Вопрос: Согласно Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога по пп. "а" п. 12, НДС подлежит зачету, а при производстве работ, освобожденных от налога по пп. "а" п. 9, суммы, уплаченные поставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории РФ, относятcя на издержки производства и обращения. Следует ли распределять общехозяйственные расходы и НДС по ним пропорционально выручке по каждому виду экспортной деятельности для соблюдения различного порядка учета налога на добавленную стоимость? ("Московский налоговый курьер", N 15, ноябрь 2000 г.)

Предприятие осуществляет деятельность согласно контракту по реконструкции ТЭС на территории Республики Ирак, в рамках которого производятся поставки запасных частей с переходом права собственности к покупателю на территории Республики Ирак (освобождены от НДС согласно пп. "а" п. 12), а также осуществляются работы по реконструкции ТЭС на территории Республики Ирак (освобождены от налога согласно пп. "а" п. 9). Оба вида деятельности носят экспортный характер, что подтверждается в установленном порядке.

Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предусмотрен различный порядок возмещения сумм налога для двух видов экспортной деятельности. При реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с пп. "а" п. 12, применяется порядок возмещения (зачета) сумм НДС в соответствии с абзацем первым п. 21 Инструкции. При производстве работ, освобожденных от налога в соответствии с пп. "а" п. 9 Инструкции, суммы налога, уплаченные поставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории РФ и использованным при производстве вышеуказанных работ, возмещению из бюджета не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения.

В связи с вышеизложенным просим дать разъяснение по следующему вопросу: следует ли распределять общехозяйственные расходы (юридические, информационные услуги, коммунальные платежи, содержание служебных помещений и др.) и НДС, относящийся к ним, пропорционально выручке по каждому виду экспортной деятельности с целью соблюдения различного порядка учета налога на добавленную стоимость

ГАРАНТ:

См. также Письмо Управления МНС по г. Москве от 27 июля 2000 г. N 02-11/31311


Статьей 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) определено, что при осуществлении облагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, приобретенных для этой деятельности, подлежат зачету (возмещению из бюджета). В то же время согласно п. 20 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) суммы налога, уплаченные поставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации и государств - участников СНГ, возмещению из бюджета не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения.

Организация пользуется льготой по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. "а" п. 12 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), а также осуществляет работы, местом реализации которых согласно пп. "а" п. 9 вышеуказанной Инструкции признается место нахождения недвижимого имущества. Обороты по реализации на территории Республики Ирак фактически выполненных работ, не относятся к оборотам по экспорту работ, поименованных в п. 14 Инструкции, а также не являются оборотами, совершенными на территории Российской Федерации, поэтому не являются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. Такие обороты будут облагаться в том государстве, в котором фактически выполнены данные работы.

Согласно п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона "О налоге на добавленную стоимость" предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

При этом порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании Приказа Минфина России от 09.12.98 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98", а также отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда, прямым затратам или выручке по каждому виду деятельности.

Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.

Таким образом, если у организации при реализации продукции возникают налогооблагаемые базы, различающиеся величиной и методами определения, в регистрах бухгалтерского учета следует вести раздельный учет по ее реализации.


Ю.А. Мавашев,

заместитель руководителя

Управления МНС России по г. Москве


27 июля 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 15, 2000 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.