Комментарий к Методическим рекомендациям по применению главы 22 НК РФ (Е.Н.Шереметьева, "Российский налоговый курьер", N 3, март 2001 г.)

Комментарий к Методическим рекомендациям
по применению главы 22 НК РФ


1 января 2001 г. вступила в силу глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации. Данная глава является законом прямого действия, поэтому разработка нормативных документов в виде инструкций по применению главы, как это было до вступления в силу части второй НК РФ, не предусмотрена. В то же время в соответствии с НК РФ МНС России разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению (пункты 3 и 7 ст.80 НК РФ), а также методические рекомендации, являющиеся внутренними документами налоговых органов.

В целях реализации положений главы 22 "Акцизы" части второй НК РФ МНС России разработаны Методические рекомендации по ее применению, комментарии к которым предлагаются в данной статье.

Обращаем ваше внимание на то, что МНС России подготовило два документа к главе 22 "Акцизы" части второй НК РФ: первый документ - рассматриваемые в этой статье Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары), утвержденные приказом МНС России от 18.12.2000 N БГ-3-03/440 (далее - Методические рекомендации), которые разъясняют порядок налогообложения подакцизных товаров; второй документ - Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС России от 19.12.2000 N БГ-3-03/441, - рассматривает порядок налогообложения подакцизного минерального сырья.

При разработке Методических рекомендаций по подакцизным товарам ставилась задача акцентировать внимание пользователей на изменениях в налогообложении подакцизных товаров, внесенных главой 22 НК РФ. При этом надо учитывать, что положениями, изложенными в Методических рекомендациях, следует руководствоваться только при налогообложении подакцизных товаров, отгруженных с 1 января 2001 г.

В пункте 2 Методических рекомендаций подробно изложены нововведения, касающиеся изменений в перечне подакцизных товаров, а также указаны условия, при соблюдении которых товары не признаются подакцизными. В частности, основанием для освобождения от уплаты акциза по тому или иному товару может являться его регистрация в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. При этом в Методических рекомендациях указаны конкретные министерства, на которые возложено проведение государственной регистрации таких товаров.

Следует обратить внимание на то, что в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) (введен в действие с 1 января 2001 г.) отдельные положения п.2 Методических рекомендаций подлежат корректировке.

Так, согласно п.38 ст.1 Закона N 166-ФЗ после слов "из непищевого сырья" абзац 2 пп.2 п.1 ст.183 НК РФ дополнен словами "или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации".

В связи с этим требуется уточнить редакцию абзацев 9 и 10 пп.2.1 п.2 Методических рекомендаций. С учетом положений Закона N 166-ФЗ операции по реализации предприятием-производителем денатурированного этилового спирта из пищевого сырья, отвечающего требованиям, установленным пп.2 п.1 ст.183 НК РФ, не признаются объектом налогообложения акцизами.

В пункте 3 Методических рекомендаций обращается внимание на нововведения с 1 января 2001 г. в определении налогоплательщиков акцизов.

Так, поскольку простое товарищество не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем, а производство большинства подакцизных товаров осуществляется на основании лицензий, которые выдаются только юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, определенные виды подакцизных товаров в рамках договора простого товарищества производиться и реализовываться не должны (см. пп.3.2 п.3 Методических рекомендаций).

В подпункте 4.2 п.4 Методических рекомендаций обращается внимание на то, что операции, перечисленные в подпунктах 7 и 8 п.1 ст.182 части второй НК РФ, которые согласно п.3 ст.39 части первой НК РФ не признаются реализацией, в целях исполнения главы 22 части второй НК РФ с 1 января 2001 г. являются объектом обложения акцизами.

В пункте 7 Методических рекомендаций рассматривается новый порядок взимания акцизов по алкогольной продукции в связи с введением статьями 196 и 197 части второй НК РФ режимов налогового склада*(1) в отношении производства и реализации такой продукции.

В пункте 8 Методических рекомендаций приведены условия, при которых начисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

Необходимо обратить внимание на то, что суммы акциза по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при исчислении сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет, после фактической оплаты использованных подакцизных товаров и списания их стоимости на затраты по производству реализованных (переданных) подакцизных товаров (пп.8.7 п.8 Методических рекомендаций).

В пунктах 10 и 11 Методических рекомендаций рассмотрены нововведения в определении даты реализации, а также сроков и порядка уплаты акциза по конкретным подакцизным товарам.


Е.Н.Шереметьева,

советник налоговой службы I ранга


"Российский налоговый курьер", N 3, 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1026.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение