Понятие и виды тайны в уголовном праве (А. Кибальник, И. Соломоненко, "Российская юстиция", N 2, февраль 2001 г.)

Понятие и виды тайны в уголовном праве


Уголовный закон, употребляя в статьях Особенной части термин "тайна", не раскрывает его содержание. В русском языке он традиционно означает "все сокрытое, неизвестное, неведомое", а также "нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо". Таким образом, "тайна" имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение.

Тайна есть, прежде всего, сведения, информация; в соответствии со ст.2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно-брачные отношения и пр. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является тот факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства.

Несанкционированное нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

Исходя из сказанного, тайну в уголовном праве можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность.

В уголовно-правовой литературе обычно утверждается, что сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами соответствующих преступлений. При этом традиционно считается, что предмет преступления - это, в первую очередь, вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Очевидно, что такими характеристиками может обладать какой-либо носитель информации. Но в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются и нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Действительно, вполне возможно нарушение охраняемой уголовным законом тайны, которая не отражена в материальном носителе. Более того, в ряде составов УК подразумевается уголовное преследование как раз за нарушение тайны определенной информации, не отраженной в материальном носителе.

Однако более всего важен факт, как действующее законодательство определяет юридическое существо тайны. Так, в преамбуле Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. (в ред. Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.) указывается, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Следовательно, юридически значимая тайна лежит в основе возникающих определенных отношений. Представляется, что взятые под специальную охрану тайные сведения являются первопричиной возникающих на их основании отношений между субъектами, в нашем случае - уголовного правоотношения, возникающего по поводу несанкционированного нарушения неприкосновенности той или иной тайны. Именно поэтому сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, должны расцениваться в уголовном праве как объект, т.е. как интерес (благо) уголовно-правовой охраны, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите.

Именно характер общественных отношений, возникающих по поводу интересов охраны той или иной тайны, должен лежать в основе видовой классификации тайны в уголовном праве. Анализ непосредственных объектов составов преступлений, предусмотренных статьями УК, позволяет выделить виды уголовно-правовой тайны.

Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции РФ (ст.ст.23, 24) и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (ст.17 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.) и отражено в составах УК РФ, сформулированных в ст.137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" и ст.138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений". Таким образом, можно говорить о двух разновидностях личной тайны как объекта уголовно-правовой охраны: частной жизни и личной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Тайна усыновления связана с интересами охраны семейной жизни и, в уголовно-правовом смысле, выражается в установлении уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст.155 УК тайна усыновления может быть двух разновидностей. Во-первых, ею обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч.1 ст.139 СК РФ), во-вторых, все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей.

Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (ч.1 ст.2 ГК РФ). В целом коммерческая тайна определена в соответствии со ст.1 Федерального закона "О коммерческой тайне" от 22 января 1999 г. как научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. Содержание банковской тайны определено в ст.856 ГК. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация об учредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии, патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежей и проч.).

Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны (ст.183 УК) наступает при: собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений; незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца.

Государственная тайна. Этот вид тайны неоднократно указывается в статьях УК и имеет непосредственное уголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. В соответствии со ст.2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. (в действующей редакции) государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст.ст.275 и 276 УК прямо указывается, что на основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто "государственная безопасность" в широком понимании, а внешняя безопасность государства. В ст.283 УК речь идет уже не только о внешней, а о безопасности России в формально не определенном смысле слова.

Таким образом, государственная тайна в уголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.

Должностная служебная тайна связана с интересами государственной службы и службы в органах местного самоуправления и носит опосредованный характер, так как прямое указание в статьях гл.30 УК на пределы охраны должностной тайны отсутствует.

Тем не менее федеральное законодательство связывает доступ к профессиональным сведениям закрытого характера именно с должностным статусом лица, которому эти сведения стали известны по службе. Поэтому при нарушении неприкосновенности этой секретной информации страдают интересы службы. Представляется, что уголовно значимо совершение должностным лицом действия, выражающегося в разглашении секретных сведений профессионального и служебного характера, известных ему в силу статуса должностного лица.

Так, в частности, федеральное законодательство прямо указывает на противоправность нарушения конфиденциальности таких сведений, совершенного: судьями - в отношении тайны совещания при постановлении приговора по уголовному делу; должностными лицами Банка России - в отношении сведений, составляющих банковскую тайну; должностными лицами налоговой инспекции - в отношении сведений о вкладах граждан и организаций. Представляется, что при умышленном характере разглашения должностной служебной тайны содеянное должно квалифицироваться по ст.286 УК как совершение виновным деяния, явно выходящего за рамки его должностной компетенции.

Иная служебная тайна связана с интересами службы в коммерческих и иных организациях. Анализ федерального законодательства позволяет говорить о том, что содержание сведений, составляющих иную служебную тайну, во многом совпадает с содержанием должностной служебной тайны.

Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (ст.310 УК "Разглашение данных предварительного расследования").

В силу ч.1 ст.139 УПК РСФСР сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, что в законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая - нет.

Свидетельская тайна как объект уголовно-правовой охраны воплощается в институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия и основывается на семейно-брачных отношениях либо профессиональных (должностных) обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступления уголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении ими некоторых преступлений против правосудия основан на обладании правом на свидетельскую тайну и получил закрепление в примечаниях к ст.ст.308, 316 УК. Свидетельская тайна здесь является по существу специальной разновидностью тайны семейной, но в силу того, что с ней связаны интересы правосудия как основного непосредственного объекта, она приобретает самостоятельное уголовно-правовое значение.

В круг лиц, обладающих свидетельской тайной на основе семейно-брачных отношений, помимо супруга, включены "близкие родственники", т.е. родители, усыновители (удочерители), дети, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (п. 9 ст.34 УПК). Однако представляется целесообразным определить круг близких родственников, пользующихся свидетельским иммунитетом на основе данного вида тайны, непосредственно в УК; при этом в круг лиц, пользующихся свидетельским иммунитетом на основании семейных и родственных связей, должны включаться в соответствии со ст.1 СК родители, дед и бабка супруга.

Вторая разновидность свидетельской тайны связана с интересами охраны сведений, составляющих служебную и должностную тайны в силу исполнения лицом профессиональных обязанностей. Защитнику принадлежит право отказа от дачи показаний об обстоятельствах, ставших известными в процессе оказания юридической помощи; священнослужитель обладает правом отказа от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим известными ему из исповеди (п. 11 ч.1 ст.5, ч.7 ст.51 УПК). Также в федеральном законодательстве существуют прямые указания на возможность отказа от дачи свидетельских показаний лицами, обладающими: государственной (ст.4 Закона РФ "О государственной тайне"), нотариальной (ст.5 Основ законодательства РФ "О нотариате"), врачебной (ст.ст.35, 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан") и т.д. При этом мы вновь имеем дело со специфическим уголовно-правовым значением должностной либо служебной тайны, ибо она становится объектом уголовно-правовой охраны в связи с обеспечением отправления правосудия и осуществления предварительного расследования. Следовательно, последняя приобретает характер свидетельской тайны, основанной на исполнении профессиональных или должностных (служебных) обязанностей лица.

Тайна безопасности участников правосудия. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны данной информации не вызывает сомнений. Содержание тайны безопасности участников правосудия составляет информация о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников правосудия, названных в ст.311 УК. Система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества указанных лиц определена в Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г.

Тайна безопасности субъектов порядка управления является основанием обеспечения безопасности субъектов порядка управления - должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Содержание сведений, составляющих данную тайну, полностью совпадает с содержанием закрытой информации, составляющей тайну безопасности участников правосудия. В то же время считаем целесообразным исключить из диспозиции ст.320 УК указание на обязательное установление цели воспрепятствования служебной деятельности при разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Данное деяние может быть совершено, например, по мотиву мести за такую законную деятельность указанных должностных лиц и по степени общественной опасности быть ничуть не меньшим, но не получать уголовно-правовой оценки.

В заключение обращаем внимание на необходимость устранения пробелов в законодательном регламентировании ответственности за несанкционированное разглашение некоторых видов тайны, которое, на наш взгляд, должно иметь самостоятельное уголовно-правовое значение.

Так, в соответствии со ст.ст.35, 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. к врачебной тайне относятся сведения: о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья лица, поставленном диагнозе, о проведенном искусственном оплодотворении, имплантации эмбриона, о личности донора. Если несанкционированное разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, совершается должностным лицом государственного медицинского учреждения, речь идет о незаконном нарушении неприкосновенности должностной служебной тайны, а содеянное может быть квалифицировано как должностное преступление (ст. 286 УК). А если такая тайна разглашается врачом, не являющимся должностным лицом в государственном лечебном учреждении либо работающим в системе негосударственного здравоохранения? В соответствии с действующим УК содеянное не подлежит уголовно-правовой оценке. Однако такое деяние несомненно характеризуется высокой степенью общественной опасности и наверняка причиняет существенный вред интересам конкретного лица. Видимо, из этих соображений исходил законодатель, введя Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. в УК РСФСР специальную норму об ответственности за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (ст.128.1). Остается непонятным, почему такая норма отсутствует в действующем УК РФ. Представляется, что незаконное разглашение сведений, составляющих для врача профессиональную тайну, причиняет вред прежде всего интересам охраны тайны личной жизни. Поэтому целесообразно включение такой нормы в гл.19 УК "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина". Она может быть сформулирована следующим образом:

"Статья 137. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну

Разглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом врачебную тайну, лицом, которому эти сведения стали известны в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей, - наказывается...

Наконец, одним из существенных пробелов действующего УК, касающимся рассматриваемого вопроса, является принципиальная невозможность уголовно-правовой оценки действий руководителей и служащих коммерческих и иных организаций, выразившихся в несанкционированном законом разглашении сведений, составляющих иную служебную тайну.

Складывается абсурдная ситуация. Названные лица при санкционированном законом разглашении иной служебной тайны, совершенном вопреки интересам коммерческой или иной организации из корыстной или иной личной заинтересованности, могут нести ответственность по ст.201 УК "Злоупотребление полномочиями". Но при совершении более опасного деяния - несанкционированного разглашения сведений, составляющих такую тайну, - вопрос об их уголовной ответственности "повисает в воздухе". Для урегулирования этой ситуации (как, впрочем, и других проявлений совершения действий, выходящих за пределы служебных полномочий названного круга лиц) предлагаем ввести в гл.23 УК норму об уголовном преследовании за превышение полномочий, под которую будет подпадать, в частности, и совершение указанным кругом лиц несанкционированного разглашения иной служебной тайны.


А. Кибальник,


И. Соломоненко,

старшие преподаватели Ставропольского филиала

Краснодарского юридического института МВД РФ,

кандидаты юридических наук



Понятие и виды тайны в уголовном праве


Авторы


А. Кибальник - старший преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук


И. Соломоненко - старший преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 2, стр.53


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение