Учет внеоборотных активов (П.С. Безруких, "Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2001 г.)

Учет внеоборотных активов


На первый взгляд, новый план счетов и инструкция по его применению не вносят существенных изменений в учет внеоборотных активов. На самом деле, несмотря на то, что Минфином России сравнительно недавно изданы Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 20.07.98 N 33н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами от 24.03.2000 N 31н и от 28.03.2000 N 32н), положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000) и "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (приказ от 30.12.93 N 160), Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (приказ от 17.02.97 N 15), Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (приказ от 15.01.97 N 2), в пояснениях к синтетическим счетам этого раздела плана счетов есть немало изменений в методологии бухгалтерского учета внеоборотных активов.


Основные средства


В пояснениях к счету 01 "Основные средства" определено, что объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Напомним, что согласно ПБУ 6/97 такой стоимостью являются:

- фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление (строительство) объектов;

- согласованная стоимость при вкладе объектов в уставный (складочный) капитал;

- рыночная стоимость на дату оприходования объекта, полученного по договору дарения, и в иных случаях безвозмездного получения;

- стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией по договору мены (бартерные сделки).

В соответствии с п.23 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, не должны включаться в первоначальную (инвентарную) стоимость объектов, а подлежат списанию со счета 08 "Капитальные вложения" в корреспонденции со счетами учета нераспределенной прибыли, целевых финансирования и поступлений. Согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций к таким затратам, в частности, отнесены (см. п.3.1.7):

- затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий;

- расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство;

- расходы на оплату процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных ЦБ РФ;

- затраты на консервацию строительства;

- расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за нарушения в области строительства.

Приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н п.23 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств был отменен без упоминания источников возмещения данных затрат. Ничего не сказано об этом и в новых пояснениях к счетам 01 "Основные средства" и 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Если исходить из п.7 ПБУ 2/94, согласно которому "затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору", то можно утверждать, что с момента применения приказа Минфина России от 28.03.2000 N 32н (с бухгалтерской отчетности за 2000 г., т.е. с 01.01.2000) затраты, ранее считавшиеся затратами, не увеличивающими стоимость объектов основных средств, включаются в первоначальную (инвентарную) стоимость объектов основных средств при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету.

Слова "при принятии к бухгалтерскому учету" выделены в связи с тем, что согласно письмам Минфина России от 29.02.2000 N 16-00-17-05 и МНС России от 28.04.2000 N ВГ-6-02/334@ "По вопросу начисления амортизационных отчислений" объекты недвижимости (здания, сооружения и т.п.), а также объекты, права собственности на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Указанные объекты до момента регистрации права собственности должны отражаться на счете 08 "Капитальные вложения" (в новом плане счет 08 называется "Вложения во внеоборотные активы"). Подобный порядок распространяется также на объекты транспортных средств (автомобили, прицепы и т.д.) до их регистрации в государственных автоинспекциях (ГИБДД).

Согласно первоначальному тексту Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (п.102) "при отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергшихся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы)". Приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н этот пункт указаний был отменен с 01.01.2000.

Вновь этот вопрос "всплыл" в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н и введенных в действие также с бухгалтерской отчетности за 2000 г., т. е. с 01.01.2000. Согласно п.91 этих рекомендаций организация может в течение отчетного года уменьшить добавочный капитал при списании его соответствующей суммы в целях выявления финансового результата от выбытия объектов основных средств, ранее подвергшихся дооценке в установленном порядке.

Примерно то же говорится в пояснениях к счету 83 "Добавочный капитал": "Суммы, отнесенные в кредит счета 83 "Добавочный капитал", как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случае погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его (очевидно, их - П. Б.) переоценки, в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости".

В пояснениях к счету 01 "Основные средства" отмечено только, что "изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Основным же принципиальным изменением в методологии бухгалтерского учета основных средств следует считать отмену счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", введенного с 01.01.93.

С 1993 г. операции по поступлению объектов основных средств стали отражать в корреспонденции со счетом 08 "Капитальные вложения", а операции по выбытию объектов (продажа, списание, частичная ликвидация, передача безвозмездно и др.) - развернуто на счете 47, по кредиту которого отражались начисленная сумма износа основных средств, продажная стоимость, стоимость оприходованных от разборки материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.д.), а по дебету - первоначальная стоимость, налог на добавленную стоимость, затраты на разборку, демонтаж, расходы по продаже и т.д. Сальдо счета 47 переносили соответственно в дебет или кредит счета 80 "Прибыли и убытки". После вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ стоимость материальных ценностей, оприходованных от разборки, отражали по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции непосредственно со счетом 80 "Прибыли и убытки".

Новый План счетов и инструкция по его применению вновь изменили методику учета выбытия объектов основных средств: при выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно, вложении в уставный капитал другой организации и т. д.) к счету 01 "Основные средства" может быть открыт специальный субсчет "Выбытие основных средств", корреспонденция по которому аналогична некоторым корреспонденциям по отмененному счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств": по дебету этого субсчета отражают первоначальную стоимость выбывшего объекта, а по кредиту - сумму накопленной амортизации. По новой методике на субсчете "Выбытие основных средств" по окончании процедуры выбытия должна определиться только остаточная стоимость, которую надлежит отнести на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Все остальные операции (отражение выручки от продажи, налога на добавленную стоимость, расходов на демонтаж и разборку, продажу и т. д.; стоимость полученных от списания материальных ценностей и др.) должны быть развернуто отражены соответственно в составе операционных доходов и операционных расходов по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Правомерность такой методики вызывает сомнение. Целесообразнее, по нашему мнению, все операции учитывать непосредственно на счете 91. Тем более, что в ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" речь идет соответственно о поступлениях от продажи основных средств (операционные доходы) и расходах, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств (операционные расходы), т.е. о раскрытии операций по выбытию объектов основных средств и объявлению развернуто результатов от этих операций.

Думается, что при решении вопросов об отражении операций по выбытию объектов основных средств приоритет должен быть отдан положениям по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (раздел 7 "Выбытие основных средств"), "Доходы организации" (п.7 раздела III "Прочие поступления") и "Расходы организации" (п.11 раздела III "Прочие расходы").

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (п.21) первоначальной стоимостью приобретенных за плату объектов основных средств, бывших в эксплуатации, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, а не стоимость исходя из оставшихся сроков полезного использования этих объектов.

Министерство экономики РФ письмом от 29.12.99 N МВ-890/6-16*(1) установило, что купленные объекты, бывшие в эксплуатации, должны быть приняты к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на их приобретение. Поставщик обязан сообщить покупателю сроки фактического использования проданного объекта. Срок оставшегося полезного использования покупатель определяет самостоятельно. Исходя из этого срока организация устанавливает новую норму амортизации от определившейся стоимости по приобретению объекта.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций по счету 01 "Основные средства" согласно прежнему и новому плану счетов (см. табл. 1).


Таблица 1


Схема отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами


Содержание
хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
План счетов 1991 г. План счетов 2000 г.
Дебет Кредит Дебет Кредит
Определение первона-
чальной стоимости объ-
ектов основных средств
08 07, 10, 51,
60, 70, 71,
78, и др.
08 07, 10, 51,
60, 70, 71,
78, и др.
Ввод объекта в эксплуа-
тацию
01 08 01 08
Начисление амортизации 08, 20, 23,
25, 26, 29,
43, 44
и др.
02 08, 20, 23,
25, 26, 29,
44 и др.
02
Погашение процентов по
долгосрочным кредитам
после ввода объекта
в эксплуатацию
88, 92 92, 51, 55 91, 67 67, 51, 55
Выбытие объектов основ-
ных средств:
       
Списание первоначальной
стоимости
47 01 01/2 01/1
Списание накопленной
амортизации
02 47 02 01/2
Списание (в разрешенных
случаях) сумм дооценки
по объектам, ранее под-
вергавшимся переоценке
- - 83 01/2
Перечисление остаточной
стоимости
- - 01/2 91
Затраты на ликвидацию
(разборку, демонтаж,
продажу и др.)
47 69, 70, 76
и др.
91 69, 70, 76
и др.
Оприходование матери-
альных ценностей от
ликвидации
10 80 10 91
Выручка от продажи объ-
ектов основных средств
62 47 62 91
Начисление налога на
добавленную стоимость
47 68 91 68
Определение и списание
результатов от выбытия
объектов основных
средств
47 (80) 80 (47) - -
Передача объектов в
текущую аренду
001   001  
Возврат объектов по ис-
течении сроков аренды
  001   001

Амортизация основных средств


По счету 02 "Амортизация основных средств" существенных изменений не произошло. После издания ПБУ 6/97 и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств понятие "износ" было заменено понятием "амортизация", что нашло отражение в самом названии счета 02.

С 01.01.2000 уточнена методология учета операций при сдаче объектов основных средств в текущую аренду в зависимости от условий заключенных договоров аренды.

Так, в организациях, для которых предоставление объектов по договору аренды является предметом их деятельности (понятие "предмет деятельности" введено в качестве альтернативы понятию "вид деятельности"), поступление арендной платы и сумм за предоставление арендодателем других услуг арендатору считается выручкой, и потому их включают в доходы от обычных видов деятельности.

В этих случаях арендодатель должен указанную выручку отразить по счету 90 "Продажи", а расходы в связи с договором аренды (амортизационные отчисления по сданным в аренду объектам, налог на добавленную стоимость и другие расходы) рассматривать как расходы от обычных видов деятельности.

В организациях, которые предоставляют объекты в аренду по договору лишь эпизодически, и такая деятельность не предусмотрена в их учредительных документах, т.е. не является предметом деятельности, поступление арендной платы рассматривается как операционный доход и отражается по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленная по этим объектам амортизация относится со счета 02 "Амортизация основных средств" на счет 91 как операционный расход.

Амортизация по купленным за плату объектам начисляется от покупной стоимости объекта по норме, определяемой организацией самостоятельно, исходя из оставшегося срока полезного использования купленного объекта.

Сохранен без изменения порядок начисления износа (а не амортизации) по объектам жилищного фонда (если эти объекты не переданы во временное владение другой организации с целью получения дохода), а также внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам. Износ начисляют раз в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности по нормам амортизации на полное восстановление основных средств и отражают на забалансовом счете. Вместо двух забалансовых в новом плане счетов предусмотрен один счет 010 "Износ основных средств".

В схеме отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами приведены записи по начислению амортизационных отчислений и списанию накопленной амортизации (износа) при выбытии объектов основных средств в условиях обычных видов деятельности. Поэтому ограничимся схемой отражения операций, когда арендные отношения представляют собой предмет деятельности организации (см. табл. 2).


Таблица 2


Схема отражения в бухгалтерском учете амортизации при арендных отношениях


Содержание
хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
План счетов 1991 г. План счетов 2000 г.
Дебет Кредит Дебет Кредит
У арендодателя
Передача арендатору
расчетных документов на
сумму арендной платы
62 46 62 90
Начисление амортизации
по переданным в текущую
аренду объектам
46 02 90 02
Начисление других рас-
ходов
46 70, 76
и др.
90 70, 76
и др.
Начисление НДС 46 68 90 68
Перечисление сальдо по
счетам реализации (46),
продаж (90) на счет
"Прибыли и убытки"



46 (80)



80 (46)



90 (99)



99 (90)
У арендатора
Начисление арендной
платы по арендованным
объектам, используемым
при обычных видах дея-
тельности (в обычном
режиме)
20, 23, 25,
26, 43, 44
и др.
76 20, 23, 25,
26, 44
и др.
76
Начисление арендной
платы в счет будущих
отчетных периодов
31 76 97 76
Начисление арендной
платы по арендованным
объектам, не используе-
мым при обычных видах
деятельности
29, 96, 88 76 29, 84, 86 76
Перечисление арендной
платы
76 51 76 51

Доходные вложения в материальные ценности


В пояснениях к счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" каких-либо существенных изменений по сравнению с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утверждены приказом Минфина России от 17.02.97 N 15) не произошло.

К несущественным можно отнести отмену записей у лизингодателя по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" как при передаче лизингового имущества по договору лизинга, так и при списании этого имущества по другим причинам. При передаче лизингового имущества лизингополучателю и ином списании вместо счета 47 задействован специальный субсчет "Выбытие материальных ценностей" к счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" по аналогии с субсчетом "Выбытие основных средств" к счету 01 "Основные средства". Операции по этому субсчету также переносятся развернуто на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

В прежних пояснениях к счету 03 предусматривался субсчет 02 "Имущество, предоставленное по договору проката". В новых пояснениях об этом субсчете не упоминается. Можно предположить, что имущество, предназначенное для проката, учитывается на счете 03 в таком же порядке, как и имущество, предназначенное для передачи в лизинг, иными словами, предоставляемое организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получать доход.


Нематериальные активы


Согласно же ПБУ 14/2000 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных должен быть соблюден ряд условий, например, отсутствие в какой-либо форме материально-вещественной (физической) структуры, возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Кроме перечисленных в ПБУ 14/2000 условий, при отнесении к нематериальным активам результатов интеллектуальной деятельности необходимо иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на такой актив, в частности, на патенты, свидетельства, другие охранные документы, на товарные знаки и т.п.

Из этих условий вытекает, что ранее признаваемые нематериальными активами товарные знаки, программы для ЭВМ, базы данных, долгосрочные лицензии и т.п. теперь таковыми не являются.

В то же время организационные расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный капитал организации, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов. Не исключается, что в их состав могут быть включены затраты на первоначальное приобретение лицензий со сроком действия свыше 12 месяцев.

Что касается методики бухгалтерского учета, то она в основном сохранена в прежнем виде: отражение затрат по формированию первоначальной стоимости на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", перечисление по принятии к бухгалтерскому учету на счет 04 "Нематериальные активы", использование разных оценок этих активов в зависимости от условий их приобретения, кроме некоторых особенностей использования различных способов начисления амортизационных отчислений.

Организациям предоставлено право выбирать для отдельных видов нематериальных активов способ амортизации. Помимо известных способов (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции и/или работ) предусмотрено уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов непосредственно в корреспонденции со счетами издержек производства и обращения, минуя счет 05 "Амортизация нематериальных активов".

В отличие от объектов основных средств при применении линейного и других способов начисления амортизации, организация самостоятельно устанавливает норму амортизационных отчислений исходя из срока полезного использования конкретного актива. По тем нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливают из расчета действия актива в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.

Способ постепенного списания первоначальной стоимости отдельных видов нематериальных активов применяется в основном по таким объектам, как организационные расходы, деловая репутация и др. Если организационные расходы полностью погашены путем перенесения на издержки производства и обращения, но принято решение продолжать отражать их в бухгалтерском учете, то их оценивают в условной оценке с отнесением суммы новой оценки на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Амортизацию положительной деловой репутации начисляют в течение 20 лет с кредита счета 04 "Нематериальные активы" в дебет счетов по учету производственных затрат. Уменьшение отрицательной деловой репутации отражают непосредственно со счета 04 в кредит счета 91 как операционный доход.

В инструкции по применению плана счетов установлена для нематериальных активов другая схема записей при их выбытии (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.). Операции по выбытию следует учитывать непосредственно на счете 04, по кредиту которого отражается списание стоимости, а по дебету - суммы накопленной амортизации. Разница между этими суммами перечисляется развернуто на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с идентичностью схем записей по учету основных средств и нематериальных активов схема записей по учету нематериальных активов в статье не проводится.


Вложения во внеоборотные активы


Существенным новшеством при применении этого счета является отмена прежних положений, содержащихся в Порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (утвержден приказом Минфина России от 15.01.97 N 2), об учете операций по формированию фактической (первоначальной) стоимости объектов финансовых вложений.*(2) Основной причиной таких изменений является учет всех долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (инвестиции в акции акционерных обществ, в уставный капитал других организаций, в долговые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества и др.) в составе активов, отражаемых на счетах раздела V "Денежные средства".

В новом плане счетов упразднены счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов". Остатки по этим счетам по усмотрению организации должны быть перечислены соответственно на счет 01 "Основные средства" и счет 10 "Материалы".

В условиях рыночных отношений не только предметы труда, но и все виды средств труда приобретаются за счет собственных средств предприятий и организаций. Поэтому границы между объектами основных средств и предметами, относимыми к малоценным и быстроизнашивающимся, стали "размываться". При режиме, когда объекты основных средств разрешается переоценивать, а МБП, как средства в обороте, - нет, одни и те же предметы после переоценок могут быть учтены как объекты основных средств и как МБП.

В этой связи лимитирование для целей отнесения предметов к внеоборотным активам или материально-производственным запасам потеряло свою актуальность, даже при увеличении суммы лимита за единицу до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда.

Упразднение счетов 12 и 13 без установления механизма*(3) перечисления МБП в состав основных средств и материалов и закрытия этих счетов породило большое количество вопросов. Назовем некоторые из них:

- какие предметы (по стоимости, даже незначительной, или по назначению) надлежит относить к основным средствам (в связи с их принадлежностью к средствам труда), а какие - к материалам;

- в каком порядке следует "закрывать" счет 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

При переводе МБП в состав основных средств одновременно с перечислением их первоначальной стоимости со счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" на счет 01 "Основные средства" следует всю сумму начисленного износа перечислить со счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" на счет 02 "Амортизация основных средств".

При использовании способа амортизации исходя из сроков службы предмета, например, по специальной одежде, постельным принадлежностям и т.д. (в случае принятия решения учитывать эти предметы в составе основных средств), такое перечисление со счета 12 на счет 01 и одновременно со счета 13 на счет 02 не окажет существенного влияния на размер издержек производства и обращения.

Таким образом, при перечислении части предметов в состав основных средств в бухгалтерском учете отражают их первоначальную стоимость по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и одновременно перечисляют начисленный износ (амортизацию) со счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".

При включении определенных предметов, находящихся в эксплуатации, в состав оборотных средств целесообразно определить остаточную стоимость таких предметов и по этой стоимости принять их к бухгалтерскому учету по счету 10 "Материалы". Дело в том, что по ним начислена амортизация (износ) и отнесена на издержки производства и обращения. Чтобы избежать повторного отнесения этой части расходов на издержки, и нужно определить остаточную стоимость, которую затем следует отнести на счета производственных затрат со счета 10 "Материалы".

Можно использовать и другой вариант. По предметам, находящимся в эксплуатации, остаточную стоимость списывать непосредственно на издержки производства и обращения, минуя счет 10 "Материалы". Такой порядок соответствует порядку списания стоимости материалов при передаче их в производство.

По новым предметам, находящимся на складе, следует перечислять на счет 10 "Материалы" стоимость, отраженную на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". При передаче этих предметов в эксплуатацию их стоимость нужно списывать в порядке, применяемом при передаче материалов в производство.

При перечислении предметов, находящихся на складе, но бывших в эксплуатации, следует перечислять их на счет 10 "Материалы" по остаточной стоимости со счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (с учетом износа, отраженного на счете 13).

Сказанное в равной степени относится и к предметам, перечисляемым в состав основных средств.


Таблица 3


Схема записей в бухгалтерском учете

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Перечисление предметов в состав основных
средств:
   
первоначальная стоимость новых предметов, нахо-
дящихся на складе

01

12/1
первоначальная стоимость предметов, находящихся
в эксплуатации

01

12/2
одновременно накопленный износ (амортизация) 13 02
Перечисление предметов в состав производствен-
ных запасов:
   
первоначальная стоимость новых предметов, на-
ходящихся на складе

10

10
Определение остаточной стоимости предметов, на-
ходящихся в эксплуатации:
   
по первому варианту 13 12/2
одновременно 10 12/2
по второму варианту 13 12/2
одновременно 20, 23, 25,
26, 44
и др.
12/2

П. С. Безруких,

доктор экономических наук, профессор


"Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Доведено до налоговых органов и налогоплательщиков письмом МНС РФ "О порядке начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения" от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731.

*(2) Вложения в виде инвестиций в ценные бумаги в бухгалтерском учете отражаются как финансовые вложения (п.3 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами).

*(3) Согласно письму Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ от 19.10.2000 N 16-00-13-07 предметы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, независимо от их стоимости, должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев - должны учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.