Вопрос: Правомерно ли, что доходы, полученные резидентом Финляндской республики от оказания услуг на территории России закрытому акционерному обществу - резиденту РФ, не приводят к обязанности регистрировать в Российской Федерации постоянное представительство иностранного юридического лица и вставать на налоговый учет? Так как доходы будут носить постоянный и однотипный характер, возможно ли получение иностранным юридическим лицом предварительного освобождения от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации? ("Московский налоговый курьер", N 12, сентябрь 2000 г.)

Закрытому акционерному обществу (резиденту Российской Федерации) головной организацией (резидентом Финляндской Республики), владеющей 100%-м капиталом, будут оказываться услуги на территории Российской Федерации:

- управленческие услуги;

- оказание содействия, необходимого для эффективного использования имущества;

- консультации, содействие и услуги, связанные с осуществлением управления предприятием с иностранными инвестициями;

- услуги и консультации, оказываемые иностранной компанией своим дочерним компаниям, в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Кроме того, ЗАО в пользу головного предприятия планируется выплачивать доходы за использование деловой репутации (престижа), контактов, клиентов и кадров компании.

Правомерно ли, что вышеуказанные доходы не приводят к обязанности регистрировать в Российской Федерации постоянное представительство иностранного юридического лица и вставать на налоговый учет?

Так как доходы будут носить постоянный и однотипный характер, возможно ли получение иностранным юридическим лицом предварительного освобождения от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации?

ГАРАНТ:

См. также Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 мая 2000 г. N 15-08/21283


В соответствии с российским законодательством (в том числе налоговым) международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Поэтому для определения налогового статуса иностранного юридического лица, в частности финляндской фирмы, осуществляющей деятельность в России, следует руководствоваться прежде всего Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87. Пункт 1 ст. 4 указанного Соглашения дает общее определение термина "постоянное представительство". Другие пункты ст. 4 рассматривают некоторые частные случаи образования постоянного представительства или деятельности иностранного юридического лица, которая не приводит к образованию постоянного представительства. Кроме вышеуказанного Соглашения, при рассмотрении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранного юридического лица на территории Российской Федерации к образованию постоянного представительства или нет, следует также руководствоваться инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (раздел 1).

Учитывая изложенное, если активная деятельность иностранного юридического лица, осуществляемая на территории Российской Федерации не связана с осуществлением деятельности через постоянное представительство, то иностранные юридические лица, получающие такие доходы из источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога с доходов от источников в Российской Федерации (п. 1.10 Инструкции ГНС РФ N 34).

Установление процедур применения соглашений является прерогативой внутреннего законодательства.

В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотренные международными налоговыми соглашениями льготы по налогообложению для иностранных юридических лиц предоставляются не автоматически, а при соблюдении установленных процедур. Такие процедуры установлены положениями Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". Так, согласно п. 5.1 указанной Инструкции лица, выплачивающие иностранным юридическим лицам доходы от источников в России, обязаны удержать налог из суммы выплаты и перечислить его в бюджет.

Неудержание налога (полное или частичное) указанными лицами (налоговыми агентами) может производиться в случае, если у них имеется 2-й экземпляр Заявления на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013DT с соответствующими отметками налоговых органов иностранного государства и России.

В соответствии с п. 6.4 Инструкции ГНС РФ N 34 предварительному освобождению от налогообложения в Российской Федерации подлежат доходы, получаемые иностранными юридическими лицами из источников в Российской Федерации, которые имеют регулярный и однотипный характер, и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации.

Вместе с тем согласно письму ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215, изданному на основании письма ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745, доходами, о которых можно заранее сказать, что они не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и, следовательно, по которым можно подать заявление на предварительное освобождение от удержания налога у источника выплаты, могут быть в основном только "пассивные" (перечень "пассивных" доходов приведен в приложении к письму ГНС РФ от 31.12.97 N ВГ-6-06/928).

Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации, то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная деятельность иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в России, то есть к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы от такой деятельности подпадают под освобождение в соответствии с конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.

В связи с вышеизложенным предварительное освобождение иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например, строительная площадка, существующая менее одного месяца) или как не подлежащая налогообложению в Российской Федерации деятельность (например, международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение по старой форме 1013DT(1996).

Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87 прямо не указана деятельность, поименованная в Вашем обращении, осуществляемая финляндской фирмой в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, указанные виды доходов финляндской фирмы от источников в Российской Федерации не подлежат предварительному освобождению.

В связи с тем, что в соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве (Госналогслужба Российской Федерации) в случае внесения изменений в формы документов, установленных указанной инструкцией, издает новые формы и разъяснения по их заполнению (п. 8.2 инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34).

Таким образом, письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 26.06.98 N 06-1-14/745 и изданное на его основании письмо ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215 подлежат обязательному применению.

Так как международные договоры имеют приоритет над российским налоговым законодательством, в данном случае Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87, то в соответствии с п. 6.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 финляндская фирма имеет право подать заявление в территориальный налоговый орган для осуществления процедуры возврата уплаченного налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации в течение года с момента получения дохода.


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


19 мая 2000 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.