Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности (Л.А. Аксенчук, "Законодательство", N 2, февраль 2001 г.)

Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности


В последнее время на территории России неуклонно увеличивается присутствие иностранных физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Это объясняется открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности и т.д. В данных обстоятельствах вопрос о предпринимательской правосубъектности иностранца на территории нашей страны приобретает особое значение.

Проблемами правового статуса иностранца в России занимались многие специалисты в области международного частного права, например, Л.В. Лазарев, Л.Н. Галенская, А.Л.Маковский, М.И. Брагинский*(1). Работы в данной области, как правило, отличаются тем, что все элементы, составляющие структуру правового статуса иностранного гражданина, рассматриваются в комплексе (а именно: вопросы гражданства, правосубъектность в отношениях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе трудовых, семейных), предпринимательская правосубъектность).


Предоставление национального режима иностранцам при осуществлении
ими предпринимательской деятельности


Статья 34 Конституции РФ гласит, что "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" предоставляется "каждому", т.е. не только гражданам Российской Федерации.

В Гражданском кодексе РФ говорится о "гражданах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица", однако название главы 3 ГК РФ ("Граждане (физические лица)") дает основание предположить, что понятия "граждане" и "физические лица" используются в данном акте как синонимичные. Данный вывод подтверждает и Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности*(2). Названный документ определяет порядок государственной регистрации:

юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности: предприятий, иных коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности (далее именуются - предприятия), созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

полных товариществ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее именуются - предприниматели)" (выделено мной. - Л.А.).

В Законе РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" также использован термин "физические лица".

Несомненно, что понятия "гражданин" и "физическое лицо" не равнозначны, причем первое является более узким, но - поскольку их значения пересекаются - в случаях, когда принадлежность к государству не подчеркивается, эти слова употребляются законодателем как синонимы.

Гражданское законодательство устанавливает для иностранцев национальный режим. Это значит, что физические лица - неграждане России обладают правоспособностью наравне с российскими гражданами. В пункте 1 ст.2 ГК РФ говорится, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются в том числе к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем следует отметить, что в гражданском и ином законодательстве имеют место случаи ограничения правоспособности иностранных граждан в сфере предпринимательской деятельности. В совокупности они образуют особенности гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя-иностранца.


Возможность иметь имущество на праве собственности


Иностранцы имеют в России такие же имущественные и личные неимущественные права, как и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами.

Согласно Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Общий принцип признания прав частной собственности иностранцев конкретизирован, например, в ст.4 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья"*(3): "Положения настоящего Федерального закона применяются при регулировании соответствующих отношений, возникающих на территории Российской Федерации, с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства, если иное не установлено международными договорами".

Национальный режим распространяется на право собственности иностранных граждан на землю. Так, в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"*(4) речь идет о гражданах вообще, нигде не уточняется, что это должны быть лишь граждане России. Кроме того, этим Указом установлено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством, об отношении которого к гражданству субъектов было сказано ранее. По мнению Е.А. Галиновской, "российское законодательство стремится к тому, чтобы предоставить права на землю и иностранцам. Другое дело - объем прав на земли России, предоставляемые лицам в зависимости от гражданства. Здесь существуют некоторые особенности. Ограничения прав иностранцев на российские земли вполне обоснованны, однако не все"*(5).

Рассмотрим один из наиболее интересных примеров. В статье 5 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(6) сказано, что право на создание крестьянского хозяйства и получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР (Российской Федерации), достигший 18-летнего возраста. Если буквально понимать данную норму, то получится, что лица, не обладающие гражданством России, не могут получить землю для ведения крестьянского хозяйства.

Иностранцы принимают участие в происходящей в стране приватизации. Конкретные условия и пределы такого участия определены в ранее принятых государственных программах. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"*(7) требует особо указывать в программе приватизации виды имущества, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами. Участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий и объектов торговли, общественного питания, автотранспорта, а также мелких предприятий промышленности и строительства допускается только на условиях инвестиционных коммерческих конкурсов.

В нашей стране установлены ограничения и на участие иностранных инвесторов в конкурсах в отдельных отраслях хозяйства. В частности, чтобы быть допущенными к конкурсу, указанным субъектам следует предварительно предоставить необходимую информацию в российские федеральные органы безопасности, которые вправе запретить приобретение предприятия определенным иностранным инвестором*(8). Согласно п.10.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, решение о допуске иностранного инвестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составляет более 30% общего объема работ, принимается Правительством РФ.


Возможность заниматься предпринимательской деятельностью


Иностранцам предоставлено немало возможностей участвовать в хозяйственной деятельности на территории нашей страны. Причем, как отмечает М.И. Брагинский, в ряде правовых актов России особо оговорено, что их нормы распространяются как на российские юридические или физические лица, так и на иностранцев*(9). Например, за иностранными физическими лицами признается право заниматься аудиторской деятельностью, предоставлять услуги связи*(10); в качестве единственного условия в этих ситуациях выступает приобретение лицензии или лицензионного свидетельства. Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятельности могут быть пользователями недр, если они будут законодательно наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности.

Однако наше законодательство содержит и существенные ограничения. Так, зарубежные предприниматели вправе принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором - гражданином России*(11). Работать в области племенного животноводства иностранные граждане могут только в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим иностранным государством гражданам Российской Федерации*(12). Пункт 5 ст.63 Воздушного кодекса РФ содержит перечень действий, которые не могут осуществлять на территории России иностранные предприниматели без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке. Особыми правилами регулируется допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах. Иностранцы не могут заниматься частной детективной или охранной деятельностью*(13), быть патентными поверенными*(14) и т.д.

Таким образом, в России отдельные виды деятельности для иностранцев либо полностью "закрыты", либо доступны только после выполнения условий, распространяющихся лишь на зарубежных предпринимателей. Однако "к сожалению, нельзя сказать, что все те правила нынешнего российского законодательства, которые устанавливают для иностранцев запреты или ограничения в отношении возможности заниматься в России той или иной деятельностью, иметь те или иные имущества и т.п., безукоризненно ясны и оправданы.

Трудно, например, объяснить, почему заниматься в России племенным животноводством иностранцы могут лишь на началах взаимности или почему иностранный архитектор может заниматься в России своей профессиональной деятельностью не иначе, как под присмотром нашего отечественного зодчего. Ведь если бы последнего правила придерживались наши предки, Россия не имела бы многих из тех архитектурных шедевров, которыми она сегодня обладает"*(15). С приведенной точкой зрения А.Л. Маковского нельзя не согласиться.


Возможность участвовать в обязательствах


Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, согласно ст.1065 ГК РФ, из факта причинения вреда личности или имуществу гражданина возникает обязательство по возмещению вреда*(16). Моральный вред возмещается согласно ст.1099-1101 ГК РФ. Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами.

Иностранцы в России при возникновении деликтных обязательств приобретают права и несут обязанности, вытекающие из нашего закона, даже если такие права и обязанности не предусмотрены личным законом иностранцев. Вместе с тем иностранцам не предоставляются права и на них не возлагаются обязанности, которые хотя и предусмотрены их личным законом, но неизвестны нашему праву.


Возможность создавать юридические лица самостоятельно
или совместно с другими гражданами или юридическими лицами


При учреждении предприятия с иностранными инвестициями учредителями с иностранной стороны могут выступать иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местонахождения. Надлежащим доказательством правомочия иностранного физического лица, занимающегося коммерческой (предпринимательской) деятельностью в стране своего постоянного местожительства, учреждать предприятия за границей является выписка из торгового реестра или предоставление эквивалентного свидетельства о регистрации.

Действующее в России законодательство не устанавливает для отечественных и иностранных участников предприятий с иностранными инвестициями какого-либо обязательного соотношения долей. Этот вопрос решается соглашением сторон (учредительным договором).

Но в отдельных сферах деятельности все же предусмотрены особые правила, в частности, это касается совместных страховых организаций. В отношении последних Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"*(17) предписывает, что доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале страховой организации в совокупности не должна превышать 49%. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" указывает, что иностранные инвестиции на территории России разрешено осуществлять для соответствующих организационно-правовых форм. В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в некоторых АО принимаются решения, имеющие цель ограничить право иностранных инвесторов владеть акциями общества (например, согласно уставу АО "Сургутнефтегаз", доля иностранных участников в его уставном капитале не может превышать 5% размещенных акций общества).


Дееспособность иностранного гражданина


Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц (т.е. их способности совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства). Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и вследствие этого становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства, "гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является" (ч.2. ст.160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные положения.

Некоторые аспекты деятельности иностранного юридического лица определяются законами его страны. Речь идет о вопросах, которые связаны с личным статутом этого юридического лица, в частности, его учреждением и ликвидацией. Если соответствующее лицо за границей будет ликвидировано, то и в России оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным.

Представляется, что это положение относится и к индивидуальному предпринимателю - иностранцу, зарегистрированному в этом качестве за пределами Российской Федерации. Так, Модельный гражданский кодекс стран СНГ предусматривает, что способность физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности, определяется по праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны регистрации должно применяться право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (ст.1205).

В договорах о правовой помощи, заключенных Россией с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства. Согласно нормам многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст.23).

Иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя (коммерсанта) в стране, гражданином которой он является, может не регистрироваться дополнительно в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности на территории нашей страны, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия. Все вопросы, касающиеся его личного статута, в этом случае будут регламентироваться национальным законодательством.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут быть признаны здесь недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством. Сторона, не обладающая дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у нее дееспособности, будучи дееспособной по праву места совершения сделки, за исключением тех случаев, когда другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.


***


Подведем итоги. Итак, гражданское законодательство устанавливает для иностранцев национальный режим. Это значит, что физические лица - неграждане России обладают правоспособностью наравне с российскими гражданами, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Статья 160 Основ гражданского законодательства предусматривает возможность установления законом отдельных исключений в отношении предоставления иностранцам таких же прав, что и отечественным гражданам. В области предпринимательской деятельности имеющиеся изъятия немногочисленны и в совокупности образуют особенности гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя - иностранца. Ограничения правоспособности, установленные законодателем для иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности, могут быть сведены к двум группам:

к первой группе относятся ограничения возможности для иностранцев заниматься той или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами;

вторую группу составляют ограничения, касающиеся возможности для иностранцев приобрести права на некоторые виды имущества. Например, иностранец не имеет права получить землю для ведения крестьянского хозяйства; программа приватизации может содержать перечень имущества, которое не может быть приватизировано иностранными гражданами; доля участия иностранных граждан в уставном капитале некоторых юридических лиц может быть ограничена законом или уставом.


Л.А. Аксенчук,

старший преподаватель кафедры

гражданского права юридического

факультета Якутского государственного университета


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Лазарев Л.Н., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Иностранные граждане (правовое положение). М., 1992; Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1984; Маковский А.Л. Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России: Сб. нормативных актов. М., 1996; Брагинский М.И. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ // Хозяйство и право. 1998. N 1. С.8-11.

*(2) Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (см.: СЗ РФ. 1994. N 11. Ст.1194).

*(3) С3 РФ. 1996. N 25. Ст.2963.

*(4) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 44. Ст.419.

*(5) Галиновская Е.А. Граждане как участники земельных отношений // Комментарий к земельному законодательству РФ. М.,1998. С.30-31.

*(6) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 26. Ст.324; 1991. N 1. Ст.5; 1993. N 21. Ст.748.

*(7) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3595.

*(8) Международное частное право / Под ред. М.М.Богуславского. М., 1998.

*(9) Брагинский М.И. Комментарии к ГК РФ // Хозяйство и право. 1998. N 1. С.9.

*(10) См.: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст.592; Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи". Ст.8 // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.600.

*(11) См.: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Ст.10 // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.4473.

*(12) См.: Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст.3199.

*(13) См.: Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст.888.

*(14) См.: Положение о патентных поверенных. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 122 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст.573.

*(15) Маковский А.Л. Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов. М.,1996.

*(16) Звеков В.П. Обязательства из причинения вреда в международном частном праве // Очерки международного частного права. М., 1963. C.112-136.

*(17) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1993. N 2. Ст.56.



Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности


Автор


Л.А. Аксенчук - старший преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета Якутского государственного университета


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение