Вопрос: Главное управление охраны памятников г. Москвы, выступая заказчиком, заключает договоры на проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. Договор составляет подрядная организация, должно ли управление настаивать на применении льготы по НДС и кто несет ответственность по уплате налога? Если Главное управление оплачивает налог, возмещается ли он из бюджета? Облагаются ли НДС платные услуги, оказываемые Главным управлением, физическим и юридическим лицам? Раздельного учета затрат на выполнение работ не ведется ("Московский налоговый курьер", N 2, январь 2001 г.)

Главное управление охраны памятников г. Москвы, выступая заказчиком, заключает договора на проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. Поскольку договор составляет подрядная организация, должно ли Главное управление настаивать на применении льготы по налогу на добавленную стоимость и кто несет при этом ответственность по уплате налога? Если Главное управление оплачивает налог, то подлежит ли он возмещению из бюджета?

Главным управлением оказываются платные услуги как физическим, так и юридическим лицам. Должны ли эти работы облагаться налогом на добавленную стоимость? Раздельного учета затрат на выполнение данных работ не ведется

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 5 декабря 2000 г. N 02-11/59428


В соответствии с пп. ю) п. 12 Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39 от налога на добавленную стоимость освобождаются работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.

При этом организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги) как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Согласно Закону г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве - это система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, принимаемых государственными органами Российской Федерации и города Москвы, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, восстановление, популяризацию и обеспечение режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры. Под реставрацией понимается комплекс исследовательских, предпроектных, проектных и производственных работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к использованию.

Вышеназванные понятия включают в себя следующие виды работ.

Консервация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях сохранения недвижимых памятников в существующем виде, предотвращения ухудшения состояния памятников, обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов недвижимых памятников без изменения их исторически сложившегося облика.

Ремонт недвижимых памятников истории и культуры - периодически проводимые работы по поддержанию эксплуатационного состояния памятников, осуществляемые обычными строительными методами с минимальным затрагиванием основной структуры недвижимых памятников и сохранением их подлинных элементов без изменения существующего облика.

Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью обеспечения сохранности материальной структуры недвижимых памятников и выявления их историко-культурной ценности, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика недвижимых памятников путем освобождения их от наслоений, не имеющих историко-культурной ценности и искажающих их облик, восполнение утраченных элементов зданий, ансамблей, комплексов на основе научно обоснованных данных.

Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для использования недвижимых памятников без нанесения вреда их историко-художественной ценности и сохранности.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 1 ст. 5 настоящего закона, производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального значения лицензируется Министерством культуры Российской Федерации, а местного значения - органами власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому выполнение работ по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость при наличии у организаций (предприятий), осуществляющих эти работы, соответствующих лицензий.

При выполнении вышеперечисленных условий организация вправе применять льготу по налогу на добавленную стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет являются в числе прочих организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога.

В случае превышения сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), включая и другие средства, подлежащие обложению налогом, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


5 декабря 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 2, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.