Гудвилл как особый вид нематериальных активов (М.В. Сибирцева, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2000 г.)

Гудвилл как особый вид нематериальных активов


Прошедшее десятилетие характеризуется существенными изменениями политико-экономической ситуации в России. Хотя отечественный бизнес еще не обладает развитой инфраструктурой, характерной для экономики стран с давними традициями рыночных отношений, нельзя не отметить изменений в методах управления организацией, системе распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, структуре имущества предприятия, а также возрастания роли нематериальных активов.

Нематериальные активы - это обобщающее понятие для группы активов организации, которые имеют стоимость, служат не менее одного года и способны приносить доход, т.е. предназначены для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, но не имеют физического воплощения.

Нематериальные активы можно подразделить на три основные группы в зависимости от их назначения и функций, выполняемых в процессе хозяйственной деятельности:

1) интеллектуальная собственность (изобретения, полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, авторские и смежные права, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных, ноу-хау);

2) имущественные права (права пользования землей, водными ресурсами, недрами, имуществом и пр.);

3) отложенные затраты (организационные расходы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

В этот перечень включены наиболее известные и часто используемые нематериальные активы. Описать все виды нематериальных активов не представляется возможным в рамках одной статьи, к тому же в п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета перечень нематериальных активов заканчивается словами "и др.". Тем самым юридическим и физическим лицам предоставляется право самостоятельно выделять в объект нематериальных активов любые виды расходов при соблюдении основных параметров нематериальных активов.

Гудвилл, или репутация фирмы,- это объект нематериальных активов, стоящий особняком и не относящийся ни к одной из перечисленных выше групп.

Гудвиллом называют разницу между покупной и балансовой стоимостью фирмы.

Гудвилл возникает в том случае, когда покупатель (инвестор) готов заплатить больше, чем реально стоят нетто-активы организации, и является не чем иным, как суммой такой переплаты. Причина этого кроется в наличии у организации скрытых активов, которые не включены в ее баланс. К данным активам могут относиться: высококвалифицированный менеджмент; накопленный деловой опыт; хорошо налаженная система сбыта продукции или услуг; прочная репутация организации как надежного заемщика; хорошая репутация на рынке; выигрышное экономико-географическое положение; другие активы, которые не могут быть отчуждены от организации и переданы другим лицам, но по сути являются факторами, влияющими на прибыльность организации и как следствие - на ее стоимость. Сами по себе перечисленные активы не могут быть отнесены к нематериальным, но выступают факторами, влияющими на формирование гудвилла и его стоимость.

Отсутствие физической формы не является основным критерием, отличающим нематериальные активы от материальных. Такие активы, как дебиторская задолженность, авансы покупателей, банковские депозиты или финансовые вложения, не являются нематериальными, хотя не имеют физической формы. В отличие от дебиторской задолженности, товарно-материальных ценностей или патентов, которые могут быть проданы либо обменяны на рынке, гудвилл сам по себе неотделим от организации, а активы, которые в совокупности и образуют гудвилл, в отдельности не могут быть отнесены к нематериальным активам. Например, квалификация работника не может быть отчуждена от него и передана другим лицам.

Таким образом, репутацию фирмы, или гудвилл, можно определить как наличие доброй воли (что является буквальным переводом английского слова "goodwill") покупателя (инвестора) в отношении репутации организации, ее доброго имени и деловых связей.

Для российской экономической действительности понятие гудвилла новое и поэтому недостаточно изученное. Данный факт вполне объясним, поскольку в начальный период становления рыночной экономики и приватизации в нашей стране рыночные цены как таковые отсутствовали, более того, государственная собственность (когда частной собственности еще практически не было) продавалась по ценам ниже рыночных. Возможно, это оправдано тем, что необходимо было в достаточно сжатые сроки, а не на протяжении столетий (как в странах с развитой в настоящее время рыночной экономикой) создавать институт частной собственности. Гудвилл мало изучен еще и потому, что в структуре баланса организации доля нематериальных активов достаточно нематериальна в сравнении, например, с долей основных средств и запасов. Как следствие - данному виду нематериальных активов аудиторы, проводящие проверку организации, и органы, разрабатывающие законодательную базу, уделяют не очень большое внимание. Впрочем, нельзя не отметить, что даже западные бухгалтеры считают гудвилл сложным для учета объектом.

Кроме того, данный вид нематериальных активов мало описан в отечественной экономической литературе, а ознакомиться с зарубежными источниками может далеко не каждый российский бухгалтер.

В настоящее время продолжается процесс реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, согласно которым при формировании учетной политики организации и составлении финансовой отчетности должны использоваться определенные принципы. Одним из таких принципов является принцип постоянно действующего предприятия (going concern principle). Он заключается в том, что организация рассматривается как работающее предприятие, т.е. продолжающее работать в обозримом будущем. Вся информация финансовой отчетности рассматривается именно с этой точки зрения. Предполагается, что организация не прекратит свою деятельность ни добровольно, ни по каким-либо иным причинам и уровень активности этой деятельности не будет неестественно снижен. Для этих целей обозримое будущее определяется как по меньшей мере год с даты составления финансовой отчетности.

Названный принцип является ключевым, поскольку стоимость, приписанная как материальным, так и нематериальным активам в соответствии с международными стандартами, вероятно, оказалась бы завышенной, если бы организация была вынуждена ликвидировать их. Ожидаемая стоимость таких активов зависит от того, как они используются в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Значит, если организация будет вынуждена продавать эти активы, ей, возможно, придется довольствоваться получением лишь части их балансовой стоимости. Понятие "постоянно действующее предприятие" важно еще и потому, что служит обоснованием отнесения на будущие периоды затрат и отражения таких нематериальных активов, как гудвилл. Стоимость нематериальных активов возмещается путем ее переноса на себестоимость продукции (работ, услуг) - амортизации. Исходная посылка этого процесса такова: экономическая полезность и материальных, и нематериальных активов с течением времени уменьшается. Однако в отличие от материальных некоторые нематериальные активы могут и не обесцениваться, даже если их стоимость списывается в бухгалтерском учете.

По отдельным видам нематериальных активов износ может не начисляться (когда организация уверена, что их стоимость в будущем не уменьшится или не прекратится рост прибыли от их использования). Гудвилл, так же как и некоторые другие нематериальные активы, например, бренды и торговые марки, может быть приобретен по очень низкой цене или получен бесплатно. Впоследствии его балансовая стоимость не изменится, даже если ценность возрастет. Переоценка большей части нематериальных активов, в том числе гудвилла, не рекомендуется международными стандартами, хотя некоторые зарубежные предприятия выбирают именно такую тактику. Это объясняется тем, что при переоценке патентов, концессий и торговых знаков, которая разрешается международными стандартами, сложно определить их стоимость, не вызывая переоценку гудвилла.

Нематериальные активы у организации могут появиться:

при получении в качестве вклада в уставный капитал;

в результате приобретения (оплаты права пользования);

при безвозмездном получении от физических или юридических лиц;

в случае реорганизации (слияния, покупки организаций и т.п.).

Не существует прямого запрета на создание нематериальных активов в организации, однако в данном случае отсутствует такой важный критерий, как право пользования, ведь организация в случае создания нематериальных активов и является их собственником.

Если гудвилл все-таки образовался (создан) в самой организации, он не капитализируется на счетах, т.е. организация не отражает его в финансовой отчетности как статью баланса. Определение составляющих гудвилла, созданного в организации, а также соотнесение этих составляющих с будущей прибылью- сложный процесс. Ведь будущие прибыли могут не быть связаны с составляющими гудвилла и соответствующими затратами. Более того, гудвилл может существовать, даже когда нет затрат на его создание. Есть еще один важный момент. Цена фирмы складывается под воздействием спроса и предложения, которые формируются в процессе сделки, поэтому при отсутствии реальной сделки возникает вероятность субъективности оценки гудвилла. Следовательно, гудвилл отражается в финансовой отчетности только при приобретении одного предприятия другим и становится активом организации инвестора.

Гудвилл, появившийся у организации-инвестора в результате приобретения ею другого предприятия, можно учитывать одним из двух методов.

Первый метод заключается в немедленном списании стоимости гудвилла. Если компания-инвестор сама занимается хозяйственной деятельностью, она, вероятнее всего, создает собственный, весьма значительный гудвилл. Его стоимость в балансе организации-инвестора не показывают. Очевидно, что отражение в балансе купленного гудвилла было бы нелогичным и непоследовательным действием, поскольку собственный гудвилл инвестора не представлен. Поэтому стало общепринятым немедленное списание стоимости гудвилла (уменьшение гудвилла и нераспределенной прибыли).

Второй метод заключается в списании стоимости гудвилла с течением времени. Если организация придерживается такого метода, амортизация гудвилла отражается на счете прибылей и убытков как расход. По международным стандартам амортизация гудвилла проводится в течение 5 лет, если не оправдан более длительный период (не превышающий 20 лет).

Существует понятие отрицательного гудвилла, который часто называют еще бэдвиллом (badwill), или выгодной покупкой (bargain purchase). Такой гудвилл возникает, когда рыночная цена покупаемых активов больше, чем уплаченная за них. Это ситуация, которая была характерна для российской экономики десять лет назад и свидетельствует о несовершенстве рыночных отношений, поскольку продавец стремится продавать активы по частям. Отрицательный гудвилл часто появляется в связи с обесценением ценных бумаг, когда рыночная стоимость акций организации становится ниже их балансовой стоимости.

Преобразования в области бухгалтерского учета, происходящие в настоящее время в нашей стране, нацелены на освоение международных стандартов и методов учета. Министерство финансов Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности разрабатывает национальные стандарты. Минфин России пока не принял стандарт (Положение по бухгалтерскому учету) по нематериальным активам. Даимеждународный стандарт по нематериальным активам введен в действие только с 1 июля 1999 г. Будем надеяться, что с принятием соответствующего отечественного стандарта мы получим ответы на некоторые вопросы, касающиеся бухгалтерского учета гудвилла.


М.В. Сибирцева,

аудитор фирмы "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.