Вопрос: Аудиторская компания включена в перечень организаций, которые реализуют Программу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Санкт-Петербурге. Имеется документ, свидетельствующий, что аудиторская фирма является исполнителем - выполняет работы в рамках Программы. Но средства сначала поступают в бюджет города, и затем Управление города перечисляет средства согласно договорам с фирмами с указанием, что работы производятся в рамках Программы. Какие документы должны быть представлены в налоговую инспекцию для получения льготы по прибыли и по НДС по полученным в 2000 г. грантам Европейского банка реконструкции и развития? (Выпуск 5, март 2001 г.)

Аудиторская компания включена в перечень организаций, которые реализуют Программу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Санкт-Петербурге. Имеется документ, свидетельствующий, что аудиторская фирма является исполнителем - выполняет работы в рамках Программы. Но средства сначала поступают в бюджет города (так как договор заключен между ЕБРР и городом), и затем Управление города перечисляет средства согласно договорам с фирмами с указанием, что работы производятся в рамках Программы.

Какие документы должны быть представлены в налоговую инспекцию для получения льготы по прибыли и по НДС по полученным в 2000 г. грантам Европейского банка реконструкции и развития?


По всей видимости, речь идет о безвозмездной помощи, оказываемой иностранной организацией в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ), так как именно этим Законом были внесены изменения в Законы РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и др.

Так, согласно п.6 ст.2 Закона N 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в состав доходов от внереализационных операций не включаются суммы средств, полученных в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением.

В соответствии с подп."я.4" п.1 ст.5 Закона о НДС от налога на добавленную стоимость освобождаются работы (услуги), выполненные (оказанные) в рамках безвозмездной помощи (содействия).

Чтобы ответить на вопрос относительно возможности предоставления организации льгот, необходимо понять, что собой представляет безвозмездная помощь, кто может являться ее получателем, кто может являться исполнителем работ, какими документами должно подтверждаться получение такой помощи.

Согласно ст.1 Закона N 95-ФЗ под безвозмездной помощью (содействием) понимаются средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию). При этом безвозмездная помощь может быть двух видов - техническая и гуманитарная.

В рассматриваемой ситуации речь может идти только о технической помощи, которая предоставляется в целях оказания поддержки в проведении экономических, социальных реформ и разоружения по проектам и программам, зарегистрированным в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст.1 Закона N 95-ФЗ).

Порядок выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств к технической помощи, а также порядок регистрации проекта или программы, в рамках которой помощь предоставляется, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.09.99 N 1046. В соответствии с указанным Постановлением для оформления технической помощи необходимо:

1) зарегистрировать саму программу (проект) такой помощи в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Зарегистрировать программу может либо непосредственный получатель безвозмездной помощи (в данном случае Управление города), либо лицо, предоставляющее помощь (в данном случае ЕБРР) (см. п.3 Постановления);

2) после регистрации программы (проекта) получить удостоверение, подтверждающее принадлежность конкретных средств (товаров, работ, услуг), получаемых в рамках этой программы, к безвозмездной технической помощи. При этом получить такое удостоверение может только непосредственный получатель безвозмездной помощи, т.е. Управление города (см. разд.III Постановления).

То есть из вышеизложенного следует, что получателем безвозмездной помощи в данной ситуации является Управление города и именно у него должны быть документы, подтверждающие получение безвозмездной помощи (зарегистрированная программа (проект) и удостоверение).

Таким образом, организация льготой по налогу на прибыль в данной ситуации воспользоваться не сможет, так как получателем безвозмездной помощи является Управление города, а организация получает денежные средства уже не на безвозмездной основе, а в счет выполнения работ в рамках оказываемой безвозмездной помощи. Поэтому денежные средства, получаемые в счет выполнения работ, следует расценивать не как безвозмездную помощь, а учитывать как авансы. Выполненные организацией работы для Управления города в рамках программы будут являться выручкой от реализации. Соответственно финансовый результат, полученный от выполнения работ для Управления города, подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Что же касается НДС, то необходимо сказать следующее.

В статье 1 Закона N 95-ФЗ и п.11 Постановления N 1046 говорится о том, что налоговые льготы предоставляются для всех участников реализации проектов и программ технической помощи только при наличии удостоверения.

В этой связи, по нашему мнению, льгота по НДС в виде освобождения выполняемых работ в рамках безвозмездной помощи (содействия) в соответствии с подп."я.4" п.1 ст.5 Закона о НДС может быть предоставлена организации только в том случае, если она будет иметь удостоверение, подтверждающее, что выполняемые ею работы для Управления города принадлежат к безвозмездной помощи (содействию) (являются безвозмездной помощью), оказываемой Европейским банком реконструкции и развития.

В противном случае льгота по НДС предоставляться не будет и работы, выполняемые организацией для Управления города, будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Кроме того, заметим, что денежные средства, поступившие в счет предстоящего выполнения работ для Управления города, не будут облагаться НДС только в том случае, если сами работы будут освобождены от обложения НДС (см. п.9 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").


Е. Шаронова


Выпуск 5, март 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.