Применение оценки при управлении имущественным комплексом Российской Федерации (А. Красовский, "Финансовая газета", N 16, апрель 2001 г.)

Применение оценки при управлении имущественным комплексом
Российской Федерации


Под термином "оценка" в соответствии с принятой в настоящее время деловой практикой организаций, занимающихся оценочной деятельностью, нами понимается определение стоимости обладающего установленными свойствами имущества в конкретных условиях на назначенную дату. В складывающихся к настоящему времени условиях хозяйствующие субъекты и федеральные органы исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложена координация деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов, должны руководствоваться новыми подходами при управлении государственной собственностью. Особо подчеркнем обязательность проведения оценки при управлении государственным имуществом Российской Федерации, основанием для чего служат нормативные правовые акты, принятые в последнее время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.09.99 г. N 1024 одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" с дополнениями от 29.11.2000 г. (далее - Концепция). В Концепции проанализированы современное состояние системы управления федеральной государственной собственностью и ее недостатки, определены стратегические цели, задачи и способы совершенствования системы управления государственным имуществом, а также приведен план мероприятий, призванный послужить основой для совершенствования системы управления.

В Концепции, в частности, отмечена необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, а также совершенствования системы управления государственным сектором экономики. Повышение эффективности использования государственной собственности предлагается осуществлять за счет рационализации управления, предполагающей создание стройной, экономически и логически выверенной системы критериев и применение детально регламентированного механизма управления и контроля за использованием имущества со стороны государства.

Реализация указанной цели требует проведения таких мероприятий, как:

полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы их учета;

повышение эффективности управления за счет использования современных методов финансового менеджмента;

оптимизация количества объектов управления;

обеспечение дополнительных доходов федерального бюджета путем создания новых возобновляемых источников платежей;

повышение эффективности использования государственного имущества.

Указанные мероприятия в качестве составной части должны содержать проведение оценки государственного имущества. Эта процедура позволит сбалансировать структуру активов предприятий, навести порядок в начислениях амортизации и оптимизировать структуру себестоимости продукции, а также обеспечить сдачу имущества в аренду по складывающимся на рынке ценам. В итоге проведение оценки имущества будет способствовать оптимизации системы управления предприятиями и успеху применения современных методов финансового менеджмента для управления ими.

В настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты, устанавливающие необходимые случаи проведения оценки при управлении государственным имуществом Российской Федерации.

Реструктуризация государственных предприятий как имущественных комплексов подпадает под действие Федерального закона от 21.07.97 г. N 123-ФЗ (в ред. от 5.08.2000 г.) "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Согласно этому Закону государственная программа приватизации государственного имущества Российской Федерации среди прочих условий должна содержать порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества, для чего допустимо привлечение аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций. Стоимостная оценка имущества, проведенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, в этом случае является обязательным условием договора о приватизации государственного или муниципального имущества.

Деятельность и реструктуризация акционерных обществ (в том числе и с участием государства) регламентируется Федеральным законом от 26.12.95 г. N 208-ФЗ (в ред. от 24.05.99 г.) "Об акционерных обществах". В нем, в частности, установлен порядок определения рыночной стоимости имущества акционерных обществ, в соответствии с которым для этих целей может быть привлечен независимый оценщик. Если владельцем акций общества является государство, то применение оценки аккредитованным оценщиком обязательно.

Законодательные нормы, регламентирующие оценочную деятельность, установлены Федеральным законом от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В нем определены случаи, в которых проведение оценки обязательно:

при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду объектов, принадлежащих Российской Федерации или субъектам Российской Федерации;

при продаже или ином отчуждении объектов, принадлежащих Российской Федерации или субъектам Российской Федерации;

при передаче объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости этих объектов.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 9.12.99 г. N 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации" и от 16.10.2000 г. N 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации" установлено, что для передачи предприятий в собственность субъектов Российской Федерации требуется представление в Минимущество России среди прочих документов отчета об оценке рыночной стоимости имущества, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Представление отчета об оценке предусмотрено также и распоряжением Минимущества России от 25.12.2000 г. N 1376-р "Об организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности" при выработке специализированной Комиссией решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности.

Образование указанной Комиссии, а также утверждение Положения о ее работе и методических указаний о проведении инвентаризации объектов незавершенного строительства предусмотрены распоряжением Минимущества России от 18.01.01 г. N 91-р "Об организации учета и вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности".

Распоряжением Минимущества России от 23.06.2000 г. N 112-р "Об оценке недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности" рекомендовано при заключении договоров на оценку недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, руководствоваться прилагаемыми к нему примерными формами договора на оценку и технического задания на оценку.

В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по результатам работы согласительной комиссии принят проект Федерального закона "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ", регламентирующий порядок определения целей и способов управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ (за исключением акционерных обществ, действующих в сфере банковской деятельности, страхования и негосударственного пенсионного обеспечения). В нем предусмотрено проведение оценки при передаче находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ в собственность субъектов Российской Федерации и в доверительное управление.

Следует также отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 г. N 1549-р "Об утверждении плана подготовки проектов федеральных законов на 2000 год" предусмотрена подготовка в IV квартале 2001 г. проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" в части оценки земель.

Таким образом, в настоящее время наряду с действовавшими ранее вступили в силу новые нормативные правовые акты, устанавливающие необходимость применения оценки при управлении государственным имуществом Российской Федерации и регламентирующие условия выполнения данного вида работ. Вступившие в силу нормативные правовые акты способны содействовать повышению эффективности использования государственной собственности Российской Федерации путем отражения имущества по его рыночной стоимости. Представляется также целесообразным принятие нормативных правовых актов, предусматривающих переоценку объектов федерального недвижимого имущества, а также имущества (включая объекты интеллектуальной собственности), на базе которого ранее были созданы унитарные предприятия и акционерные общества с участием Российской Федерации.

Указанные мероприятия позволят обеспечить поступление в бюджет доходов от использования недвижимого имущества и сбалансированность структуры активов хозяйствующих субъектов.

В заключение перечислим проекты изменений законодательства, предусматривающих применение независимой оценки хозяйствующими субъектами, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает подтверждение независимым оценщиком обоснованности расходов, необходимых для проведения ремонта застрахованного имущества в случае, если ремонт не производился.

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" предусматривает проведение независимой оценки при оплате дополнительных акций неденежными средствами и при определении цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусматривает при использовании объекта незавершенного строительства в качестве предмета ипотеки использовать его рыночную стоимость, подтвержденную заключением независимого оценщика.

Проект Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 10 Федерального закона "О производственных кооперативах" предусматривает необходимость проведения оценки паевого взноса независимым оценщиком при образовании кооператива и при вступлении в кооператив новых членов в случае, если его величина превышает двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.


А. Красовский,

доцент кафедры "Оценка собственности

и антикризисного управления" Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение