Определение скорости движения пешехода, пострадавшего в ДТП (Ф. Ермаков, "Российская юстиция", N 2, февраль 2001 г.)

Определение скорости движения пешехода, пострадавшего в ДТП


Одним из основных вопросов в расследовании наезда транспортного средства на пешехода является определение - имелась ли возможность предотвращения происшествия. Для решения этого вопроса следствие наряду с другими данными представляет на судебную автотехническую экспертизу данные о скорости движения пострадавшего пешехода, взятые из технической литературы, или ее среднеарифметическую величину, установленную экспериментальным путем с участием других пешеходов при трехкратной повторности.

Отмечу, что при использовании в расчетах скорости движения пешехода из технической литературы или ее среднеарифматической величины, полученной без соответствующей математической обработки, а лишь путем деления суммы скоростей движения на количество экспериментов, обеспечиваются вероятность 0,5 и уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов лишь на 50%. Следовательно, достоверность, объективность, а также категоричность экспертных и следственных выводов, основанных на таких расчетах, составляют лишь 50%.

Здесь укажу, что при определении необходимого количества экспериментов и статистически достоверных минимальной и максимальной величин скорости движения пешехода в целях расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП) достаточно задаваться вероятностью 0,95 и точностью 0,5 км/ч. Достижение указанных величин вероятности и точности при проведении необходимого для этого количества экспериментов позволяет делать вывод о том, что скорость пешеходов, охваченных экспериментами, соответствует скорости движения пострадавшего пешехода.

Замечу, не каждый следователь может правильно провести математическую обработку экспериментальных данных и установить статистически достоверные величины скорости движения пострадавшего пешехода. Поэтому к участию в следственном эксперименте желательно привлечение специалиста (математика, инженера, лучше - эксперта), чтобы он тут же мог подвергнуть экспериментальные данные математической обработке и рекомендовать проведение необходимого количества экспериментов.

Так, если будет установлено, что перед наездом пешеход бежал, то для проведения экспериментов необходимо подбирать не менее трех пешеходов одного возраста и примерно одинакового физического развития с пострадавшим. При движении пешехода шагом для участия в экспериментах могут быть привлечены также водитель, очевидцы и свидетели, которые во всех случаях должны показать темп движения пострадавшего пешехода. Чтобы получить результаты с высокой вероятностью и достоверностью, желательно проводить 25-30 определений скорости движения.

В случаях когда следственный эксперимент проведен без участия специалиста, обработку экспериментальных данных и определение статистически достоверных минимальной и максимальной величин скорости движения пострадавшего пешехода следователь поручает судебному автотехническому эксперту, поставив перед ним соответствующие вопросы и представив результаты измерений.

Судебный автотехнический эксперт должен производить расчеты по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в двух вариантах - при статистически достоверных минимальной и максимальной величинах скорости движения пешехода. Категорическое заключение о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия может быть сделано им только в том случае, если при минимальной и максимальной величинах скорости движения пострадавшего пешехода получаются одинаковые выводы.

Следователь обязан, во-первых, представить эксперту установленные статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения не менее трех пешеходов по результатам 25-30 замеров с указанием вероятности и процента уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в правильности установленных предельных значений этого параметра; во-вторых, потребовать от эксперта дачи заключения в двух вариантах - при минимальной и максимальной величинах скорости движения пешехода; в-третьих, при одинаковых выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в обоих вариантах расчета предложить ему сделать категорические выводы о наличии или отсутствии причинной связи между действиями водителя и происшествием.

В выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия должны быть указаны вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в правильности установленных предельных значений этого параметра.

Такие же вероятностные показатели (величины вероятности и процента уверенности) должны быть указаны и в выводах следователя о причинной связи между нарушениями водителя и происшествием, его непосредственной причине и т.д.

Как видно из изложенного, в зависимости от представленных следствием данных судебной автотехнической экспертизе указанные вероятностные показатели могут быть значительно меньше их допустимых значений или пределов (0,95 и 95%), что должно быть учтено при оценке следствием и судом достоверности и объективности выводов, сформулированных в заключении эксперта.

Использование приведенных выше рекомендаций позволит принять однозначные достоверные и объективные решения по конкретным дорожно-транспортным происшествиям, исключить появление альтернативных виновных лиц и, следовательно, укрепить законность при разрешении материалов и дел по подобным происшествиям.


Ф. Ермаков,

профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности"

Казанской государственной

сельскохозяйственной академии,

доктор технических наук



Определение скорости движения пешехода, пострадавшего в ДТП


Автор


Ф. Ермаков - профессор кафедры "Безопасность жизнедеятельности" Казанской государственной сельскохозяйственной академии, доктор технических наук


"Российская юстиция", 2001, N 2, стр.70


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.