Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России (В. Цепелев, "Российская юстиция", N 2, февраль 2001 г.)

Европейская конвенция о пресечении терроризма
теперь обязательна и для России


Европейская конвенция о пресечении терроризма была подписана государствами - членами Совета Европы 27 января 1977 г. в Страсбурге и вступила в силу для 26 стран - участниц Совета Европы 4 августа 1978 г., когда еще не получили столь массового распространения акты международного и национального терроризма. В определенном смысле можно сказать, что подписание данной Конвенции было опережающим, превентивным шагом в борьбе с нарастающим терроризмом.

В последние годы эта проблема обострилась и приобрела особую актуальность как для всего мирового сообщества, включая Европу (действия бойцов Ирландской республиканской армии в Великобритании, членов баскской организации ЭТА в Испании, боевиков Армии освобождения Косово в Югославии, представителей других экстремистских сил), так и для России (в основном в связи с ситуацией в Чечне).

Известно, что в течение 1999 года в нашей стране было совершено около 600 криминальных взрывов и зафиксировано 108 покушений на взрывы. Значительным было и количество анонимных угроз совершения актов терроризма - примерно 6000 за год. Всем россиянам памятны имеющие террористический характер взрывы в Буйнакске, Владикавказе, Волгодонске, Каспийске, Москве. Продолжением этой тревожной тенденции являются новые трагические события, связанные со взрывом 8 августа 2000 г. в подземном переходе под Пушкинской площадью.

Ведя работу по противодействию терроризму, российские правоохранительные органы предприняли ряд организационных и практических мер. Среди них можно отметить разработку проекта Федеральной программы по борьбе с терроризмом, внесенного на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации еще в январе 1999 г. К сожалению, этот проект до сих пор не принят. В мае 2000 г. в Генеральной прокуратуре РФ прошло Координационное совещание руководителей федеральных правоохранительных органов, на котором обсуждены вопросы о состоянии и задачах борьбы с терроризмом.

Надо сказать, что еще раньше (4 июня 1999 г.) государствами - участниками Содружества Независимых Государств был подписан Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В июне 2000 г. главами государств - членов СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, в рамках которого создан Антитеррористический штаб.

Поскольку правоохранительная практика последних лет убедительно подтвердила истину о том, что невозможно решить проблему борьбы с терроризмом только внутригосударственными (национальными) правовыми и организационными средствами, Россией были предприняты все необходимые действия для присоединения к Европейской конвенции о пресечении терроризма. 7 мая 1999 г. эта Конвенция была подписана в Будапеште представителем Российской Федерации. После прохождения необходимой процедуры 7 августа 2000 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма", который вступил в силу 10 августа 2000 г.

Присоединение России к этой Конвенции означает, что правоохранительные органы должны учитывать ее положения в своей деятельности по борьбе с терроризмом: во-первых, основываясь на требованиях ч.4 ст.15 Конституции РФ; во-вторых, исходя из того, что упомянутая Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 7 августа 2000 г. и подтверждена его силой.

Для уяснения содержания ратифицированной Конвенции проанализируем ее наиболее важные положения. Так, в преамбуле отмечается, что государства - участники Конвенции подписали ее, сознавая растущую тревогу, вызванную увеличением числа актов терроризма; желая принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы лица, совершающие такие акты, не избежали уголовного преследования и наказания; будучи убежденными в том, что выдача преступников является особо эффективной мерой для достижения этого результата.

Следует отметить, что согласно ст.1 Конвенции круг преступлений, определяемых для обеспечения выдачи преступника иностранному государству, достаточно широк и носит частично бланкетный характер. В частности, к ним относятся:

- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом летательных аппаратов (Гаага, 16 декабря 1970 г.);

- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.);

- тяжкие преступления, связанные с посягательствами на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей;

- преступления, связанные с захватом заложников или незаконным лишением свободы;

- преступления, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, если это подвергает опасности людей;

- попытка совершения любого из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает или пытается совершить подобное деяние.

При этом оговорено, что ни одно из этих преступлений не должно рассматриваться как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими мотивами.

Расширяют круг преступлений, определяемых для целей выдачи лица иностранному государству, и положения ст.2 Конвенции, где устанавливается, что любое Договаривающееся Государство может не рассматривать в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, вызванного политическими мотивами, каждый акт насилия, который не указан в ст.1, но направлен против жизни, телесной целостности или свободы людей. Сказанное относится ко всем тяжким преступлениям, направленным против собственности, если эти деяния не предусмотрены ст.1, в случае, когда они создают массовую опасность для людей. Все это распространяется и на случаи попыток совершить любое из вышеназванных преступлений или в отношении участия в качестве сообщника лица, совершающего или пытающегося совершить такое преступление.

Статья 3 Конвенции устанавливает правило, согласно которому положения всех договоров и соглашений о выдаче, применяемых между Договаривающимися Государствами, включая Европейскую конвенцию о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), изменяются в отношениях между государствами - участниками Конвенции в той мере, в какой они противоречат настоящей Конвенции. Следует отметить, что это правило создает коллизию между положениями перечисленных конвенций, что вряд ли способствует их точному исполнению, поскольку допускает неоднозначную и произвольную трактовку.

Значительные сложности для выполнения рассматриваемой Конвенции создают положения ст.5, где говорится о том, что ничто не должно быть интерпретировано в качестве обязательства выдать преступника иностранному государству, если Договаривающееся Государство имеет серьезные причины полагать, что просьба о выдаче преступника, обоснованная преступлением, указанным в ст.ст.1 или 2, была представлена с целью преследования или наказания лица по соображениям расы, национальности или политических взглядов или вследствие того, что положение этого лица может быть ухудшено по любой из этих причин. Аналогичное положение содержится в ч.2 ст.8 Конвенции, устанавливающей порядок оказания правовой взаимопомощи по уголовным делам о терроризме.

Поскольку приведенные положения создают определенные противоречия в сопоставлении с другими статьями данной Конвенции, а также с нормами Европейской конвенции о выдаче преступников и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.), Россия при ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма сделала следующее заявление: "Российская Федерация исходит из того, что положения статьи 5 и пункта 2 статьи 8 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи".

В связи с тем, что указанная Конвенция, как всякий международный договор, является отражением компромисса при согласовании воли государств-участников и затрагивает проблему их суверенитета, ст.ст.6 и 7 Конвенции содержат положения, которые обязывают Договаривающиеся Государства в случае, если они отказываются от выдачи преступника, принимать необходимые меры уголовного преследования лиц, совершающих преступления, перечисленные в ст.ст.1 и 2 Конвенции, в соответствии с национальным законодательством. Особо подчеркивается, что настоящая Конвенция не исключает никакой уголовной юрисдикции, осуществляемой согласно национальным законам.

Согласно ст.9 функции контроля за исполнением Конвенции возложены на существующий при Совете Европы Европейский комитет по проблемам преступности, который также обязан принимать все меры для дружественного урегулирования каждого сложного вопроса, возникающего в ходе реализации данной Конвенции. В случае если спорный вопрос не урегулирован по соглашению сторон, ст.10 предусматривает процедуру разрешения спора. Она включает участие арбитража и третейского суда, причем решение последнего является окончательным.

Заключительные статьи Конвенции определяют порядок ее подписания, заявлений (оговорок) к тексту Конвенции, вступления ее в силу, денонсирования и другие технические вопросы.

Таков общий обзор содержания ратифицированной Россией Европейской конвенции о пресечении терроризма. Представляется, что вступление ее в силу создаст дополнительные возможности для эффективной борьбы правоохранительных органов с терроризмом. Предстоит большая организационная, правовая, разъяснительная работа с тем, чтобы положения этой Конвенции исполнялись работниками правоохранительных органов России. Данная публикация представляет собой лишь начальный вклад в это важное дело.


В. Цепелев,

докторант Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук



Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России


Автор


В. Цепелев - докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 2, стр.21


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение