Вопрос: Вправе ли налоговый орган после окончания проведения камеральной налоговой проверки индивидуального предпринимателя истребовать у данного налогоплательщика какие-либо документы и сведения, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также требовать от него представления в налоговый орган уточненных расчетов сумм авансовых платежей по подоходному налогу и налогу с продаж в случае наличия у налогового органа сведений о превышении ранее заявленных сумм (при этом выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя не назначается)? ("Финансовая газета", N 15, апрель 2001 г.)

Вправе ли налоговый орган после окончания проведения камеральной налоговой проверки индивидуального предпринимателя истребовать у данного налогоплательщика какие-либо документы и сведения, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также требовать от него представления в налоговый орган уточненных расчетов сумм авансовых платежей по подоходному налогу и налогу с продаж в случае наличия у налогового органа сведений о превышении ранее заявленных сумм (при этом выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя не назначается)?


В соответствии с п.п.2 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Согласно ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Статьей 87 установлено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. На основании ст.88 камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе в порядке ст.93 НК РФ истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, истребование налоговым органом документов у налогоплательщика возможно исключительно при проведении налоговой проверки.

На основании п.7 ст.4 Закона города Москвы от 17.03.99 г. N 14 "О налоге с продаж" расчет авансовых платежей производится исходя из предполагаемой выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж. В течение года плательщики вправе представить уточненный расчет налога с продаж при наличии предусмотренных законодательством оснований для увеличения или уменьшения предполагаемого размера налогооблагаемой базы.

Пунктом 5.8 инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.99 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" предусмотрено, что в течение года индивидуальные предприниматели вправе представить уточненный расчет сумм авансовых платежей по налогу с продаж при наличии оснований для увеличения или уменьшения предполагаемого размера налогооблагаемой базы. Таким образом, законодательством не установлена обязанность налогоплательщика при наличии оснований для увеличения или уменьшения предполагаемого размера налогооблагаемой базы вносить изменения в расчет сумм авансовых платежей.

Согласно п.10 ст.227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в п.1 данной статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Однако срок для представления новой налоговой декларации НК РФ не установлен. В связи с этим должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, в случае поступления сведений об увеличении или уменьшении в налоговом периоде дохода налогоплательщика более чем на 50% вправе начиная с 2001 г. направить налогоплательщику письмо с просьбой представить в соответствии со ст.227 НК РФ новую налоговую декларацию с указанием уточненной суммы предполагаемого дохода.


А. Курочкин,

старший государственный налоговый инспектор

юридического отдела Управления МНС России по г. Москве


11 апреля 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение