Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 августа 2000 г. N 15-06/36435
Вопрос: Иностранная компания, имеющая постоянное местопребывание в Республике Кипр, получает доходы от реализации на территории России движимого имущества (продукции производственно-технического назначения) комиссионером - ООО, действующим от своего имени и за счет компании на основании контракта комиссии. При этом ООО не представляет иностранного лица перед третьими лицами, самостоятельно определяет своих контрагентов, цены приобретения и реализации продукции, переданной на комиссию, а также иные условия контрактов, несет все риски неисполнения контрактов и сделок, заключенных во исполнение контракта комиссии.
Просим разъяснить порядок налогообложения доходов иностранной компании
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть постоянного представительства, которое предприятие Республики Кипр имеет в Российской Федерации, могут облагаться налогом в Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 13 доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3, подлежат налогообложению в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Пунктом 5 ст. 5 предусматривается, что если лицо иное, чем агент с независимым статусом, в отношении которого применяется п. 6, осуществляет деятельность в Российской Федерации от имени предприятия Республики Кипр, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в Российской Федерации в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в Российской Федерации полномочия заключать контракты от имени предприятия.
Вместе с тем, как следует из п. 6 ст. 5, предприятие Республики Кипр не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Российской Федерации только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
В соответствии с комментариями к модели Конвенции в отношении налогов на доходы и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения, по п. 5 ст. 5 (пп. 32) фраза "полномочия по заключению контрактов от имени предприятия" не ограничивает применение пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия; пункт также применяется к агенту, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если контракты не заключены от имени предприятия.
Предметом контракта комиссии, заключенного между ООО (Комиссионер) и иностранной компанией (Комитент), является заключение Комиссионером за вознаграждение от своего имени и за счет Комитента сделок с третьими лицами, связанными с приобретением и поставкой огнеупорной и иной продукции производственно-технического назначения на товарных рынках Российской Федерации. При этом контрактом предусмотрено, что по сделкам, заключенным Комиссионером во исполнение настоящего контракта, приобретает права и становится обязанным Комиссионер, хотя бы Комитент и будет назван в сделке.
При решении вопроса о том, действует ли комиссионер в рамках своей обычной деятельности, в качестве обычных видов деятельности следует рассматривать только те виды деятельности, которые прямо указаны в учредительных документах организации.
Как следует из представленных документов, предметом деятельности ООО являются, в частности, посреднические, комиссионные услуги в сфере оптовой и розничной торговли.
Учитывая вышеизложенное, деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации подпадает под действие п. 6 ст. 5 и п. 4 ст. 13 указанного Соглашения и не приводит к образованию постоянного представительства, а доходы от отчуждения имущества подлежат налогообложению в Республике Кипр. В связи с этим возможно предварительное освобождение от налогообложения в Российской Федерации доходов указанного иностранного юридического лица от приобретения и поставки продукции производственно-технического назначения через комиссионера.
Заместитель руководителя Управления налоговой службы III ранга |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 августа 2000 г. N 15-06/36435
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 16, 2000 г.