Возврат налогов без возврата (В.В. Кулешов, "Гражданин и право", N 2, февраль 2001 г.)

Возврат налогов без возврата


Первые шаги в применении значительно "усовершенствованной" части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК) высвечивают новые вопросы, которые не были видны до начала практической работы с этим документом.

Положения главы 12 НК (ст.78 и 79) регулируют порядок зачета или возврата излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога, сбора, а также пеней (далее - налоги).

Рассмотрим эти нормы с учетом положений п.12 ст.78 НК, установившей, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

"Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей" (п.1 ст.78 НК).

"По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам" (п.5 ст.78 НК).

"Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности)" (п.7 ст.78 НК).

Таким образом, налогоплательщик имеет право выбора, как ему поступить с излишне уплаченными налогами: зачесть их в счет предстоящих платежей (будущие платежи) (1), возвратить (2) или направить на исполнение обязанностей по уплате налогов (текущие платежи) (3).

Кроме того, анализ положений ст.78 позволяет сделать вывод о том, что есть еще одно направление движения денежных сумм, являющихся излишне уплаченными налогами,- погашение недоимки, и нормы, регулирующие этот процесс, носят императивный характер, т.е. данная процедура не зависит от волеизъявления налогоплательщика (второе предложение п.5, второе предложение п.7).

Более того, если в случаях (1) и (3) излишне уплаченные средства могут быть направлены только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога, то погашение недоимки может быть осуществлено и по другим налогам (второе предложение п.7).

Таким образом, формулировки Налогового кодекса позволяют сделать следующие выводы.

1. При наличии задолженности (недоимка плюс пени) налоговые и таможенные органы "вправе самостоятельно произвести зачет" излишне уплаченных сумм налогов, без заявления плательщика.

2. Погашение задолженности по налогам возможно не только по бюджету того уровня, по которому произошла переплата, но и по другому. Основанием для данных утверждений является второе предложение п.5 ст.78 НК, в котором говорится о недоимках по другим налогам, но речь не идет о налогах одного бюджета. Косвенным подтверждением этого умозаключения является текст первого предложения п.5 ст.78 НК. В данной норме разрешено производить зачеты и погашать недоимку по бюджетам одного уровня, а во втором предложении законодатель такую возможность расширил, убрав ограничение в виде одного бюджета.

3. Применение норм ст.78 и 79 НК как налоговыми, так и таможенными органами позволяет говорить о возможности "перекрестного" зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов в погашение имеющихся недоимок. Под "перекрестным" зачетом в данном случае понимается возможность направления излишне уплаченных сумм налогов, контролируемых налоговыми органами, на погашение задолженности по налогам, контролируемым таможенными органами (таможенным платежом). Даже если наша трактовка второго предложения п.5 ст.78 в части задействования сумм из различных бюджетов (излишняя уплата по одному и недоимка по другому) покажется неверной, то для того, чтобы использовать эту возможность по средствам, предназначенным в федеральный бюджет, (так как все таможенные платежи поступают только в федеральный бюджет), законодательных ограничений нет.

Вопрос такого "перекрестного" зачета - чисто техническая процедура, которая будет базироваться на информационном обмене налоговых и таможенных органов, для начала в рамках одного или нескольких субъектов Федерации. В перспективе должна быть создана всероссийская база недоимщиков как по "внутренним" налогам, так и по таможенным платежам. Аналогичная схема обмена информацией и зачета денежных сумм, подлежащих возврату российским экспортерам по факту вывоза товаров за границу, может быть применена для зачисления возвращаемых сумм в счет предстоящих таможенных платежей. Это позволит оставить, фактически, деньги в бюджете и исключить дополнительные пробеги значительных финансовых средств через многочисленные банковские счета.


В.В. Кулешов,

заместитель начальника СЗТУ России,

полковник таможенной службы



Возврат налогов без возврата


Автор


В.В. Кулешов - заместитель начальника СЗТУ России, полковник таможенной службы


"Гражданин и право", 2001, N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение