Разграничение подсудности дел военным судам и иным федеральным судам общей юрисдикции (Н. Петухов, К. Жудро, "Российская юстиция", N 2, февраль 2001 г.)

Разграничение подсудности дел военным судам
и иным федеральным судам общей юрисдикции


Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" привел полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствие с требованиями Конституции и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". В Законе получил развитие принцип единства судебной системы, согласно которому военные суды не образуют самостоятельной и обособленной ветви судебной власти, а наравне с другими судами входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ.

Законом изменена подсудность дел военным судам. В результате на практике стали возникать вопросы разграничения компетенции военных судов и иных федеральных судов общей юрисдикции.

В соответствии с новым Законом (п.1 ч.1 ст.7) военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Под указанную категорию дел, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", подпадают дела, рассматриваемые в порядке главы 24 ГПК РСФСР по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, а также дела, рассматриваемые в порядке искового производства, в процессе которых подлежит разрешению спор о праве, возникший между теми же сторонами, либо спор о праве других лиц. (В настоящее время дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, именуются гражданскими делами, однако в планируемых изменениях процессуального законодательства их предполагается отнести к категории административных.)

Из гражданских дел искового производства к подсудности военных судов относятся, в частности, дела по спорам между военнослужащими и органами военной администрации о взаимных имущественных обязательствах. Например, военные суды уполномочены рассматривать иски воинских частей к военнослужащим о возмещении ущерба на основании Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". В соответствии с этим Законом ответственность за вред, причиненный военнослужащим при исполнении служебных обязанностей, несет перед потерпевшим воинская часть, в которой военнослужащий проходит службу. После того как воинская часть компенсировала вред, военнослужащий обязан в свою очередь возместить ей понесенные расходы. Закон устанавливает ограниченную материальную ответственность военнослужащих и предусматривает возможность привлечения их к этой ответственности во внесудебном порядке - на основании приказа командира части. Но если ущерб превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, вопрос о его возмещении решается военным судом по иску командира части.

Вместе с тем военным судам на территории России не подсудны дела по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения учреждений и лиц, не подпадающих под понятие органов военного управления и воинских должностных лиц. Например, дела по жалобам на отказ местных органов власти в предоставлении военнослужащим льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подсудны территориальным судам общей юрисдикции.

Рассмотрение исков, заявленных к военнослужащим по вопросам, не касающимся защиты их прав и свобод, или заявленных учреждениями и лицами, не являющимися органами военного управления и воинскими должностными лицами, также относится к компетенции не военных, а территориальных судов.

Не подсудны военным судам и дела по жалобам и искам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, даже если в них ставится вопрос о нарушении органами военного управления прав этих лиц, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Так, члены семей военнослужащих с подобными жалобами и исками должны обращаться в территориальные суды. Из этого правила в ч.2 ст.7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" сделано исключение для граждан, которые, утратив статус военнослужащих в связи с увольнением с военной службы, обжалуют в судебном порядке действия или решения органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушившие их права и свободы в период прохождения военной службы. Например, дела по жалобам на необоснованное увольнение с военной службы, по искам о взыскании невыданных в период службы денежного и иных видов довольствия могут быть рассмотрены военными судами.

Подчеркнем, что указанная норма не исключает такие дела из подсудности районных судов, а лишь предоставляет альтернативное право гражданам, уволенным с военной службы, обратиться со своими требованиями в военный суд. Именно об этом и идет речь в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.

Вместе с тем дела по жалобам и искам уволенных военнослужащих на действия и решения органов Минобороны, связанные с назначением и выплатой им пенсий, подсудны только территориальным судам, поскольку вопросы пенсионного обеспечения решаются после фактического увольнения с военной службы, то есть утраты заявителями (истцами) статуса военнослужащего.

Что касается уголовных дел, то в соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы либо прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

Согласно пп.10 и 11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, - день убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы; для граждан, окончивших военные кафедры в вузах, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и призываемых из запаса, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военкомата; для граждан, прошедших обучение на военных кафедрах, получивших офицерское звание и призванных на военную службу непосредственно после окончания вузов, - день убытия в отпуск, предоставляемый военкоматом по окончании указанных учреждений; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления его в силу; для гражданских лиц, поступивших в военные учебные учреждения, - дата зачисления в них.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Дела по обвинению военнослужащих в преступлениях, совершенных ими до начала военной службы, не подсудны военным судам. Также военные суды не вправе рассматривать дела в отношении гражданских лиц, не имевших во время совершения преступления статуса военнослужащих.

Судьям порой приходится решать вопрос о подсудности уголовных дел в отношении нескольких лиц или преступлений, одни из которых подсудны военным судам, а другие - территориальным судам общей юрисдикции. Часть 3 ст.7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" указывает, что подсудность в подобных случаях регулируется федеральным процессуальным законом.

В настоящее время правовой основой для решения этого вопроса является ч.2 ст.42 УПК РСФСР, которая предусматривает, что, если дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело обо всех лицах и преступлениях рассматривается военным трибуналом. Поскольку военные суды являются правопреемниками упомянутых в норме военных трибуналов, то она на них распространяется в полном объеме.

Таким образом, дело о преступлении, совершенном военнослужащим до призыва (поступления) на военную службу, может быть принято военным судом к своему производству лишь при условии одновременного обвинения этого же лица в преступлении, совершенном во время военной службы.

Рассмотрение военным судом уголовного дела в отношении гражданского лица по обвинению в преступлении, совершенном не в период прохождения военной службы, возможно только в случае, если по этому же делу обвиняется и военнослужащий в совершении преступления, подсудного военному суду, и выделение дела в отношении данного лица в отдельное производство по процессуальным причинам невозможно.

Поскольку в период прохождения военных сборов граждане, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащих, то на уголовные дела о совершенных ими преступлениях, а также на гражданские и административные дела о защите их прав и свобод распространяются правила подсудности дел в отношении военнослужащих.

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех без исключения дел в местностях Российской Федерации, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. Таким образом, на территории нашего государства не может существовать местностей, на которые не распространялась бы судебная власть территориальных федеральных судов общей юрисдикции. В связи с этим подлежит разрешению вопрос об определении конкретных районных (городских) судов, которым подсудны дела, возникшие в ряде закрытых военных городков и отдаленных гарнизонов, но не подпадающие под юрисдикцию военных судов.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подсудные федеральным судам общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами России, если иное не установлено международным договором. В частности, военные суды, дислоцированные по месту нахождения российских войск в Таджикистане и Казахстане, полномочны рассматривать семейные, трудовые, жилищные и иные гражданско-правовые споры наших военнослужащих и членов их семей, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных гражданами России из числа гражданского персонала находящихся там российских учреждений.

Отнесено Законом к компетенции военных судов рассмотрение жалоб на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором меры пресечения в виде заключения под стражу и жалоб на продление этими же лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также жалоб на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Поскольку дела о групповых преступлениях, совершенных военнослужащими в соучастии с гражданскими лицами, согласно ст.126 УПК, подлежат расследованию органами военной прокуратуры и подсудны, как указывалось, военным судам, можно сделать вывод, что военным судам подведомственны и жалобы всех этих лиц, касающиеся применения меры пресечения, а также на действия и решения военных прокуроров.

Военным судам теперь подсудны и дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Следует также отметить особенность подсудности дел Военной коллегии Верховного Суда РФ. Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" (п.1 ч.3 ст.9) Военная коллегия наделена полномочиями рассматривать в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Рассмотрение дел об оспаривании иных нормативных актов федерального Правительства относится к компетенции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, что подтверждено постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 июня 2000 г.

Аналогичным образом разграничивается между коллегиями Верховного Суда РФ подсудность дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, а также нормативных актов федеральных министерств и ведомств.

Что касается дел об оспаривании ненормативных актов Федерального Собрания РФ, то все они подсудны только Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.


Н. Петухов,

заместитель Председателя Верховного Суда РФ -

Председатель Военной коллегии,

кандидат юридических наук,


К. Жудро,

помощник заместителя Председателя

Верховного Суда РФ,

кандидат юридических наук



Разграничение подсудности дел военным судам и иным федеральным судам общей юрисдикции


Авторы


Н. Петухов - заместитель Председателя Верховного Суда РФ - Председатель Военной коллегии, кандидат юридических наук


К. Жудро - помощник заместителя Председателя Верховного Суда РФ, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 2, стр.18


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.