Условия допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции в качестве доказательств по уголовному делу (А.Н. Степанов, Д.А. Логунов, "Бухгалтерский учет", N 3, февраль 2001 г.)

Условия допустимости результатов
оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции
в качестве доказательств по уголовному делу


На практике часто возникают вопросы, касающиеся порядка применения Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).

Наибольший интерес представляет вопрос о полномочиях оперативных подразделений правоохранительных органов при проведении последними следующих мероприятий (ст.6 Закона об ОРД):

- опроса;

- сбора образцов для сравнительного исследования;

- исследования предметов и документов;

- обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Указанные мероприятия по своей форме весьма сходны со следующими следственными действиями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР:

- допросом;

- изъятием предметов;

- экспертизой;

- обыском.

В соответствии со ст.69 УПК РСФСР доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения. Так, на этом основании судами признавались недопустимыми доказательства, полученные при производстве обыска, в случаях, когда протокол обыска не был подписан понятыми или был подписан только одним из них.

Закон об ОРД не предполагает при проведении обследования помещений присутствия понятых. При этом согласно ст.11 Закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательства.

Важно знать, какие результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.

Обыск - обследование. Обыск - это следственное действие, заключающееся в отыскании и изъятии предметов или документов, имеющих доказательственное значение по уже возбужденному уголовному делу (ст.70, 119, 168 УПК). Обыск по общему правилу производится с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение суток о производстве обыска.

Обследование помещений в отличие от обыска производится оперативными работниками без наличия возбужденного уголовного дела и без санкции прокурора. Обследование и обыск представляют собой разные юридические действия, в силу чего при обследовании не могут использоваться методы выявления имущества, используемые при обыске (поиск тайников, взлом и т. д.). Статья 6 Закона об ОРД не предоставляет оперативникам права изъятия предметов и документов, поэтому обследование помещений может производиться только с целью выявления незаконных производства и хранения предметов, а также поиска лиц, находящихся в розыске.


Вопрос. Каковы права оперативников в случае обнаружения в процессе обследования помещений вещей, изъятых или ограниченных в обороте (оружие, наркотики и т. п.)? Является ли обнаружение таких предметов основанием для возбуждения уголовного дела и использования в доказывании по уголовному делу?

Представляется, что подобные "находки" могут служить основанием для возбуждения уголовного дела. Однако в качестве прямого доказательства такие предметы не могут быть использованы. Их использование возможно в процессе доказывания в качестве первоначального косвенного доказательства, т. е. при производстве предварительного расследования могут быть получены другие доказательства (показания свидетелей, вещественные доказательства и т. п.), которые также будут использоваться в процессе доказывания.

Изъятые во время обследования помещений документы в соответствии со ст.68 УПК должны исключаться из числа доказательств как полученные с нарушением закона.

Сбор образцов - изъятие предметов. Статья 6 Закона об ОРД предоставляет оперативникам право на сбор образцов для сравнительного исследования. Сбор не может осуществляться в отношении любых предметов, находящихся у предпринимателя или организации.

Собранные образцы так же, как и результаты обследования помещений, могут быть использованы в процессе доказывания только в качестве косвенного доказательства. Собранные предметы, которые нельзя считать образцами, должны исключаться из числа доказательств как полученные с нарушением закона.

Опрос - допрос. Основное отличие опроса от допроса заключается в том, что в соответствии со ст.73, 75 УПК и ст.307, 308 УК за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний в процессе допроса установлена уголовная ответственность. Такая ответственность может быть установлена только в отношении участника уголовного процесса (свидетеля, потерпевшего).

Лицо, передающее сведения во время опроса, проводимого сотрудниками оперативных подразделений, не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Кроме того, сведения, полученные во время опроса, не фиксируются в протоколе или ином документе, который может быть использован в уголовном процессе.

Экспертиза - исследование предметов и документов. Для проведения экспертизы требуются специальные познания, поэтому результаты исследования предметов и документов, полученные в рамках оперативно-розыскных мероприятий, содержащие сведения, например, о химическом составе вещества, из которого сделаны предметы, или о соответствии почерка, которым сделана запись в документе, почерку определенного лица, не могут служить доказательствами в уголовном процессе, так как они получены лицами, не обладающими специальными познаниями в соответствующих областях.

Результаты исследования предметов и документов, для получения которых привлечение экспертов необязательно, могут быть использованы в процессе доказывания в уголовном процессе в качестве косвенного доказательства.


* * *


Представители органов налоговой полиции могут производить осмотр (обследование) помещений и территорий, выемку и экспертизу предметов и документов не только в рамках уголовного дела или при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с п.5 части 2 ст.36 НК РФ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции вправе производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой же статье НК РФ перечислены такие права налоговых полицейских, как производство в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознания по делам о преступлениях, проведение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предварительного следствия по делам о преступлениях, осуществление оперативно-розыскной деятельности. Отдельное выделение права на проведение проверок означает, что такие проверки осуществляются налоговыми полицейскими по правилам, регулирующим проведение проверок налоговыми органами. В соответствии со ст.30 НК РФ органы налоговой полиции не относятся к налоговым органам.

Между тем согласно ст.108 УПК РСФСР наличие достаточных данных о совершении преступления является основанием к возбуждению уголовного дела, а в соответствии со ст.3 УПК прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, т. е. если у органа налоговой полиции есть достаточные данные, указывающие на признаки преступления, то такой орган не только получает право проводить налоговые проверки, но и обязан возбудить уголовное дело. Причем отсутствие возбужденного уголовного дела не лишает орган налоговой полиции права провести соответствующую проверку.

Таким образом, в соответствии с п.5 части 2 ст.36 НК РФ органы налоговой полиции на правах налоговых органов вправе производить следующие действия:

- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (ст.89 НК РФ);

- производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст.89 НК РФ);

- производить выемку документов (ст.89, 94).

Согласно ст.91, 124 НК РФ незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговой полиции, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. В случае незаконного воспрепятствования доступу должностных лиц налоговой полиции, проводящих предварительное расследование, например, намеревающихся произвести обыск, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст.294 УК РФ. Что касается создания препятствий сотрудникам налоговой полиции, намеревающимся проникнуть в помещение для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, то в законодательстве санкций за такое правонарушение не содержится. Исключение составляют случаи посягательства на жизнь оперативника или применения к нему насилия, которые в соответствии со ст.317, 318 УК влекут уголовную ответственность. Видимо, законодатель предполагает, что если к оперативнику не применяют насилия, то он обязательно сможет проникнуть на любые служебные территории и в помещения.

Наделение органов налоговой полиции дополнительными полномочиями по проведению проверок, наряду с правом проведения оперативно-розыскных мероприятий и ведения предварительного следствия, вызывает ряд вопросов.


Вопрос. Вправе ли органы налоговой полиции осуществлять одновременно две функции - органа, проводящего налоговую проверку, и органа, производящего оперативно-следственные мероприятия?

Не исключена ситуация, когда полицейский, пришедший в организацию для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, через полчаса предъявит документ о проведении налоговой проверки и в соответствии со ст.94 НК РФ проведет выемку, изъятие предметов и документов, а также самостоятельно произведет вскрытие помещений и других мест, где такие документы и предметы содержатся.

Представляется, что налоговые полицейские вправе поступать подобным образом только при наличии решения руководителя органа налоговой полиции о проведении выездной проверки (ст.89 НК РФ). При этом выемка, изъятие предметов и документов, а также самостоятельное произведение вскрытия помещений и других мест, где такие документы и предметы находятся, в соответствии со ст.94 НК РФ производятся в присутствии понятых. Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговой полиции, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика при условии, что не было посягательств на жизнь полицейского и к нему непосредственно не было применено насилие, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст.124 НК РФ).


Вопрос. Имеют ли право сотрудники налоговой полиции в течение одного календарного года произвести в отношении одного налогоплательщика мероприятия в рамках предварительного следствия и налоговую проверку по одним и тем же налогам?

В соответствии со ст.89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Эта норма направлена на ограничение возможного произвола налоговых органов. В то же время предоставление дополнительных прав налоговой полиции создает возможность для произвола налоговых полицейских. Отсутствие возбужденного уголовного дела не лишает орган налоговой полиции права провести соответствующую проверку, но основания, предоставляющие право проводить проверку, влекут обязанность возбуждения уголовного дела. Поэтому налогоплательщик, у которого органами налоговой полиции была проведена выездная налоговая проверка при отсутствии возбужденного уголовного дела, вправе требовать привлечения соответствующих должностных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной ст.300 УК РФ "Незаконное освобождение от уголовной ответственности" либо ст.285 "Злоупотребление должностными полномочиями". При этом в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.04.98 N 13-П жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть подана не только соответствующему прокурору, но и в суд.


А.Н. Степанов,


Д.А. Логунов,

консалтинговая фирма "Беседин Аваков Тарасов и партнеры"


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение