Вопрос: Какие затраты по маркировке алкогольной продукции могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг)? ("Консультант бухгалтера", N 3, март 2001 г.)

Какие затраты по маркировке алкогольной продукции могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг)?


В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона РФ от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов от объема готовой продукции (за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года обязательной маркировке специальной маркой подлежит также подакцизная продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации, реализуемая для розничной торговли и общественного питания.

Маркировка алкогольной продукции акцизными марками производится с соблюдением постановлений Правительства РФ от 23 декабря 1999 года N 1428 "О маркировке алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" (данным постановлением утверждены "Правила маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации"), от 22 марта 1999 года N 320 "О порядке освобождения от маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку специальными марками", от 4 сентября 1999 года N 1008 "О марках акцизного сбора" (в редакции изменений от 20 апреля 2000 года) и от 6 января 2000 года N 17 "Об образцах марок акцизного сбора для маркировки алкогольной продукции иностранного производства".

Оплата марок акцизного сбора в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 4 сентября 1999 года N 1008 представляет собой ни что иное, как производство авансового платежа по акцизам в размере 0,75 руб. за одну марку. В связи с этим, оплата стоимости марок акцизного сбора отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг) быть не может.

В бухгалтерском учете организации такие расходы должны отражаться в составе расходов будущих периодов или непосредственно в составе авансовых платежей по акцизам:

Способ 1 по Плану счетов, утвержденному приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года N 56:

дебет счета 31 "Расходы будущих периодов" кредит счета 51 "Расчетный счет" - оплата стоимости марок акцизного сбора;

дебет счетов 50 "Касса", 51 кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - выручка от реализации подакцизной продукции;

дебет счета 46 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по акцизам" - сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, по реализованной продукции;

дебет счета 68, субсчет "Расчеты по акцизам" кредит счета 31 - зачтена произведенная ранее оплата стоимости марок акцизного сбора.

Способ 1 по Плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года N 94н:

дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" кредит счета 51 "Расчетные счета" - оплата стоимости марок акцизного сбора;

дебет счетов 50 "Касса", 51 кредит счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка" - выручка от реализации подакцизной продукции;

дебет счета 90, субсчет "Акцизы" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по акцизам" - сумма акциза причитающаяся к уплате в бюджет, по реализованной продукции;

дебет счета 68, субсчет "Расчеты по акцизам" кредит счета 31 - зачтена произведенная ранее оплата стоимости марок акцизного сбора.

Способ 2 по обоим Планам счетов:

дебет счета 68, субсчет "Расчеты по акцизам" кредит счета 51 - приобретение марок акцизного сбора (производство авансовых платежей по акцизу).

Что касается затрат организаций по оплате приобретаемых специальных марок для маркировки алкогольной продукции, то они в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 12 июля 1999 года N 797 "Об обязательной маркировке специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Маркировке специальными марками, например, подлежат этиловый питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 9 процентов объема готовой продукции, за исключением пива, и алкогольная продукция, поставляемая на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, а также сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку (пункт 1.2 Положения о хранении, учете и продаже специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного МНС РФ 27 августа 1999 года и доведенные письмом МНС РФ от 8 сентября 1999 года N ВБ-6-31/707).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 Федерального закона РФ от 7 января 1999 года N 18-ФЗ в целях защиты от подделок субъекты Российской Федерации могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков.

При этом затраты организаций на проведение дополнительного маркирования (приобретение дополнительных марок и т.п.), в настоящее время на себестоимость продукции (работ, услуг) отнесены быть не могут, так как это не предусмотрено специальным нормативным актом (в соответствии с подпунктом "я" пункта 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть отнесены другие виды затрат, включаемые в себестоимость в соответствии с установленным законодательством порядком).


1 марта 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.