Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 декабря 2000 г. N 02-11/59428 О порядке уплаты налога и применения льготы по НДС при заключении Главным управлением охраны памятников г. Москвы договора с подрядчиком на проведение ремонта и реставрации памятников истории и культуры, и о налоге на добавленную стоимость при оказании Главным управлением платных услуг физическим и юридическим лицам

Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 декабря 2000 г. N 02-11/59428


Вопрос: Главное управление охраны памятников г. Москвы, выступая заказчиком, заключает договора на проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. Поскольку договор составляет подрядная организация, должно ли Главное управление настаивать на применении льготы по налогу на добавленную стоимость и кто несет при этом ответственность по уплате налога? Если Главное управление оплачивает налог, то подлежит ли он возмещению из бюджета?

Главным управлением оказываются платные услуги как физическим, так и юридическим лицам. Должны ли эти работы облагаться налогом на добавленную стоимость? Раздельного учета затрат на выполнение данных работ не ведется


Ответ: В соответствии с пп. ю) п. 12 Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39 от налога на добавленную стоимость освобождаются работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.

При этом организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги) как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Согласно Закону г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве - это система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, принимаемых государственными органами Российской Федерации и города Москвы, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, восстановление, популяризацию и обеспечение режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры. Под реставрацией понимается комплекс исследовательских, предпроектных, проектных и производственных работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к использованию.

Вышеназванные понятия включают в себя следующие виды работ.

Консервация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях сохранения недвижимых памятников в существующем виде, предотвращения ухудшения состояния памятников, обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов недвижимых памятников без изменения их исторически сложившегося облика.

Ремонт недвижимых памятников истории и культуры - периодически проводимые работы по поддержанию эксплуатационного состояния памятников, осуществляемые обычными строительными методами с минимальным затрагиванием основной структуры недвижимых памятников и сохранением их подлинных элементов без изменения существующего облика.

Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью обеспечения сохранности материальной структуры недвижимых памятников и выявления их историко-культурной ценности, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика недвижимых памятников путем освобождения их от наслоений, не имеющих историко-культурной ценности и искажающих их облик, восполнение утраченных элементов зданий, ансамблей, комплексов на основе научно обоснованных данных.

Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для использования недвижимых памятников без нанесения вреда их историко-художественной ценности и сохранности.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 1 ст. 5 настоящего закона, производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального значения лицензируется Министерством культуры Российской Федерации, а местного значения - органами власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому выполнение работ по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость при наличии у организаций (предприятий), осуществляющих эти работы, соответствующих лицензий.

При выполнении вышеперечисленных условий организация вправе применять льготу по налогу на добавленную стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет являются в числе прочих организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога.

В случае превышения сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), включая и другие средства, подлежащие обложению налогом, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 декабря 2000 г. N 02-11/59428


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 2, 2001 г.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.