Привлечение аудиторов к экспертизам и проверкам по поручению правоохранительных органов (Н.А. Лытнева, Н.В. Парушина, "Аудиторские ведомости", N 4, апрель 2001 г.)

Привлечение аудиторов к экспертизам и проверкам по поручению правоохранительных органов


В практике аудиторской деятельности распространены случаи привлечения аудиторов к экспертизам и проверкам по поручению государственных правоохранительных органов. Несмотря на то что экспертное обслуживание по вопросам законности бухгалтерского учета и налогообложения является одним из направлений аудиторской деятельности и использует методическую базу аудита, правовая основа привлечения аудиторов к оказанию такого рода услуг, а соответственно и порядок их оказания имеют свои юридические особенности.

В настоящее время действуют процессуальные кодексы новой редакции, регулирующие правовые аспекты производства экспертизы по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также ведомственная инструкция Минюста России о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз 1987 г., которые могут быть использованы в качестве нормативного руководства при проведении экспертного исследования со стороны аудиторов только при условии внесения соответствующих профессиональных комментариев и поправок в:

процессуальное законодательство - применительно к положениям, закрепляющим порядок назначения, проведения и оформления результатов экспертизы;

инструкцию о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз - в части расширения практики привлечения аудиторов к экспертным исследованиям по экономическим и налоговым нарушениям.

Следует также учесть, что данный вопрос недостаточно проработан в правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Нет системного аудиторского стандарта, регулирующего действия аудитора, выступающего в роли эксперта в экспертизах и проверках по поручению правоохранительных органов, хотя данный вид аудиторских услуг получает сейчас все большую востребованность в юридической практике.

В соответствии с п.10 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263 (далее Временные правила), орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) уголовного дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Согласно п.2.3 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., протокол N 2, в числе услуг, совместимых с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки (т.е. сопутствующих аудиту услуг), услуги по экспертному обслуживанию, услуги по арбитражу и примирению. Перечень сопутствующих аудиту услуг определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, введенным в действие постановлением Госкомстата России от 6.08.93 г. N 17.

При проведении такого рода проверок аудиторы выполняют роль судебных экспертов, а заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, выполненному по поручению государственных правоохранительных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", одобренному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., протокол N 6.

В свою очередь понятие экспертизы включает исследование экспертами на научной основе представленных судом или следствием объектов с целью извлечения сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, совершаемое в определенном процессуальном порядке и с соблюдением установленных в процессуальном законе правил. В этом случае судебно-бухгалтерская экспертиза (как разновидность судебных экспертиз) анализирует правонарушения в деятельности организаций, отраженные в бухгалтерском учете и отчетности, ставшие предметом рассмотрения со стороны правоохранительных органов по уголовным, гражданским и арбитражным делам.

Согласно ст.78 "Экспертиза" Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (УПК РСФСР) (в ред. Федерального закона от 7.08.2000 г. N 119-ФЗ) экспертиза по уголовным делам назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Суд назначает эксперта по гражданским и арбитражным делам на основании ст.74 "Назначение экспертов судом" Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ГПК РСФСР) (в ред. Федерального закона от 7.08.2000 г. N 120-ФЗ) и ст.66 "Назначение экспертизы" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) (в ред. Федерального закона от 5.05.95 г. N 70-ФЗ) для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов. Каждое лицо или сторона, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, которые должны быть разъяснены экспертом. Окончательно круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Как свидетельствует судебная практика судебно-бухгалтерской экспертизы, аудиторами разрешаются вопросы по установлению:

имущественного вреда, причиненного сознательно организации или государству (с виной в форме прямого умысла);

осознанного материального вреда, причиненного государству, выраженного в сокрытии налогов (использовании доходов на личные нужды);

материального ущерба, причиненного собственникам имущества (акционерам или учредителям) и государству, обусловленного правонарушениями лиц, распоряжающихся доходами и другим имуществом организации;

осознанного материального вреда, причиненного банку-кредитору или поставщикам-партнерам в форме присвоения части доходов организации распорядителем имущества и средств, предназначенных для расчетов;

правомерности действий государственных налоговых органов и защите законных имущественных интересов налогоплательщиков;

законности действий должностных лиц в отношении соблюдения трудового законодательства.

В качестве объектов исследования судебно-бухгалтерской экспертизы выступают бухгалтерские материалы, относимые согласно ст.63 ГПК РСФСР, ст.88 УПК РСФСР и ст.60 АПК РФ к письменным доказательствам или документам. В соответствии с процессуальными нормами они должны содержать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Эксперт-аудитор, ходатайствующий об истребовании дополнительных документов, обязан указать, какие документальные обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством. Государственные правоохранительные органы представляют бухгалтерские документы для экспертизы, как правило, в подлиннике.

Кроме того, на основании ст.69 "Доказательства" УПК РСФСР при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела экспертом-аудитором в суде подлежат доказыванию два обстоятельства: характер и размер ущерба, причиненного преступлением; причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Причем само лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе требовать, руководствуясь ст.70 "Собирание доказательств", от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволят установить необходимые по делу фактические данные, а также восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств, требовать производства ревизий и документальных проверок.

С учетом процессуального законодательства сотрудники аудиторских организаций, которые участвуют в проведении экспертного исследования в качестве экспертов-аудиторов согласно п.3.2 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним", должны отвечать следующим профессиональным требованиям: честность, объективность, профессиональная компетентность и прилежание, следование правилам профессионального поведения, выполнение правил (стандартов) аудиторской деятельности, выполнение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной аудиторам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Кроме того, эксперты-аудиторы должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.

Аудиторская организация, выступающая по поручению правоохранительных органов как экспертное учреждение, при согласовании с органом дознания, суда, прокуратуры может использовать работу эксперта или другого специалиста (оценщика, инженера, юриста и др.) в исследовании судебно-бухгалтерской экспертизы в соответствии с п.2.2 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6. При этом судебная экспертиза из разряда комиссионной (проводится экспертами одной специальности) переходит в разряд комплексной экспертизы (проводится несколькими экспертами разных специальностей). При проведении такого вида судебно-бухгалтерских экспертиз участвующие в исследовании эксперты могут советоваться между собой, проводить совещания, дискуссии. Положения ст.75 "Порядок проведения экспертизы" ГПК РСФСР, ст.80 "Заключение эксперта" УПК РСФСР и ст.67 "Порядок проведения экспертизы" АПК РФ свидетельствуют о том, что, в случае если мнения у экспертов совпадают и они приходят к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. Эксперт-аудитор, который не согласен с результатами других экспертов, составляет отдельное заключение согласно требованиям п.7 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., протокол N 6.


Обязанности и права эксперта-аудитора


Эксперт-аудитор дает заключение экспертизы от своего имени и несет личную ответственность за правильность выводов.

В соответствии с п.3.4 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" аудиторские организации обязаны своевременно сообщить государственным органам, поручившим провести аудиторскую проверку о:

невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, которые ставят под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов;

необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникающими после заключения договора или получения поручения.

Согласно положениям ст.76 ГПК РСФСР, ст.82 УПК РСФСР "Обязанности и права эксперта" и ст.45 "Эксперт" АПК РФ эксперту вменяется в обязанность выполнение двух требований при производстве экспертизы: явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; сообщить в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности подготовки заключения, в том случае если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции или представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

Однако, на наш взгляд, перечень обязанностей аудитора, привлеченного к судебно-бухгалтерской экспертизе, должен быть расширен, так как необходимо обозначить сферу действий аудитора, выполняющего свои профессиональные обязанности, и аудитора, осуществляющего функции эксперта-бухгалтера.

В этой связи можно привести следующие обязанности эксперта-аудитора:

представить обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов судебно-бухгалтерской экспертизы;

произвести исследование всех представленных на экспертизу бухгалтерских материалов;

сообщить в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения;

обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации;

обеспечить сохранность рабочей документации, полученной для исследования;

явиться на допрос по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи для разъяснения или дополнения результатов данного им заключения;

заявить самоотвод при наличии оснований, указанных в процессуальном законодательстве.

Заметим, что согласно ст.67 "Отвод эксперта" УПК РСФСР эксперт-аудитор не может принимать участие в производстве по делу, если:

он находился или находится в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

он производил по данному делу ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;

он участвовал в деле в качестве специалиста;

обнаружится его некомпетентность.

На наш взгляд, необходимо расширить права аудитора по вопросам, связанным с назначением его судебно-бухгалтерским экспертом по конкретному делу. Ведь согласно действующему законодательству аудит представляет собой предпринимательскую деятельность, а судебно-бухгалтерская экспертиза связана с выполнением норм и правил процессуального права. В соответствии с этим эксперт-аудитор должен иметь право отвода своей кандидатуры в случае, если его коммерческим интересам в момент назначения экспертизы будет нанесен ущерб. Аудитор должен иметь законно закрепленную свободу выбора между выполнением заявки на аудит бухгалтерской отчетности очередного клиента и экспертизы по поручению правоохранительных органов.

С того момента, как аудитор назначен экспертом по делу, он вправе:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Заявляя такое ходатайство, эксперт должен указать, какие конкретно дополнительные материалы ему нужны и для каких исследований. В соответствии с п.10 Временных правил с согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном процессуальным законодательством порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом;

присутствовать с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда при производстве допросов и других следственных и судебных действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

требовать от государственных правоохранительных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей на основании п.2.8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов";

обжаловать действия или решения правоохранительных органов, если они нарушают права или законные интересы эксперта-аудитора;

получить вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Условия оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда регулируются п.10 Временных правил. Оплата производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации, с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг. В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом). В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора, проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации аудитор либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

Процессуальное законодательство иначе определяет порядок оплаты труда экспертов, разделяя его права на:

возмещение понесенных расходов по явке к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд;

получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей;

сохранение среднего заработка по месту работы.

В соответствии с положениями ст.106 "Возмещение свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым понесенных расходов" УПК РСФСР, ст.87 "Суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и переводчикам" ГПК РСФСР и ст.94 "Выплата сумм, причитающихся экспертам, свидетелям и переводчикам" АПК РФ в состав расходов экспертов-аудиторов, вызываемых в суд или к лицу, производящему дознание, для дачи показаний, заключений, участия в судебном разбирательстве, включаются стоимость проезда к месту вызова и обратно, затраты по найму жилого помещения, а также суточные.

Возмещение иных расходов, которые могут возникнуть в связи с явкой в суд, действующим законодательством не предусмотрены.

Эти же статьи регулируют условия выплаты вознаграждения эксперту-аудитору, так как выполнение поручения по проведению экспертного исследования не входит в круг его служебных обязанностей. Кроме того, за ним сохраняется средний заработок за все рабочие дни недели по графику, установленному по постоянному месту работы.

Возмещение всех расходов эксперту осуществляется из средств органов дознания, предварительного следствия или суда с последующим отнесением их за счет участников процесса или государства согласно действующему законодательству.


"Пример 1". Аудиторская фирма оказала услуги правоохранительным органам по проведению судебно-бухгалтерской экспертизы. В договоре на оказание услуг указано:

стоимость услуг - 30 000 руб.;

сумма вознаграждения за проведение экспертизы - 1000 руб.

В процессе производства экспертизы у аудитора возникли следующие расходы:

проезд к месту явки автобусом междугородного маршрута - 150 руб.;

проезд обратно к месту постоянного жительства поездом - 80 руб.;

использование в поезде постельных принадлежностей - 10 руб.;

страховой платеж по обязательному государственному страхованию пассажиров на транспорте - 5 руб.;

ужин в вагоне-ресторане - 65 руб.;

проживание в гостинице в течение 10 дней - 800 руб.;

проезд по городу к месту явки автобусом - 40 руб.;

проезд на такси - 30 руб.

По окончании работы аудиторской фирме оплачено со стороны экономического субъекта 10 000 руб. (в виду его ограниченной платежеспособности). Оставшиеся 20 000 руб. согласно действующему законодательству фирме были возмещены из областного бюджета с последующим отнесением этой суммы за счет организации.

По итогам проведенной экспертизы на основании Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или в суд (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 2.03.93 г. N 187) и согласно заключенному договору аудитор получил 3135 руб., из них: вознаграждение - 1000 руб., проездные - 270 руб. (150 + 80 + 40), страховой платеж - 5 руб., оплата постельных принадлежностей - 10 руб., проживания в гостинице - 800 руб., суточных - 550 руб. (55 х 10 дней), по месту работы средний заработок за 10 дней - 500 руб.

Вместе с тем ни один нормативный процессуальный или аудиторский документ не определяет перечень тех действий, которые не вправе производить эксперт-аудитор в процессе проведения судебно-бухгалтерской экспертизы и дачи экспертного заключения, хотя этот пункт требует четкой формулировки, учитывая административную и уголовную ответственность эксперта-аудитора за результаты экспертизы.

В этой связи эксперт-аудитор не вправе:

при обобщении результатов экспертизы ссылаться на оценочные юридические термины. Используя юридическую терминологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действия материально ответственных или должностных лиц вправе только судебные органы;

принимать к производству экспертизу без письменного указания руководства аудиторской фирмы в случае, если экспертиза проводится экспертами-аудиторами соответствующих аудиторских фирм. Эксперт приступает к экспертизе при получении письменного указания руководителя аудиторской фирмы вместе с постановлением о назначении экспертизы и всеми поступившими на нее материалами;

изучать и анализировать материалы дела, не отраженные в определении (постановлении) о назначении экспертизы. В вводной части документа о назначении экспертизы должен быть определен перечень бухгалтерских материалов, являющихся объектами исследования;

самостоятельно собирать и использовать в экспертизе данные бухгалтерского учета и отчетности, не представленные ему в установленном порядке. Задача эксперта-аудитора сводится к проведению (с использованием специальных методов контроля) экспертного исследования, но не сбору материала. Он может ходатайствовать в правоохранительные органы о предоставлении ему дополнительных сведений с обоснованием в письменной форме причин необходимости их исследования.


Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном процессе


В соответствии со ст.184 "Порядок назначения экспертизы" УПК РСФСР следователь, признав необходимым производство экспертизы, составляет об этом постановление. Экспертиза по уголовным делам производится экспертами-аудиторами аудиторских фирм, выступающих в качестве экспертного учреждения, или отдельными экспертами-аудиторами, учитывая ст.78 "Экспертиза" УПК РСФСР. Требование лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда о вызове аудитора обязательно для руководителя аудиторской фирмы. До назначения эксперта по делу следователь выясняет необходимые данные о его специальности и компетентности (ст.184 УПК РСФСР). Затем следователь, приняв решение о поручении производства экспертизы аудитору соответствующей аудиторской фирмы, направляет в это учреждение свое постановление и материалы, необходимые для производства экспертизы (ст.187 "Производство экспертизы в экспертном учреждении" УПК РСФСР).

Получив постановление следователя о назначении экспертизы по возбужденному делу, руководитель аудиторской фирмы обязан выполнить следующие действия:

поручить производство экспертизы конкретному аудитору;

разъяснить аудитору его права и обязанности в соответствии с УПК РСФСР;

предупредить об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

получить подписку с аудитора об ознакомлении со своими правами, обязанностями и ответственностью;

направить подписку вместе с заключением эксперта следователю после окончания исследования.

Если судебно-бухгалтерская экспертиза проводится индивидуальными экспертами-аудиторами, то порядок ее назначения и производства регулируется ст.189 "Производство экспертизы вне экспертного учреждения" УПК РСФСР. Следователь берет на себя выполнение всех функций по назначению эксперта-аудитора. При этом он выполняет ряд последовательных процедур:

вызывает эксперта-аудитора, которому поручается экспертиза;

удостоверяется в его личности, специальности и компетентности;

устанавливает наличие причин для сомоотвода;

вручает эксперту постановление о назначении экспертизы;

разъясняет эксперту его права, обязанности и ответственность за дачу заведомо ложного заключения;

делает отметку в постановлении о назначении экспертизы о том, что он ознакомил аудитора с процессуальным законодательством, которая удостоверяется подписью эксперта.

Если эксперт-аудитор высказывает заявления в производстве экспертизы или возбуждает ходатайства по делу, то следователь обязан составить протокол с соблюдением законодательства.

Особенности экспертного исследования по уголовным делам о правонарушениях в экономической и налоговой сферах заключаются в том, что следователь и обвиняемый (подозреваемый) имеют права и обязанности по отношению к действиям аудитора, выполняющего роль эксперта. В частности, УПК РСФСР не содержит конкретной статьи, четко формулирующей права и обязанности следователя и соответственно "размывает" те требования, которые может предъявить аудитор к следственному органу. Обобщая и принимая во внимание процессуальное законодательство, можно сформулировать права следователя:

решение вопроса об отводе эксперта (ст.67 "Отвод эксперта" УПК РСФСР);

назначение дополнительной и повторной экспертизы (ст.81 "Дополнительная и повторная экспертиза" УПК РСФСР);

присутствие при производстве экспертизы (ст.190 "Присутствие следователя при производстве экспертизы" УПК РСФСР);

допрос эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст.192 "Допрос эксперта" УПК РСФСР).

При этом следователь обязан:

организовать экспертное исследование (ст.78 "Экспертиза" УПК РСФСР);

ознакомить эксперта с действующим законодательством (ст.187 "Производство экспертизы в экспертном учреждении" УПК РСФСР, ст.189 "Производство экспертизы внеэкспертного учреждения" УПК РСФСР);

применить меры к эксперту в случае отказа или уклонения его от выполнения своих обязанностей без уважительных причин или дачи заведомо ложного заключения, или неявки без уважительных причин (ст.82 "Обязанности и права эксперта" УПК РСФСР).

На основании ст.185 "Права обвиняемого при назначении и производстве экспертизы" УПК РСФСР при назначении и производстве экспертизы обвиняемый имеет право:

заявить отвод эксперту;

просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта.

О назначении экспертизы по уголовному делу издается постановление в соответствии со ст.184 "Порядок назначения экспертизы" УПК РСФСР, которое не заменяется другим распорядительным документом.

Постановление о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы состоит из трех частей: вступительной, содержательной и резолютивной.

Во вступительной части указываются дата и место составления постановления, должность, задание и фамилия следователя, который внес постановление, наименование уголовного дела, по которому назначена экспертиза.

В содержательной части излагаются суть дела и обстоятельства, которые обусловили необходимость проведения экспертизы, в том числе приводятся обстоятельства, которые связаны с объектом исследования и имеют значение для заключения экспертизы. Также обобщаются основания для назначения экспертизы.

Резолютивная часть содержит решение о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. В этой части постановления определяется вид экспертизы по процессуальным признакам (комплексная, комиссионная, дополнительная, повторная), указывается фамилия эксперта, формулируются вопросы, поставленные на решение экспертизы, приводится перечень бухгалтерских материалов, которые направлены на экспертизу и требуют исследования.


Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы в гражданском и арбитражном процессах


Гражданское и арбитражное процессуальное право относятся к самостоятельным отраслям юридической практики. В соответствии с АПК РФ экономические споры рассматривают арбитражные суды. Согласно ст.4 "Право на обращение в арбитражный суд" АПК РФ в арбитражный суд вправе обращаться за защитой нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов предприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Порядок судопроизводства по гражданским делам определяется ГПК РСФСР, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом гражданских споров.

Процесс назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по гражданским и арбитражным делам аналогичен и отличается от практики уголовного производства.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается судом в процессе подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии со ст.141 "Задачи подготовки дела к судебному разбирательству" ГПК РСФСР и ст.112 "Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству" АПК РФ. Она может быть назначена по инициативе суда и по ходатайству сторон: истцов, ответчиков, третьих лиц, прокурора (ст.30 "Права и обязанности лиц, участвующих в деле" ГПК РСФСР, ст.66 "Назначение экспертизы" АПК РФ). Суд может назначить экспертизу и по своей инициативе в любой стадии рассмотрения дела до вынесения по нему решения, а также назначить дополнительную и повторную экспертизу (ст.181 "Дополнительная и повторная экспертиза" ГПК РСФСР).

Экспертиза по гражданским и уголовным делам может быть поручена аудиторам аудиторских фирм и индивидуальным аудиторам аналогично исследованию уголовных дел (ст.74 "Назначение экспертов судом" ГПК РСФСР). Согласно процессуальному законодательству окончательное определение задания (круга вопросов) эксперту принадлежит суду. Суд рассматривает все вопросы, представленные лицами, участвующими в деле; исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формулирует вопросы по своей инициативе. Вопросы, предлагаемые эксперту, должны быть определенными и конкретными, а перечень их - полным.

Таким образом, результаты экспертизы, проводимой экспертом-аудитором, зависят от профессиональной и четкой постановки вопросов, требующих разрешения.

Окончательный перечень вопросов, утвержденных судом, приведен в определении суда (ст.74 ГПК РСФСР). Структура определения суда (судьи) о назначении экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указываются дата и место вынесения определения, наименование суда, его состав, номер дела, по которому назначена экспертиза, наименование сторон, предмет спора.

В описательной части кратко излагаются обстоятельства рассматриваемого дела, основания назначения экспертизы, а также другие сведения, необходимые для ее производства.

В резолютивной части формулируется решение суда (судьи) о назначении экспертизы, называется ее вид, приводится наименование учреждения, в котором она должна быть проведена. Здесь же приводится перечень вопросов, подлежащих разрешению экспертом, и перечисляются материалы, представляемые в распоряжение эксперта.

Суд не вправе заменить определение о назначении экспертизы другим документом, не предусмотренным законом: сопроводительным письмом, списком вопросов к эксперту.

Аудитор, привлекаемый к экспертизе по гражданскому или арбитражному делу, должен обратить внимание на ряд положений определения суда, оказывающих влияние на формирование окончательных выводов по результатам экспертного исследования, в частности на содержание дела, основание назначения экспертизы, вопросы и полноту предоставленных материалов.


"Пример 2".

По гражданскому делу по иску бывших учредителей ООО о взыскании их доли в уставном капитале общества назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

1. Определить реальность валюты баланса ООО на момент выхода участников из состава учредителей.

2. По данным бухгалтерского учета дать оценку действительной стоимости имущества общества, подлежащей выплате участникам, на момент их выхода из состава учредителей.

3. Дать оценку показателю прибыли общества на момент выхода истцов из состава учредителей.

4. Определить часть прибыли, подлежащей выплате выбывшим учредителям.

Суд определил поручить проведение экспертизы эксперту-аудитору аудиторской фирмы, предупредив его об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ.

В определении суда приводится перечень материалов, представленных эксперту-аудитору для проведения экспертизы: бухгалтерские балансы за исследуемый период, Главная книга, устав ООО, списки учредителей, заявления истцов о выходе из состава учредителей, справка ООО с расшифровкой статей баланса, выписки из протоколов общего собрания учредителей, свидетельство о собственности, платежные поручения.

Осуществляя экспертное исследование, аудитор заявил в письменной форме ходатайство о предоставлении ему дополнительных бухгалтерских документов. Аудитор применял экспертные приемы и процедуры, результаты экспертизы отражены им в заключении эксперта по делу. Ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, он привел в соответствии с порядком их постановки в определении суда.


Н.А. Лытнева,

кандидат экономических наук, доцент

Аудиторская фирма "УКАП", г. Орел


Н.В. Парушина,

кандидат экономических наук, доцент

Орловский коммерческий институт


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.