Подоходный налог с физических лиц и гражданско-правовые договоры. Налоги и сборы (К.Ю. Тотьев, "Гражданин и право", N 2, 3, февраль, март 2001 г.)

Подоходный налог с физических лиц и гражданско-правовые договоры. Налоги и сборы


Налог на доходы физических лиц (далее - подоходный налог) входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России*(1) Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны. С 1 января 2001 г. при исчислении и уплате этого налога они должны руководствоваться новыми правилами главы 23 второй части Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ)*(2) И хотя абсолютное большинство налогоплательщиков, являясь участниками трудовых соглашений, уплачивают этот налог по месту работы, 10 из 27 статей упомянутой главы НК РФ специально посвящены налогообложению доходов граждан, получаемых в связи с исполнением различных гражданско-правовых договоров. Настоящая статья раскрывает указанные особенности с учетом сложившейся в предыдущие годы судебной практики по спорам об уплате подоходного налога, которая может повлиять на применение налоговыми и судебными органами главы 23 НК РФ.


Гражданско-правовые договоры в налоговом законодательстве


Налоговое законодательство распространяется на особую сферу публично-правовых налоговых отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой (ст.2 НК РФ). Гражданское законодательство к этим отношениям не применяется (п.3 ст.2 ГК РФ). Между тем в ряде случаев такое применение возможно, если оно прямо оговаривается в гражданском или налоговом законодательстве. Иногда такие отсылки касаются лишь определенных видов договоров. Например, речь идет о правоотношениях, вытекающих из договоров о залоге или поручительстве (п.7 ст.73 и п.6 ст.74 НК РФ). В этих случаях Налоговым кодексом предусмотрено применение гражданского законодательства при условии отсутствия по этому поводу специальных налоговых правил, изменяющих содержание указанных договоров.

Тем самым был зафиксирован принцип субсидиарного применения гражданско-правовых норм к указанным отношениям, несмотря на то что налоговое законодательство считает такие соглашения публично-правовыми.

В отличие от этого НК РФ не содержит и не может содержать каких-либо правил, определяющих порядок заключения, исполнения и расторжения договоров гражданско-правового характера. В этой связи логичным выглядит то, что законодатель в НК РФ не вкладывает особого содержания ни в общее понятие "гражданско-правовые договоры", ни в легальные определения отдельных видов этих договоров. И согласно п.1 ст.11 НК РФ, они должны применяться в том значении, которое придается им Гражданским кодексом РФ.

В гражданском законодательстве (п.1 ст.420 ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане самостоятельно, но с соблюдением императивных правовых норм определяют виды и условия этих соглашений. Они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом (иными правовыми актами), или заключить смешанный договор, содержащий элементы различных сделок.

Гражданское законодательство рассматривает договоры как юридические факты (договоры-сделки) и как правоотношения. Налоговое законодательство учитывает оба указанных варианта. Так, факт заключения договора может послужить доказательством обоснованности произведенных гражданином-налогоплательщиком расходов при определении налоговой базы по договору страхования (например, согласно подпункту 1 п.4 ст.213 НК РФ).

Содержание договора-правоотношения (права и обязанности сторон) также становится предметом анализа с точки зрения целей налогового регулирования. Примером тому служит пункт 9 ст.226 НК РФ, запрещающий включать в гражданско-правовой договор обязанность налогового агента уплачивать налог за физических лиц. Согласно ст.168 ГК РФ, такая сделка в части оговорки, не соответствующей налоговому закону, считается ничтожной.

Налоговое законодательство в наибольшей степени интересует не столько само договорное правоотношение, сколько результат реализации имущественных прав и обязанностей по конкретному договору. Применительно к подоходному налогу таким результатом служит доход участников сделки, наличие которого у гражданина-налогоплательщика служит юридическим фактом, порождающим налоговое правоотношение между ним и государством.

Доход, полученный налогоплательщиком по гражданско-правовым договорам, является объектом обложения подоходным налогом (п.1 ст.38 и ст.209 НК РФ).

В основе современных мировых тенденций подоходного налогообложения лежит идея, согласно которой все поступающие в распоряжение физического лица доходы, независимо от источника, должны облагаться налогом*(3) Российское законодательство о подоходном налоге также опиралось и опирается на эту теорию. Так, в состав объектов налогообложения попадают все доходы, полученные налоговым резидентом РФ от источников в России и (или) за ее пределами (ст.208-210 НК РФ).

Источник дохода можно определить на основе субъектного (лицо, в результате отношений с которым налогоплательщик получил доход) или объектного (имущество, за счет которого образуется доход) принципа.

Российское налоговое законодательство опирается на субъектный принцип (см. ст.208, п.1-2 ст.226 и п.1 ст.230). Перечень источников дохода по ст.208 НК РФ является открытым. Освобождение доходов от налогообложения возможно на основе другого специального перечня (ст.217 НК РФ), который, напротив, сформулирован исчерпывающим образом*(4)

Источник дохода следует отличать от источника выплаты дохода - лица, от которых налогоплательщик получает доход (абз.10 п.2 ст.11 НК РФ)*(5)

При подоходном налогообложении оба источника могут не совпадать в одном лице и соотносятся между собой как пересекающиеся понятия. Согласно ст.24 и п.1 ст.226 НК РФ, источнику дохода и источнику выплаты дохода придается статус налогового агента, на который возложена обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать соответствующую сумму подоходного налога. Если источник дохода и источник его выплаты не совпадают, обязанность налогового агента в первую очередь должен исполнить источник дохода.

По смыслу п.6 ст.226 НК РФ эта обязанность должна исполняться налоговым агентом при выплате не только денежного дохода, но и дохода, получаемого в натуральной форме. Иная позиция по данной проблеме ранее была сформулирована в п.10 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ"*(6), где говорилось об отсутствии у налогового агента обязанности удержать налог с налогоплательщика, если налогооблагаемый доход получен в натуральной форме и денежных выплат ему не производилось.


Налоговая база подоходного налога и гражданско-правовые договоры


Для обсуждения юридических особенностей формирования налоговой базы подоходного налога по гражданско-правовым договорам необходимо уяснить вопрос о правилах, регулирующих эти отношения.

Специальные положения об определении этой налоговой базы содержатся во второй части НК РФ (гл.23), введенной в действие с 1 января 2001 г. С этого же момента, согласно ст.2 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах"*(7) (далее - Закон о введении в действие НК РФ), утрачивает силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"*(8)

Между тем в связи с частичным отказом законодателя от обратной силы НК РФ этот закон все же будет применяться в 2001 г. Дело в том, что на основании ст.31 Закона о введении в действие НК РФ его вторая часть применяется лишь к налоговым правоотношениям, возникшим после 1 января 2001 г. Это означает, что законодатель отказался от обратной силы второй части НК РФ лишь частично.

Исключение из упомянутого правила сделано по поводу длящихся правоотношений. К этим отношениям, существовавшим до вступления в силу второй части НК РФ, она применяется к правам и обязанностям, возникшим уже после 1 января 2001 г. Если эти права и обязанности не считать содержанием самостоятельного правоотношения, то приходится признать, что речь здесь идет именно о придании второй части НК РФ обратной силы.

Авторы анализируемого закона, заимствовав формулу об обратной силе из ст.5 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ"*(9), видимо, не имели достаточно ясного представления о том, "какие черты являются общими для правоотношения "вообще" и какие черты свойственны лишь тому или другому типу правоотношений"*(10) В этой связи необходимо упомянуть ст.57 Конституции РФ и п.2 ст.5 НК РФ, запрещающие придавать налоговому законодательству, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положение налогоплательщиков, обратную силу. Хотя в ст.31 Закона о введении в действие НК РФ прямых оговорок на этот счет нет, конституционные ограничения по поводу обратной силы налоговых законов должны быть учтены правоприменителем.

На это неоднократно обращалось внимание в судебной практике по налоговым спорам. В Определении Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О указано, что закон, затрагивающий конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования (ст.8, 34 и 57 Конституции РФ), не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования*(11) Эта же позиция положена в основу решений по конкретным арбитражным делам. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июня 2000 г. N 161/00 констатируется недопустимость придания новому режиму налогообложения (единый налог на вмененный доход), повлекшему за собой нестабильность правового и экономического положения индивидуального предпринимателя, обратной силы применительно к длящимся правоотношениям*(12)

Таким образом, в настоящее время после введения в действие второй части НК РФ налоговое регулирование основывается на двух разных правовых режимах. В соответствии с положениями главы 23 второй части НК РФ предстоит урегулировать новые правоотношения (включая связанные с уплатой физическими лицами налога по доходам, полученным в 2001 г.) и прежние длящиеся правоотношения в части прав и обязанностей, возникших уже после 1 января 2001 г. В соответствии Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" в 2001 г. будут оцениваться правоотношения, полностью реализованные в 2000 г. (например, в части применения тех или иных налоговых льгот).

Перечисленные нюансы правового регулирования должны учитываться при определении налоговой базы подоходного налога. В нее включается совокупность доходов, полученных физическим лицом за налоговый период - календарный год. С юридической точки зрения для формирование налоговой базы подоходного налога по правилам главы 23 НК РФ значение имеют, как минимум, два обстоятельства:

1) способ получения физическим лицом налогооблагаемого дохода;

2) вид (форма) полученного дохода.

Рассмотрим влияние гражданско-правовых договоров на каждый из указанных элементов.

В п.1 ст.210 НК РФ речь идет о двух способах получения дохода: приобретение имущества (в денежной и натуральной форме) или его сбережение (в форме материальной выгоды). Каждый из этих способов может быть оформлен соответствующим гражданско-правовым договором. Но применение общих правил об определении налоговой базы не зависит от вида соглашения, на основании которого гражданин получил налогооблагаемый доход. Здесь важна не столько разновидность договора, сколько его условия (прежде всего цена) и форма существования дохода.

Налоговая база по доходам в денежной форме определяется в рублях. Если эти доходы выражены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату их фактического получения (п.5 ст.210 НК РФ).

Натуральная форма получения доходов - это товары (работы, услуги) и иное имущество (например, оплата образовательных услуг в интересах налогоплательщика).

Налоговая база по таким доходам зависит от стоимости имущества, исчисляемой с учетом косвенных налогов (НДС, акцизы, налог с продаж) и исходя из указанных в договоре цен. Налоговые органы на основании ст.40 НК РФ вправе проверить их соответствие рыночным ценам. В налоговом законодательстве установлена опровержимая презумпция такого соответствия.

Обязанность доказывания обратного лежит на налоговых органах. Помимо этого они могут проверить, действительно ли исполнение договора было оплачено по той цене, которая формально в нем зафиксирована (п.1 ст.31 НК РФ).

Разновидностью натуральной формы получения дохода признается имущество.

Если по гражданскому законодательству в его состав включаются имущественные права (ст.128 ГК РФ), то налоговый закон исключает данные права из объема понятия "имущество" (п.2 ст.38 НК РФ). В этой связи в судебной практике неоднократно возникал вопрос, считать ли вексель и другие права требования доходом в денежной или натуральной форме.

Так, в постановлении Президиума ВАС от 11 апреля 2000 г. N 440/99*(13) дан отрицательный ответ на поставленный выше вопрос. Вексель удостоверяет обязательство займа.

Поэтому, являясь долговым обязательством, он не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении. Замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя.

Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", иными нормативными правовыми актами переход к физическому лицу права требования по векселю не признается объектом налогообложения. Следовательно, получив право требования исполнения обязательства по векселю, налогоплательщик не имеет фактического дохода ни в денежной, ни в натуральной форме и у него не возникает обязанности вносить сумму денежного обязательства по векселю в налоговую декларацию.

Кроме того, вексель как имущество не обладает потребительскими свойствами, позволяющими квалифицировать его как доход в натуральной форме.

Доход в виде материальной выгоды (сбережение имущества) образуется за счет экономии на процентах по заемным или кредитными средствам (договор займа, кредитный договор), купли-продажи товаров у аффилированных лиц или приобретения ценных бумаг. Метод определения налоговой базы в этом случае зависит от формы сбережения имущества:

1) при пользовании заемными (кредитными) средствами в рублях - положительная разница между суммой процентов в 3/4 ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ*(14) и договорными процентами;

2) при использовании заемных средств, выраженных в валюте, - положительная разница между величиной в 9% годовых и договорными процентами;

3) в случае купли-продажи товаров - превышение рыночной цены однородных товаров над ценами фактической реализации налогоплательщику. Ранее в судебной практике, основанной на применении Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", разница между рыночной ценой товара и ценой, по которой указанный товар был реализован налогоплательщику, считалась не материальной выгодой, а доходом в натуральной форме (см. по этому поводу Решение ВС РФ от 17 марта 1999 г. по делу о признании частично недействительной Инструкции ГНС РФ от 29 июня 1995 г. N 35)*(15)

4) при приобретении ценных бумаг - превышение рыночной цены ценных бумаг над уплаченной за них налогоплательщиком суммой.

Правильность определения налоговой базы за отчетный период зависит от момента (даты) фактического получения дохода. При этом могут использоваться два метода - кассовый и метод начислений. Применяя кассовый метод (более выгодный для налогоплательщика и поэтому более распространенный в мировой практике), налогоплательщик ведет учет доходов и расходов, исходя из времени приобретения права пользования и распоряжения этими доходами и признания за ним расходов. При кассовом методе учета датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода (например, момент получения наличных), передачи доходов в натуральной форме, уплаты процентов по договору займа (кредитному договору) или приобретения ценных бумаг (п.1 ст.223 НК РФ).

При методе начислений налоговый учет производится, исходя из времени приобретения права на доход или признания расходов - независимо от момента фактического получения доходов и осуществления платежей. Этот менее выгодный для налогоплательщика метод применяется в случае получения дохода в виде оплаты труда по трудовым договорам (контрактам). Датой фактического его получения признается последний день месяца, за который был начислен доход (п.2 ст.223 НК РФ). В судебной практике и ранее признавалась правомерной ситуация, когда, например, плановая зарплата за декабрь, выплаченная в январе года, следующего за отчетным, включается в совокупный доход истекшего года (см. Решение ВС РФ от 18 января 2000 г. N ГКПИ 99-1039).

Конечная величина базы подоходного налога зависит не только от суммируемых доходов, но и от применяемых налоговых вычетов. Указанные вычеты законодатель разрешает применять не во всех случаях.

По общему правилу налоговая база равна сумме налогооблагаемых доходов (к ним не относятся доходы, перечисленные в ст.217 НК РФ) физического лица в денежном выражении минус сумма налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных). С точки зрения гражданско-правовых договоров особое значение имеют профессиональные вычеты. Так, граждане-налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по указанным договорам, вправе уменьшить налогооблагаемый доход на сумму фактически произведенных ими расходов.

Они должны:

1) иметь документальное подтверждение;

2) быть непосредственно связанными с выполнением (оказанием) соответствующих работ (услуг).

Обязанность доказывания того, что произведенные расходы соответствуют перечисленным признакам, лежит на налогоплательщике. При отсутствии таких доказательств налоговые вычеты применять нельзя. Исключение составляют авторские (изобретательские) договоры, а также договоры лиц, занимающихся предпринимательством без образования юридического лица или частной практикой (п.1 ст.227 НК РФ). Налогооблагаемые доходы по этим договорам могут быть уменьшены на нормативную величину, установленную в процентах общей суммы доходов (см. ст.221 НК РФ).

В отличие от вышесказанного налоговая база по доходам, перечисленным в п.2 (например, стоимость товаров переданных по договору дарения в рекламных целях) и п.3 (например, дивиденды по акциям) ст.224 НК РФ, не уменьшается на сумму каких-либо вычетов. С учетом повышенной налоговой ставки это приведет к значительному увеличению налогового бремени по данным видам доходов.

Хотя законодатель отказался от прогрессивной шкалы налогообложения, тем не менее к налоговой базе подоходного налога могут применяться три различные налоговые ставки (13, 30 и 35%). Поэтому она определяется отдельно по каждому виду доходов с различными ставками. В качестве общего правила для основной массы доходов (независимо от типа или вида договора) установлена единая налоговая ставка - 13% (п.1 ст.224 НК РФ).

Повышенные ставки в 30 и 35% применяются лишь в отдельных высокодоходных сферах экономической деятельности, исчерпывающий перечень которых приводится в п.2, 3 ст.224 НК РФ.

Особенности исчисления подоходного налога по отдельным видам договоров


Налоговое законодательство содержит особенности определения некоторых элементов подоходного налога на доходы физических лиц, получаемые ими по различным гражданско-правовым договорам. Применимость специальных правил при определении налоговой базы зависит от вида дохода, а тот, в свою очередь, от юридического основания его получения.

Договор банковского вклада. Согласно ст.834 ГК РФ, по договору банковского вклада (депозита) банк, принявший поступивший от вкладчика или для него вклад, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее в соответствии с условиями договора. Указанные проценты являются доходом налогоплательщика и, следовательно, образуют объект налогообложения.

От величины процентов зависит налоговый режим доходов, выплачиваемых налогоплательщикам по вкладам в банках на территории РФ. На основании п.27 ст.217 НК РФ данные доходы полностью освобождаются от налогообложения при соблюдении следующих условий:

1) по вкладам в рублях - проценты выплачиваются в пределах 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования является нестабильной величиной (в 2000 г. она изменялась пять раз), поэтому каждый раз соотносить ее необходимо с периодом, за которой начислены проценты.

Поскольку ставка рефинансирования исчисляется по денежным средствам в рублях, для валютных вкладов установлен особый норматив;

2) по вкладам в иностранной валюте - величина платы за пользование денежными средствами составляет 9% годовых и менее.

Если проценты по вкладам превышают норматив в 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по рублевым вкладам) и 9% годовых (по валютным вкладам), по таким доходам используется повышенная налоговая ставка в 35%. Она применяется лишь к сумме, превышающей указанный норматив.

Дата фактического получения дохода не зависит от даты заключения договора банковского вклада (эти даты могут не совпадать в рамках одного налогового периода). Датой фактического получения дохода признается день выплаты дохода, включая день его перечисления на счет налогоплательщика в банке.

Законодатель не разрешает уменьшать определенный таким образом налогооблагаемый доход на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты (ст.218 - 221 НК РФ).

Налог удерживается налоговым агентом, т.е. банком, выплачивающим проценты по вкладу.

Проценты по договорам банковского вклада следует отличать от процентов, имеющих иную правовую природу. В частности, имеются в виду проценты, выплачиваемые по ст.395 ГК РФ. Взыскание указанных процентов рассматривается в судебной практике как применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства (п.4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами"*(16). В отношении доходов, получаемых в результате начисления и взимания процентов, должен применяться общий режим налогообложения доходов физических лиц.

По договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п.1 ст.807 ГК РФ).

Как видно из данного определения, предметом договора займа могут быть не только денежные средства, но и вещи. Между тем налоговое законодательство предусматривает специальные правила лишь в отношении доходов по тем договорам займа, предметом которых выступают деньги. Конечно, сами заемные средства нельзя рассматривать как доход, поскольку они подлежат возврату по окончании срока, указанного в договоре или в п.1 ст.810 ГК РФ.

В качестве дохода, согласно п.1 ст.212 НК РФ, рассматривается материальная выгода, полученная от экономии (сбережения денег) на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами.

Материальная выгода возникает в случае, когда:

1) по рублевым займам - проценты за пользование займом по условиям договора меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, определяемой на дату получения займа;

2) по займам, выраженным в иностранной валюте, - проценты по договору меньше 9% годовых в валюте.

Материальная выгода в обоих случаях представляет собой положительную разницу между суммой процентов, исчисленных исходя из законодательно определенного норматива (соответственно для займов, номинированных в рублях или валюте), и суммой уплаченных заемщиком процентов по договору.

К определенному таким образом доходу применяется повышенная налоговая ставка - 35% (п.2 ст.224 НК РФ). Налоговые вычеты, предусмотренные ст.218-221 НК РФ, применению не подлежат.

Датой фактического получения дохода в виде этой материальной выгоды на основании п.1 ст.223 НК РФ считается день, когда налогоплательщик уплатил заниженные проценты по договору займа и тем самым сберег денежные средства. Как видно, этот момент не зависит от даты заключения договора.

Аналогичный порядок установлен для налогообложения дохода в виде материальной выгоды, полученной за пользование денежными средствами по кредитному договору (п.1 ст.819 ГК РФ, п.1 ст.212 НК РФ).

Авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора.

Чаще всего на практике заключаются авторские договоры о передаче исключительных прав. По этому договору автор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает последнему право запрещать подобное использование произведения другим лицам (п.2 ст.30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"*(17)).

На доходы, получаемые по таким договорам, распространяется общий режим налогообложения, характерный для доходов по гражданско-правовым договорам. В отношении авторских вознаграждений НК РФ предусмотрел ряд специальных правил. В основном они касаются определения расходной части налоговой базы (профессиональные налоговые вычеты).

Объектом налогообложения в данном случае выступает получаемое по договору авторское вознаграждение, которое определяется в виде процента дохода за использование произведения, зафиксированной в договоре суммы или иным образом.

В ст.221 НК РФ (абз. 6) законодатель различает два вида вознаграждения:

1) авторское вознаграждение;

2) вознаграждение за создание (использование) произведений науки, литературы и искусства*(18).

Между тем по смыслу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" авторское вознаграждение - это плата за использование (а не за создание) получателем прав произведения, ранее созданного автором. Поэтому право на профессиональные налоговые вычеты связано не с фактом создания произведения, а с получением дохода от его использования. Следовательно, эти вычеты применимы не к любым доходам автора, а лишь к полученному им авторскому вознаграждению.

Налоговые вычеты по рассматриваемому нами договору определяются как сумма расходов автора. Эти расходы принимаются к вычету только в том случае, если они:

1) фактически произведены на момент получения дохода;

2) документально подтверждены налогоплательщиком.

Бремя доказывания указанных признаков лежит на налогоплательщике.

В отличие от расходов по гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг среди перечисленных признаков не упоминается связь авторских расходов с созданием произведения. Думается, данный элемент также подлежит доказыванию налогоплательщиком, поскольку предметом авторского договора всегда выступает определенное произведение науки, литературы или искусства. Следовательно, вычитаться должны не любые расходы, а лишь связанные с созданием конкретного произведения.

Расходы не должны исключаться из налогооблагаемого дохода в том случае, когда по условиям авторского договора сумма вознаграждения определяется с учетом затрат, понесенных автором в процессе создания произведения.

Произведенные расходы, как правило, подтверждаются кассовыми чеками. При этом налогоплательщику необходимо помнить, что существуют хозяйствующие субъекты, которые на основании постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917*(19) вправе осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В этих случаях в качестве доказательства произведенных расходов следует требовать квитанции к приходному кассовому ордеру, где содержится наименование приобретенного товара, уплаченная сумма и штамп о ее уплате. Доказательством расходов могут служить товарные накладные и товарные чеки с приложением кассовых чеков.

В подтверждение расходов налоговые органы и суды не принимают накладные и приходные кассовые ордера, имеющие дефекты в их оформлении (например, в печати продавца на кассовом ордере указан несуществующий город, накладная не имеет даты составления). В то же время не всякие формальные изъяны могут лишить расходные документы доказательственной силы. Так, по одному из арбитражных дел суд не согласился с позицией налоговой инспекции, отказавшейся принять в подтверждение расходов документы из-за отсутствия в них числа составления при наличии месяца и года. Помимо этого, арбитражный суд констатировал, что обязанность налоговой инспекции принять расходные документы не зависит от факта регистрации продавцов в качестве налогоплательщиков (п.2 "Обзора практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога")*(20).

Если у налогоплательщика отсутствует документальное подтверждение фактически произведенных им расходов, то размер вычетов определяется с применением законодательно установленных нормативов в процентах авторского вознаграждения. Величина процентов зависит от вида произведения (например, для произведений науки этот норматив составляет 20%).

Налоговое законодательство запрещает одновременный вычет фактически произведенных расходов и их нормативного эквивалента. Это может привести к неправильному исчислению налога и повлечь за собой его неуплату (неполную уплату), квалифицируемую как налоговое правонарушение по ст.122 НК РФ.

Налоговый агент обязан произвести профессиональные вычеты по требованию автора на основании его письменного заявления. Препятствием для реализации данного права автора служит отсутствие в законодательстве четких критериев для определения того или иного произведения как литературного или научного. Некоторые налоговые агенты, выплачивающие авторские вознаграждения за передачу прав на то или иное произведение, не берут на себя смелость определить его вид и пользуются графой "Другие авторские вознаграждения", предусмотренной в таблице-приложении N 9 к Инструкции ГНС России от 29 июня 1995 г. N 35*(21). На основании таблицы выбирается код авторского вознаграждения, который указывается в справке о доходах автора. Подобная таблица воспроизведена и в п.3.7 Инструкции по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 г. (утверждена приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 1 ноября 2000 г. N БГ-3-08/378)*(22). В ней указано, что к "суммам иных авторских вознаграждений" нормативы затрат не применяются.

В конечном счете подобная неопределенность создает препятствия для реализации права налогоплательщика использовать налоговый вычет в момент выплаты дохода.

Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлениях Конституционного Суда РФ (см., например, п.4 постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П)*(23). Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, нарушению принципов равенства и верховенства закона.

Таков общий порядок налогообложения доходов по гражданско-правовым договорам и особенности налогового режима их отдельных видов.

Гражданину-налогоплательщику необходимо осознавать, что эти особенности зависят как от вида договора, так и от его формальных условий, определяемых самими сторонами. Неправильное или неразумное с точки зрения налогового законодательства их определение может привести к неблагоприятным для налогоплательщика последствиям.

Налоговая реформа в сфере подоходного налогообложения физических лиц, оформленная в гл.23 НК РФ, практически не затронула давних пороков российского налогового законодательства - нестабильность, внутреннюю противоречивость, неконкретность. Конституция РФ возлагает на граждан страны обязанность платить законно установленные налоги. В свою очередь для государства формула "законно установленные налоги" должна означать не только форму существования налогов, но и качество принимаемых органами законодательной власти налоговых нормативно-правовых актов. Оно остается крайне низким. Одной из причин этого является "штурмовщина" в процессе разработки и принятия налогового законодательства. Последним примером такого "штурма" стали масштабные изменения второй части НК РФ, которые последовали еще до того, как эта часть Налогового кодекса РФ, едва появившись, вступила в силу.


К.Ю. Тотьев,

доцент кафедры предпринимательского права,

зам. декана вечернего факультета МГЮА,

кандидат юридических наук


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Первое место среди них занимает налог на добавленную стоимость. В других странах (например, в Германии) самая большая доля поступлений налогов принадлежит именно подоходному налогу с физических лиц, за которым следует НДС.

*(2) См.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Российская газета. 2000. 31 декабря. Далее - НК РФ.

*(3) См.: Ноймарк Ф. Победное шествие подоходного налога // Все начиналось с десятины. М., 1992. С. 352.

*(4) Судебная практика применения законодательства о подоходном налоге также учитывала эту особенность (см.: постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 1999 г. N 461/99).

*(5) Ранее ни в законодательстве, ни в судебной практике эти виды источников не различались. См. по этому поводу постановления Президиума ВАС РФ от 24 сентября 1996 г. N 1668/96 и от 4 марта 1997 г. N 4125/96 // Применение налогового законодательства арбитражными судами: Сб. постановлений и материалов Президиума ВАС РФ. М., 1998. С. 250, 258.

*(6) См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 8

*(7) См.: Российская газета. 2000. 10 августа.

*(8) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 12. Ст. 591..

*(9) См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

*(10) Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972. Т. 2. С. 266.

*(11) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5.

*(12) См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 9.

*(13) См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 7.

*(14) На момент написания статьи эта ставка составляет 25% годовых; 3/4 ставки - 18,75% годовых.

*(15) См.: Российская газета. 1999. 14 августа.

*(16) См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. N 11.

*(17) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.).

*(18) В этом абзаце ст.221 НК РФ отдельно названы вознаграждения авторам за использование других результатов интеллектуальной деятельности (открытий, изобретений, промышленных образцов).

*(19) См.: Финансовая газета. 2000. N 52.

*(20) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. N 42 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

*(21) См.: Налогообложение доходов физических лиц. Документы и комментарии. М., 1999. С. 243.

*(22) См.: Финансовая газета. 2001. N 1.

*(23) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5.



Подоходный налог с физических лиц и гражданско-правовые договоры. Налоги и сборы


Автор


К.Ю. Тотьев - доцент кафедры предпринимательского права, зам. декана вечернего факультета МГЮА, кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2001, N 2


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.