Вопрос: Судовладелец (резидент Республики Кипр) вступил в строительный контракт со строителем (верфь в Испании) для постройки судна. Затем судно будет зафрахтовано на условиях лизингового чартера от судовладельца фрахтователем (российским юридическим лицом). Фрахтователь в пользу судовладельца будет производить лизинговые авансовые платежи и лизинговую плату. Будут ли облагаться указанные доходы лизингодателя налогом на доходы от источников в РФ? Где лизингодатель должен уплачивать налог на имущество? Подлежит ли лицензированию деятельность лизингодателя в РФ? ("Московский налоговый курьер", N 16, ноябрь 2000 г.)

Судовладелец (резидент Республики Кипр) вступил в строительный контракт со строителем (верфь в Испании) для постройки судна.

В соответствии с договором лизингового чартера судовладелец будет финансировать строительство судна и приобретет право собственности на судно от строителя. Затем судно будет зафрахтовано на условиях указанного чартера от судовладельца фрахтователем (российским юридическим лицом).

Фрахтователь в пользу судовладельца будет производить лизинговые авансовые платежи в период постройки судна пятью равными платежами в установленные сроки. И далее четырьмя лизинговыми платежами равными очередными взносами каждые 6 месяцев с даты поставки судна.

Помимо лизинговых авансовых платежей фрахтователь будет в течение периода чартера (12 лет с момента поставки судна) уплачивать лизинговую плату судовладельцу.

Будут ли облагаться указанные доходы лизингодателя (судовладелец - резидент Республики Кипр) налогом на доходы от источников в Российской Федерации, если деятельность лизингодателя в России не приведет к образованию постоянного представительства?

Подлежит ли лизингодатель постановке на учет в налоговых органах?

Где лизингодатель должен уплачивать налог на имущество?

Подлежит ли лицензированию деятельность лизингодателя в Российской Федерации?

ГАРАНТ:

См. также Письмо Управления МНС по г. Москве от 31 августа 2000 г. N 15-08/36145


1. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль.

Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, то применяются правила международного договора (ст. 11 указанного Закона).

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 предусмотрено, что для целей настоящего Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия одного Договаривающегося Государства на территории другого Договаривающегося Государства.

Предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в таком другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица, деятельность которых на территории Российской Федерации не связана с деятельностью через постоянное представительство, уплачивают налоги по доходам, источник которых находится на территории Российской Федерации.

Согласно п. 5.1.8 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", к доходам от источников в Российской Федерации, в частности, относятся доходы от лизинговых операций.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.10.98 N 164-ФЗ "О лизинге" под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

К регулируемым настоящим Федеральным законом основным формам лизинга относится внутренний лизинг и международный лизинг. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности (ст. 7 Закона "О лизинге").

При осуществлении международного финансового лизинга договор лизинга должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы Российской Федерации, за исключением случаев транспортировки предмета лизинга по территории Российской Федерации в течение срока, превышающего шесть месяцев. Несоблюдение указанных условий не позволяет классифицировать договор как договор лизинга. Такой договор не подлежит регулированию настоящим Федеральным законом (ст. 16 Закона "О лизинге").

2. Если доходы, получаемые иностранным юридическим лицом от источников в Российской Федерации, имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога у источника (п. 6.4 инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34).

Такими доходами, о которых можно заранее сказать, что они не должны подлежать налогообложению у источника выплаты, и, следовательно, по которым можно подать заявление на предварительное освобождение от удержания налога у источника выплаты, могут быть в основном только "пассивные" доходы, то есть доходы, вид которых, источник выплаты, а зачастую и приблизительная сумма дохода заранее известны, и их получение не связано с активной коммерческой деятельностью нерезидента в России. При получении подобных пассивных доходов возможно предварительное освобождение иностранного лица от удержания налогов у источников выплаты в Российской Федерации. К пассивным доходам, имеющим однотипный и регулярный характер, относятся, например, периодически (неоднократно) выплачиваемые проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или текущим счетам, дивиденды по акциям, платежи за использование авторских прав (роялти) или по лизинговым контрактам.

Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации, то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная деятельность иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в России, то есть к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы от такой деятельности подпадают под освобождение в соответствии с конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.

В связи с вышеизложенным предварительное освобождение иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например строительная площадка, существующая менее одного месяца) или как не подлежащая налогообложению в Российской Федерации деятельность (например международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение по старой форме 1013DT(1996), приведенной в письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672.

Любые другие активные доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу, не имеющему российского ИНН, облагаются налогом на доходы у источника выплаты в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции последующих изменений и дополнений. Если в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения такие доходы могут быть освобождены от налога (например на основании статьи "Другие доходы"), то после удержания налога у источника иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, представляет в налоговые органы заявление на возврат по форме 1011DT(1997), приведенной в письме Госналогслужбы России от 31.12.97 N ВГ-6-06/928 (основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745).

Таким образом, право на освобождение от взимания налога на доходы от источников в Российской Федерации на основании вышеуказанного Соглашения об избежании двойного налогообложения у иностранного юридического лица (резидента Республики Кипр) - фактического владельца таких доходов возникает не автоматически, а только после подачи в местный налоговый орган заявления о неудержании налога от источников в Российской Федерации в соответствии с инструкцией ГНС РФ от 16.06.95 N 34.

В соответствии с указанным выше письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 26.06.98 N 06-1-14/745 доходы по лизинговым платежам отнесены к пассивным источникам доходов, однако в том случае, когда отчуждение и/или использование имущества осуществляется на постоянной и регулярной основе, связано с проведением большого числа разнообразных коммерческих операций с широким кругом лиц, в том числе лизинговая деятельность, торговая, производственная и т.п., и данная деятельность, осуществляемая иностранным юридическим лицом самостоятельно и/или через третьих лиц, является основным способом извлечения доходов на российском рынке, то доходы от такой деятельности рассматриваются как "активные" и не могут подпадать под предварительное освобождение.

3. В соответствии с Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" постановке на учет подлежат иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в т.ч. ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

Иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимому имуществу.

Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 15.09.95 N 38 предусмотрено, что плательщиками налога на имущество являются иностранные юридические лица, имеющие имущество на территории Российской Федерации. К облагаемому налогом имуществу относится имущество, находящееся в собственности иностранного юридического лица.

Не облагается налогом имущество иностранных юридических лиц, освобожденных от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 предусмотрено, что капитал, представленный морскими судами, эксплуатируемыми в международных перевозках, принадлежащий резиденту Договаривающегося Государства, а также другими видами движимого имущества, связанного с эксплуатацией таких морских судов, подлежит налогообложению только в этом Государстве. Все другие элементы капитала резидента Договаривающегося Государства подлежат налогообложению только в этом Государстве, при условии, что капитал, представленный движимым имуществом, не составляет часть активов постоянного представительства, которое резидент одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, или движимое имущество не относится к постоянной базе, находящейся в распоряжении резидента одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве для цели оказания независимых личных услуг.

4. В соответствии с п. 4 ст. 1 Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.96 N 167, действие указанного Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории Российской Федерации лизинговыми компаниями - нерезидентами Российской Федерации. Указанное Положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на внешнеторговую деятельность.

Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Товаром, определенным указанным Законом, является любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" сделки по международному финансовому лизингу регулируются также указанной Конвенцией.

Учитывая изложенное, судовладельцу (резиденту Республики Кипр), который одновременно является лизингодателем, при осуществлении операций международного финансового лизинга на территории Российской Федерации получение лицензии не требуется.


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления

государственный советник налоговой службы III ранга


31 августа 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 16, 2000 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.