 23%. На снижении вывозной пошлины настаивает Международный валютный фонд.

Производители подсолнечника предпочитают продавать его на экспорт, поскольку зарубежные перерабатывающие предприятия предлагают за сырье более высокие цены, чем украинские. В результате украинские перерабатывающие заводы остаются без сырья. Поэтому высокие вывозные пошлины способствуют снижению цен на подсолнечное масло на внутреннем рынке. С другой стороны, от высоких пошлин страдают производители сельскохозяйственной продукции.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.