Последовательность осуществления процедуры присоединения ЗАО к ООО (М.Ф. Ивлиева, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, октябрь 2000 г.)

Последовательность осуществления процедуры
присоединения ЗАО к ООО


Общие положения


Присоединение одного юридического лица к другому представляет собой форму реорганизации юридического лица, осуществляемую в соответствии со ст.57 ГК РФ. При реорганизации юридических лиц во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства.

Существуют несколько способов реорганизации обществ. Один из них - укрупнение, когда на основе двух или нескольких обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние и присоединение обществ.

В случае присоединения происходит объединение двух или нескольких обществ, но одно из них, к которому присоединяются другие, сохраняет статус юридического лица, а присоединяемые вливаются в него и прекращают самостоятельную деятельность. При реорганизации в форме присоединения возникает не новое юридическое лицо, а изменяется юридический статус общества, к которому присоединились другие. При этом государственной регистрации подлежит не общество, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому проведено присоединение, считается реорганизованным с момента исключения присоединяемых обществ из реестра юридических лиц.

Действующим законодательством позволяется присоединять ЗАО к ООО. Различие в организационно-правовых формах будет учитываться при обмене акций ЗАО на доли в ООО.

При присоединении ЗАО к ООО общее собрание участников ООО и общее собрание акционеров ЗАО принимают решения о реорганизации и об утверждении договора о присоединении (не являющегося учредительным документом), а общее собрание акционеров ЗАО принимает также решение об утверждении передаточного акта. Решения по этим вопросам принимаются квалифицированным большинством голосов.

Договор о присоединении. ООО и ЗАО, участвующие в реорганизации путем присоединения, должны заключить между собой договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок обмена акций ЗАО на доли ООО. Договор подготавливают генеральный директор ООО и совет директоров ЗАО. В соответствующем разделе договора устанавливаются основные этапы реорганизации и сроки их осуществления.

В договоре о присоединении могут также отражаться следующие вопросы:

о руководстве процессом реорганизации и координации всех мероприятий со стороны ООО;

об оказании организационной, методической и иной помощи ЗАО в определении его кредиторов и дебиторов, размеров задолженности, в том числе перед бюджетами разных уровней;

о подготовке документов для представления в соответствующие подразделения Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России);

о распределении между ООО и ЗАО расходов на финансирование мероприятий по присоединению.

Для контроля за процедурой присоединения может быть образован совместный координирующий орган, действующий до завершения реорганизации.

В договоре о присоединении может устанавливаться запрет на осуществление после вступления в силу договора сделок по отчуждению недвижимого имущества и иных крупных сделок со стороны ЗАО. Договор вступает в силу после утверждения его общим собранием участников ООО и общим собранием акционеров ЗАО.

Передаточный акт. При реорганизации в форме присоединения ЗАО составляет передаточный акт, содержащий сведения об имуществе ЗАО и обо всех его обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт, как и договор о присоединении, утверждается общим собранием акционеров ЗАО и является документом, определяющим правопреемство ООО по отношению к ЗАО.

Уведомление кредиторов. Записи в государственный реестр предприятий о прекращении деятельности реорганизованного ЗАО будут внесены только при условии представления доказательств уведомления кредиторов о проводимой реорганизации.

Не позднее 30 дней после принятия решения о присоединении ЗАО должно направить письменные уведомления об этом всем своим кредиторам и опубликовать сообщение о принятом решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Кредиторы ЗАО в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В течение необходимого времени ЗАО уточняет свою задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и проводит необходимые согласования в компетентных государственных органах по месту регистрации.

Совместное собрание участников ООО и акционеров ЗАО. После принятия решений о реорганизации и утверждения соответствующего договора о присоединении и передаточного акта проводится совместное общее собрание участников ООО и акционеров ЗАО. Сроки и порядок проведения такого собрания определяются договором о присоединении.

Совместное общее собрание участников и акционеров обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы ООО изменения, связанные с увеличением уставного капитала, изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы избрания органов ООО. Порядок голосования на совместном общем собрании может быть определен договором о присоединении.

Увеличение уставного капитала и обмен акций на доли. Порядок определения размера уставного капитала реорганизованного юридического лица оставлен законодательством на усмотрение органов ООО и ЗАО, он может быть решен в договоре о присоединении.

Уставный капитал реорганизуемого общества:

может соответствовать размеру уставного капитала ООО до реорганизации;

будет равняться сумме уставного капитала ООО и ЗАО;

будет больше суммы уставного капитала ООО и ЗАО.

Возможны следующие варианты обмена акций ЗАО на доли ООО, предусматривающие определение уставного капитала реорганизованного общества в размере, равном сумме уставного капитала ООО и ЗАО:

доля каждого участника в реорганизуемом обществе может определяться соотношением величин чистых активов ЗАО и ООО;

доля каждого участника в реорганизуемом обществе может определяться соотношением величин уставного капитала ЗАО и ООО.

Эти сведения необходимо внести в устав реорганизуемого общества на совместном собрании.

Антимонопольные ограничения. В соответствии с п.3 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц в форме присоединения может осуществляться в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченного органа. Таким органом являлся Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), действующий в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно ст.17 этого Закона, если сумма активов объединяющихся обществ (по последним балансам) превысит 100 000 МРОТ (МРОТ берется на дату принятия соответствующего решения), реорганизация в форме слияния или присоединения возможна лишь с согласия ГКАП России (ныне - МАП России). МАП России принимает решение по ходатайству заинтересованных обществ. Оно может быть отрицательным, если МАП России признает, что намеченное укрупнение обществ может привести к возникновению или усилению доминирующего положения объединенного общества и ограничению конкуренции. Если сумма активов объединяющихся обществ менее 100 000 МРОТ, но превышает 50 000 МРОТ, то общества, осуществляющие реорганизацию, обязаны уведомить о ней МАП России.

Приказом МАП России от 13 августа 1999 г. N 276 утверждено Положение о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Пунктом 2.1 этого Положения определено, что предварительное согласие антимонопольных органов требуется при присоединении коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 000 МРОТ. Последующее уведомление антимонопольных органов требуется при присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 000 МРОТ, в 15-дневный срок со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Если сумма стоимости активов по балансам ООО и ЗАО превысит 10 000 000 МРОТ, ходатайство подается в МАП России (приказ МАП России N 276), в остальных случаях - в антимонопольный орган по местонахождению ООО.

В законодательстве нет четких указаний на то, когда ходатайство направляется в МАП России, - до или после проведения общего собрания. Однако анализ положения названного приказа позволяет сделать следующий вывод: ходатайство подается после проведения общего собрания. Данный вывод основан на том, что согласно п.3.1 и 3.2 Приложения 1 к рассматриваемому приказу требуется представить в антимонопольный орган устав и учредительный договор коммерческой организации, к которой осуществляется присоединение, с внесенными изменениями, утвержденными надлежащим образом. Такое утверждение осуществляется общим собранием участников ООО и акционеров ЗАО.

Бухгалтерские аспекты присоединения. Операции, связанные с отражением в бухгалтерском учете процесса присоединения одного юридического лица к другому, в самом общем виде регулируются Указаниями о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81.

В данных Указаниях реорганизацию юридических лиц рекомендовано приурочивать к концу определенного отчетного периода - года или квартала. В состав передаточного акта ЗАО включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином России порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). При присоединении ЗАО к ООО к бухгалтерскому балансу ЗАО могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей баланса.

Юридическим моментом завершения присоединения будет дата исключения ЗАО из государственного реестра предприятий. Присоединяемое ЗАО составляет заключительный баланс, данные которого должны соответствовать передаточному акту.

В состав отчетности ЗАО в периоде, когда принято решение о преобразовании, но исключение из реестра еще не произошло, входит баланс с начала текущего года по отчетную дату, статьи которого на отчетную дату соответствуют передаточному акту, и налоговые декларации.

В состав отчетности ЗАО в периоде, когда принято решение и произошло исключение из реестра, входит баланс с начала текущего года по дату, предшествующую исключению из реестра, статьи которого на конец периода соответствуют передаточному акту, и налоговые декларации по дату, предшествующую дате исключения из реестра.

В соответствии с п.1 ст.13 Закона о бухгалтерском учете, которым предусмотрена обязанность составления бухгалтерской отчетности на основе данных синтетического и аналитического учета, балансы объединяют путем отражения их данных методом двойной записи на синтетических счетах принимающей стороны (ООО). Только в этом случае объединенный баланс будет соответствовать данным синтетических счетов, обороты и остатки по которым должны в свою очередь вытекать из данных аналитического учета.


Налогово-учетные аспекты присоединения


Об изменениях в уставных документах, связанных с реорганизацией, ООО обязано уведомить налоговый орган, в котором состоит на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

Снятие с учета ЗАО проводит налоговый орган по заявлению общества в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п.5 ст.84 НК РФ). В налоговый орган необходимо представить в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии передаточного акта и свидетельства о регистрации реорганизованной организации. При этом налоговый орган проводит выездную налоговую проверку ЗАО независимо от времени осуществления предыдущей налоговой проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Приказом Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" установлено, что ИНН организации, реорганизуемой в форме присоединения, не меняется; ИНН присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности признается недействительным.

При реорганизации в форме присоединения идентификационный номер налогоплательщика для ЗАО исключается из государственного реестра налогоплательщиков, передается в архив и в дальнейшей работе не используется. Идентификационный номер налогоплательщика для ООО, как было сказано, не меняется.

О реорганизации необходимо уведомить также органы государственных внебюджетных фондов.

Действующие нормативные акты, определяющие порядок учета плательщиков взносов в социальные внебюджетные фонды, регламентируют процедуру снятия с учета реорганизуемых юридических лиц лишь в целом. Поскольку в результате реорганизации в форме присоединения ЗАО фактически ликвидируется, можно использовать порядок снятия с учета плательщика взносов, как при ликвидации:

ликвидируемый плательщик взносов - ЗАО представляет уполномоченному фонда заявление о снятии с учета, основание для ликвидации, выписку из лицевого счета в банке и приложения к ней;

при получении указанных документов уполномоченный фонда проводит документальную проверку; на основании акта проверки ЗАО производит полные расчеты с фондом;

после предъявления уполномоченному фонда документов о погашении задолженности перед фондом ЗАО получает и передает в орган государственной регистрации справку о взаиморасчетах с фондом.

Исполнение налоговых обязательств. Что касается налоговых обязательств, то, как предусмотрено ч.3 ст.55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее (для ЗАО) станет период с начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Значит, последний налоговый период для ЗАО нужно считать с начала года и до даты завершения процесса реорганизации. Таковой считается день, предшествующий дате исключения ЗАО из государственного реестра налогоплательщиков. По налогам, для которых налоговый период установлен не в календарный год, а в месяц, квартал и т.д., применяются особые правила. В соответствии с ч.4 ст.55 НК РФ в таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации отдельные налоговые периоды изменяют по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговые декларации за истекшие периоды подает лицо, которое юридически существовало в данные периоды. Вместе с тем исполнение этих налоговых обязательств может быть возложено на вновь созданную организацию (ООО) в порядке правопреемства (ч.9 ст.49 НК РФ).

При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов ЗАО возлагается на ООО независимо от того, были известны до завершения реорганизации ООО факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения ЗАО указанных обязанностей или нет. При этом ООО должно уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На ООО возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на ЗАО за совершение налоговых правонарушений до завершения процесса реорганизации.

Суммы налогов, излишне уплаченных ЗАО, подлежат зачету налоговым органом в счет исполнения ООО обязанности по уплате налогов ЗАО по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет проводится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном главой 12 НК РФ. Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налогов ЗАО по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченных ЗАО налогов распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ЗАО перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами.

При отсутствии у ЗАО задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов, а также пеней и штрафов сумма излишне уплаченных ЗАО налогов (пеней, штрафов) подлежит возврату ООО не позднее одного месяца со дня подачи ООО заявления в порядке, установленном главой 12 НК РФ. При этом сумма излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) ЗАО до его реорганизации возвращается ООО полностью.

Возможные налоговые обязательства. В результате присоединения к ООО наряду с имуществом и правами, принадлежащими ЗАО, переходят и обязанности перед кредиторами, в том числе налоговые обязательства. Поэтому в случае осуществления присоединения нельзя говорить о безвозмездности получения ООО имущества, и, следовательно, об увеличении облагаемой базы по налогу на прибыль в части безвозмездно полученного имущества. Таким образом, обязанность уплатить налог на прибыль при присоединении не возникает.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Реализацией в соответствии с НК РФ признается передача права собственности на товары на возмездной основе (на безвозмездной основе - в случаях, непосредственно установленных НК РФ). Однако передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации не признается реализацией (подп.2 п.3 ст.39 НК РФ), так как отсутствует возмездность. В связи с этим реорганизация в форме присоединения не влечет за собой возникновения объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

Поскольку объектом иных налогов - налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы является выручка от реализации, то обязанность по их уплате в случае реорганизации не возникает.


М.Ф. Ивлиева,

канд. юрид. наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,

главный юрисконсульт департамента налогов

и права фирмы "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.