Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2000 г. N 03-12/38825 Об осуществлении деятельности по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) коммерческими организациями, не имеющими разрешения (лицензии) на осуществление такого вида деятельности

Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2000 г. N 03-12/38825


Вопрос: Правомерно ли осуществлять деятельность по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) коммерческим организациям, не имеющим разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида?


Ответ: Гражданско-правовые отношения по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) регулируются главой 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно ст. 824 Кодекса по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

В соответствии со ст. 825 Кодекса в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

В то же время законодательными актами, в том числе Законом Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не определен государственный орган, лицензирующий деятельность организации в качестве финансового агента.

Таким образом, в настоящее время деятельность по финансированию под уступку денежного требования могут осуществлять банки и иные кредитные организации согласно части 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с учетом изменений и дополнений).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 (с учетом изменений и дополнений), одной из основных задач Минфина России является обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организаций).

В связи с этим по вопросам ведения бухгалтерского учета на предприятии следует обращаться в Минфин России.


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2000 г. N 03-12/38825


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 1, 2001 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение