Учет отдельных хозяйственных операций в типографиях (И.А. Исаева, "Бухгалтерский учет", N 3, февраль 2001 г.)

Учет отдельных хозяйственных операций в типографиях


Деятельность типографий является неотъемлемой частью полиграфической деятельности, под которой понимается набор, подготовка печатных форм, печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Полиграфическая деятельность может включать в себя как все перечисленные процессы в комплексе, так и отдельно взятые, и имеет ряд особенностей.

С 1993 г. деятельность типографий подлежит обязательному лицензированию. Получение лицензии отражается на счете 04 "Нематериальные активы".


Пример. В январе 2001 г. типография внесла плату за рассмотрение заявления в размере 300 руб. и оплатила стоимость лицензии в размере 1000 руб. сроком действия на три года. Срок действия лицензии с 11 февраля 2001 г.

В январе предприятие должно сделать записи:

Д-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч.51 "Расчетные счета"

1000 + 300 = 1300;

Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",

К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

1000 + 300 = 1300;

Д-т сч.04 "Нематериальные активы",

К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"

1300.

С марта 2001 г. ежемесячно сумма начисленного износа будет начисляться на счет 20 "Основное производство":

Д-т сч.20 "Основное производство",

К-т сч.05 "Амортизация нематериальных активов"

1300 : (12 х 3) = 36,11.

Полиграфическое оборудование, имеющее коды ТН ВЭД 8440-8443, подлежит обязательной сертификации. Затраты, связанные с сертификацией приобретаемого оборудования, на затраты предприятия не относятся, а удорожают стоимость оборудования. Это положение регламентируется ПБУ 6/97 "Учет основных средств", утвержденным приказом МФ РФ от 03.09.97 N 65н (с изменениями от 24.03.2000 N 31н).

Таким оборудованием являются узкорулонные офсетные печатные машины, послепечатное оборудование, машины для вкладки приложений в газету или журнал, проволокошвейные машины и др.

Затраты, связанные с приобретением объекта основных средств, учитываются на дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Сумма уплачиваемого НДС отражается также на дебете счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" в корреспонденции со счетами учета расчетов (60 и 76).

В силу специфики технологии типографского производства: верстка, сканирование, цветоделение и печать тиража - процесс от принятия тиража в работу до выпуска готовой продукции является не только сложным, но и выдвигает особые требования к документообороту предприятия. Необходимость разработки и утверждения документооборота на предприятии была законодательно закреплена в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

При позаказном методе объектом учета является отдельный заказ-тираж. В этом случае для выделения тиражей, освобожденных от НДС, к счету 20 "Основное производство" открываются отдельные субсчета: "Производство продукции, облагаемой НДС", "Производство продукции, освобожденной от НДС", где на основании первичных документов собираются прямые затраты по каждому тиражу.

В зависимости от суммы общехозяйственных расходов, приходящихся на разные, с точки зрения налогообложения, виды продукции (работ, услуг), должен, на наш взгляд, распределяться НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, работ, услуг, списанных на общехозяйственные расходы, и подлежащий возмещению, списанию на затраты.

В учетной политике предприятия обязательно должен быть указан способ распределения этих затрат. При любом способе списания необходимость определения части общехозяйственных расходов, приходящейся на себестоимость освобожденных от НДС видов реализации, остается, чтобы обосновать суммы НДС, списываемые либо в зачет перед бюджетом, либо на затраты и издержки.

Приобретая материалы или сырье в текущем отчетном периоде, организация может не знать, какая их часть пойдет на производство экспортной или другой продукции, освобожденной от НДС, в этом же или последующих отчетных периодах, а также, какая часть материальных ресурсов будет списана на прямые или косвенные затраты. Кроме того, часть приобретенных ресурсов может быть списана на затраты еще до оплаты поставщику.

Сумма НДС, уплаченного поставщикам, может быть распределена между облагаемыми и необлагаемыми тиражами, если правильно выбрана база для его распределения. В настоящее время представляется наиболее рациональным распределять НДС пропорционально списанным на производство материальным ресурсам по каждому тиражу:

- Определяем сумму вычетов по НДС, предъявленных поставщикам и сторонним организациям за отчетный период.

- Определяем сумму прямых материальных затрат по продукции (работам, услугам), облагаемой и освобожденной от НДС.

- Рассчитываем коэффициент пропорциональности путем деления сумм, подсчитанных в п.1, на сумму, подсчитанную в п.2.

- Умножаем коэффициент на прямые материальные затраты по каждому виду продукции.

Нередко на одном и том же станке выпускают облагаемые и освобожденные от НДС тиражи. Довольно распространенной является проблема: как распределить НДС, уплаченный поставщику станков? На наш взгляд, НДС, уплаченный по таким объектам, должен распределяться пропорционально НДС, списанному по материальным затратам, или пропорционально общехозяйственным расходам или выручке от реализации. Тогда часть уплаченного налога, приходящаяся на продукцию, облагаемую НДС, будет списываться в возмещение из бюджета, а оставшаяся часть - на увеличение первоначальной стоимости объекта или на возмещение из бюджета при наличии требуемых документов.

Основанием для расчетов стоимости бумаги, картона и переплетных материалов является их потребность в натуральном выражении. Ее определяют исходя из планов выпуска литературы и художественно-технического оформления изданий и норм расходов.

Количество бумаги и картона планируют в весовых единицах (тоннах), переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.

Стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов рассчитывают по договорным ценам, установленным договорами с поставщиками, с включением транспортных расходов:

- провозную плату;

- расходы по доставке и разгрузке на склады типографий;

- расходы по командировкам, связанным непосредственно с отгрузкой и доставкой бумаги, картона, переплетных и других материалов;

- расходы по хранению, осуществляемому сторонними организациями,

- складской обработке и сортировке бумаги, картона и других материалов.

Аналитический учет следует организовать таким образом, чтобы учитывать расходы в разрезе каждого тиража. Кроме того, следует итоговые данные заносить в "Ведомость изданий, тиражи которых закончены производством". По окончании отчетного периода при калькулировании тиражей изданий, которые производством не закончены, в основу исчисления затрат, падающих на долю частично сданного тиража, должен быть положен калькуляционный подсчет стоимости всего тиража, не законченного производством.

При оприходовании материалов следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденным приказом Минфина РФ от 15.06.98 N 25н (ред. от 24.03.2000).

Согласно принятой в типографии учетной политике списание общехозяйственных расходов производят непосредственно на счета учета реализации, списание затрат на производство происходит пропорционально соотношению объемов продукции, облагаемой и не облагаемой НДС.

Для правильной организации бухгалтерского учета в типографии следует организовать раздельный учет затрат по производству и реализации тиражей, освобожденных и не освобожденных от НДС.


И.А. Исаева,

финансовый директор аудиторской фирмы "Про-Аудит",

начальник отдела общего аудита


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.