Вопрос: Фирма оказавает фотоуслуги, услуги по ремонту сложной бытовой техники. 24.02.1999 г. был принят Закон Псковской области "О едином налоге на вмененный доход", в котором в качестве физического показателя для расчета базовой доходности в отношении деятельности по оказанию фотоуслуг и ремонту сложной бытовой техники было указано количество оборудованных рабочих мест. 24.02.2000 г. был принят Закон о внесении изменений в этот Закон, в соответствии с которым в качестве физического показателя следует использовать общее количество работников, занятых на предприятии. Имеет ли право субъект РФ в своем Законе менять данный показатель? (Выпуск 4, февраль 2001 г.)

Фирма занимается оказанием бытовых услуг населению (фотоуслуги, ремонт сложной бытовой техники). 24 февраля 1999 г. в регионе был принят Закон Псковской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в котором в качестве физического показателя для расчета базовой доходности в отношении деятельности по оказанию фотоуслуг и ремонту сложной бытовой техники было указано количество оборудованных рабочих мест. 24 февраля 2000 г. был принят Закон "О внесении изменений в Закон Псковской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в соответствии с которым в качестве физического показателя следует использовать общее количество работников, занятых на предприятии.

Имеет ли право субъект РФ в своем Законе менять физические показатели для расчета базовой доходности по определенным видам деятельности (вместо количества рабочих мест вводить общее количество работников)?


Порядок исчисления единого налога на вмененный доход на территории конкретного субъекта РФ определяется нормативными правовыми актами органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п.1 ст.6 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").

Пунктом 2 ст.5 Закона N 148-ФЗ установлено, что сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. При этом размер вмененного дохода, а также значения иных составляющих формул единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (п.3 ст.5 Закона N 148-ФЗ).

Следует отметить, что Правительство РФ письмом от 07.09.98 N 4435п-П5 довело до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих. При этом для предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, в том числе и услуги по ремонту бытовой техники и фотоуслуги, было рекомендовано использовать в качестве физического показателя для расчета базовой доходности количество оборудованных рабочих мест. Однако порядок расчета единого налога, приведенный в письме Правительства РФ, носит лишь рекомендательный характер.

Таким образом, законодательные органы власти субъекта РФ имеют полное право самостоятельно выбирать и устанавливать физические показатели, используемые для расчета базовой доходности. При этом законодательные органы власти имеют право вносить изменения (в пределах своей компетенции) в принятые ими нормативные правовые акты. В этой связи следует констатировать, что в данном случае субъект РФ имел полное право заменить один физический показатель (количество рабочих мест) на другой (общее количество работников) путем внесения соответствующих изменений в областной Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".


Т. Крутякова


Выпуск 4, февраль 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.