О единой таможенной территории Российской Федерации и Республики Беларусь (Д.А. Шубин, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 12, декабрь 2000 г.)

О единой таможенной территории
Российской Федерации и Республики Беларусь


В зависимости от ответа на вопрос, создана или не создана единая таможенная территория Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - РФ и РБ) следует признать правомерным или неправомерным:

- осуществление таможенными органами РФ таможенного контроля и взимание ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе на территорию РФ товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных для свободного обращения на территории РБ;

- исключение из таможенной стоимости товаров, импортируемых в РФ из дальнего зарубежья, затрат по перевозке и страховке доставки товаров по территории РБ и РФ, при условиях поставок, предусматривающих эти затраты, например, CIF, CIP (Инкотермс 90).

Ответ на поставленный вопрос влечет за собой и ряд других правовых последствий, поэтому он важен как для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся торговлей, так и для граждан РФ, приобретающих товары в РБ (например, автомобиль, выпущенный в Германии).


Суть возникшего спора


Как же появилось мнение о том, что единая таможенная территория создана, и противоположное мнение?

Чтобы понять это, необходимо по нормативно-правовым актам, имеющим отношение к данной проблеме, проследить за развитием взаимоотношений между РФ и РБ, ознакомиться с мнением органов государственной власти РФ и РБ и решениями судебных органов.

Первым из правовых актов, на которые следует обратить внимание, является Договор от 24 сентября 1993 г. "О создании Экономического союза", заключенный государствами - участниками СНГ, среди которых РФ и РБ.

Договор вступил в силу 14 января 1994 г., для РФ - 28 марта 1995 г. (ратифицирован Федеральным законом от 2 ноября 1994 г. N 32-ФЗ).

Государства - участники СНГ договорились о создании Экономического союза (преамбула).

Экономический союз предполагает согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику (ст.3).

Договаривающиеся стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

- межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;

- Таможенный союз;

- общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- валютный (денежный) союз.

Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями (ст.4).

При создании Таможенного союза договаривающиеся стороны наряду с полной отменой тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг согласились на установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в Договоре (ст.6).

Выражая намерения продолжить реализацию положений Договора о создании Экономического союза путем перехода к поэтапному формированию Таможенного союза, Правительство РФ и Правительство РБ заключили Соглашение от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь".

В соответствии с п.2 ст.1 Соглашения стороны определили Таможенный союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза.

Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Статьей 2 Соглашения установлены механизм и этапы создания Таможенного союза. Договаривающиеся стороны осуществляют комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, состоящих из двух обязательных этапов (п.1).

На втором этапе (после выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом) должны быть объединены в единую таможенную территорию таможенные территории государств договаривающихся сторон, а также решены вопросы о международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров (п.4 ст.2).

Согласно статье 3 Соглашения договаривающиеся стороны с целью создания Таможенного союза применят механизм двусторонних и/или многосторонних консультаций по вопросам, касающимся целей, принципов, условий и этапов создания Таможенного союза.

Статьей 4 Соглашения предусмотрено следующее.

1. Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той договаривающейся стороны, которая является страной назначения товара.

2. Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны, вносятся в бюджет государства той договаривающейся стороны, с территории которой данный товар вывозится.

Статьей 6 предусмотрено следующее.

1. Договаривающиеся стороны обеспечат единство управления своими таможенными службами на основании соответствующего Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ.

2. С учетом положений п.1 настоящей статьи договаривающиеся стороны:

- организуют совместный контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Порядок и организация такого контроля будут регулироваться отдельными договоренностями (протоколами) между таможенными органами договаривающихся сторон;

- отменят таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.

Согласно п.1 ст.8 Соглашения все споры и разногласия между договаривающимися сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения будут решаться путем консультирования.

Указом Президента РФ от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" установлено, что "в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. и в целях реализации договоренностей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о завершении первого этапа формирования Таможенного союза постановляю: Правительству Российской Федерации:

отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, обеспечить контроль на этой границе за транзитными грузами третьих стран по специальному плану-графику;

осуществить совместно с белорусской стороной меры по переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Беларусь на внешние границы Республики Беларусь".

Во исполнение Указа Президента РФ было издано Постановление Правительства РФ от 23 июня 1995 г. N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь".

Приказом ГТК России от 7 июля 1995 г. N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" была предусмотрена отмена таможенного контроля и таможенного оформления в отношении перемещаемых между РФ и РБ через границу РФ с РБ российских товаров и товаров, происходящих с территории РБ или выпущенных для свободного обращения в РБ. Этим же приказом упразднялись пункты пропуска на российско-белорусской границе.

ГТК России и ГТК Беларуси совместно утвердили Положение о порядке контроля за товарами, вывозимыми с территории Таможенного союза (утверждено ГТК России от 5 сентября 1995 г. N 01-20/12684; ГТК Беларуси от 4 августа 1995 г.), согласно которому товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с таможенными режимами, под которые они помещаются, в таможенном органе, в зоне деятельности которого находится отправитель товаров или его структурное подразделение (п.1).

Указом Президента РБ от 30 мая 1995 г. N 208 "Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией" отменен соответствующий таможенный контроль.

Постановлением кабинета министров Республики Беларусь от 30 июня 1995 г. N 345 "О мерах по выполнению Указа Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 года N 208" ГКТ Беларуси поручено отменить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих из РБ или РФ либо находящихся в свободном обращении в РБ или РФ, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза. Этим же Постановлением упразднены пограничные пункты таможенного оформления на белорусско-российской границе.

Указанием ГТК Беларуси от 6 июня 1995 г. N 29 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза" с 5 июня 1995 г. отменено таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих с территории РБ или РФ либо находящихся в свободном обращении в РБ или РФ, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза.

Несмотря на принятие указанных правовых актов, ГТК России высказал мнение о том, что единая таможенная территория не создана.

В Указании ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 16 августа 1997 г. за N 1312) определен, как следует из преамбулы, временный (до создания общего таможенного пространства (единой таможенной территории) между РФ и РБ) порядок таможенного оформления товаров, который заключается в следующем.

Пункт 1. При ввозе товаров с территории РБ на таможенную территорию РФ устанавливать статус товаров для таможенных целей в соответствии с таможенным законодательством РФ исходя из того, что товары могут относиться к одной из следующих категорий:

а) происходящие с территории РБ;

б) происходящие с территории иного, чем РБ, государства, включая РФ, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены на территории РБ в федеральный бюджет РФ;

в) происходящие с территории иного, чем РБ, государства, включая РФ, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет РБ;

г) иные товары, в том числе помещенные под таможенные режимы, отличные от выпускаемых для свободного обращения на территории РБ, товары, по которым таможенные пошлины и налоги не уплачены или уплачены не в полном объеме, конфискованные или обращенные в собственность РБ иным способом.

Пункт 2. При решении вопроса о необходимости таможенного оформления и проведения таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых с территории РБ, исходить из того, что в соответствии с Указом Президента РФ N 525 и Постановлением Правительства РФ N 583 не осуществляется таможенное оформление и не проводится таможенный контроль только в отношении товаров, страной происхождения которых является РБ, либо выпущенных для свободного обращения на территории РБ.

Пункт 3. В соответствии с п.1 ст.4 Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБ суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той договаривающейся стороны, которая является страной назначения товара.

Пункт 5. В отношении товаров, указанных в подп. "а" - "в" п.1, не осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль при условии подтверждения статуса товаров в соответствии с п.4 настоящего акта.

Во всех остальных случаях, в том числе указанных в подп."г" п.1, применяются правила таможенного оформления и проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством РФ.

При подтверждении в порядке, указанном в п.4, согласно ст.33 Закона РФ "О таможенном тарифе" в течение одного года с даты производства таможенного оформления того, что страной происхождения товаров является РБ либо что товары выпущены для свободного обращения на территории РБ, а суммы таможенных пошлин и налогов перечислены таможенным органам РФ, излишне уплаченные на территории РФ суммы таможенных платежей подлежат возврату в соответствии с таможенным законодательством РФ.

В связи с толкованием Соглашения о Таможенном союзе возникла необходимость обратиться в Экономический Суд СНГ.

В Экономический Суд СНГ 9 июля 1997 г. обратилось Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ с просьбой дать толкование применения отдельных положений Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБ от 6 января 1995 г. по следующим вопросам:

- правомерно ли осуществление таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля за товарами, происходящими из третьих стран и ввозимыми на территорию РФ, если эти товары ранее прошли таможенный контроль и оформление на территории РБ и выпущены таможенными органами для свободного обращения;

- правомерно ли применение таможенными органами Российской Федерации положений, установленных п.1 ст.4 названного Соглашения, о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для свободного обращения на территории РБ и реализуемые продавцами - резидентами РБ покупателям в РФ, либо в этом случае должен применяться порядок, установленный п.2 ст.4 Соглашения, касающийся сумм вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие из третьих стран, но выпущенные для свободного обращения на территории РБ, которые должны взиматься исключительно на территории РБ с организаций - резидентов РБ, которые реализуют данный товар покупателям в РБ.

В резолютивной части Решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 сентября 1997 г. N 01-1/2-97 указано: "По запросу Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств дать следующее толкование: соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством, принятым государствами - участниками указанного Соглашения по реализации его положений, режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств - участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе "суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара".

Если в момент отгрузки товара известно, что страной назначения является Российская Федерация, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на товары, происходящие с территории третьей страны, должны вноситься в бюджет Российской Федерации; в случае, если в момент отгрузки товаров известно, что страной назначения является Республика Беларусь, платежи вносятся в бюджет Республики Беларусь.

Порядок, установленный пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе, применяется в случаях, когда:

а) речь идет о товаре, происходящем с территории третьего государства;

б) в отношении данного товара установлен экспортный таможенный тариф либо иные налоги, пошлины или сборы, имеющие эквивалентное значение, взимаемые при вывозе товара;

в) данный товар вывозится с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза.

Действующим законодательством государств - участников названного Соглашения экспортный таможенный тариф либо иные налоги и сборы, имеющие эквивалентный характер, в случае вывоза товара из данных государств, не предусмотрены".

Таким образом, Экономический Суд СНГ в результате толкования Соглашения о Таможенном союзе сделал однозначный вывод: единая таможенная территория РФ и РБ создана.

В письме от 11 ноября 1997 г. N С5-5/03-756 ВАС РФ изложил свое мнение по поводу решения Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. N 01-1/2-97. Суд указал на то, что решения Экономического Суда СНГ имеют рекомендательный характер; государствам создавшим этот Суд следует уважительно относиться к его актам.

В связи с поступающими в ГТК России запросами о порядке применения Указания от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров", а также ввиду обжалования действий некоторых таможен по реализации положений этого Указания в судах и арбитражных судах, ГТК России в письме от 6 апреля 1999 г. N 01-15/10557 определил, что правовые основания издания и применения названного Указания до настоящего времени не изменились. В неизменном виде действуют решения Правительства РФ и Президента РФ, перечисленные в преамбуле Указания. Общее таможенное пространство (единая таможенная территория) между РФ и РБ не создано.

В соответствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Беларуси, подписанной Президентами РФ и РБ, единое таможенное пространство предполагалось сформировать к концу первой половины 1999 г., что будет зафиксировано установленным порядком. По Соглашению между РБ и РФ о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протоколу к нему продолжается работа по унификации таможенного законодательства двух государств.

В Решении Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. N 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России" указано, что таможенная территория РБ и таможенная территория РФ образуют пространство этих двух стран, на котором не применяется таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, а также приняты идентичные меры по регулированию каждым государством Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территорий третьих стран.

Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам СНГ от 2 июня 1999 г. N ИС-197 "О решении Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. N 01-1/2-97", по мнению Министерства, Суд не учел того, что Таможенный союз создается поэтапно; объединения таможенных территорий РФ и РБ в единую таможенную территорию не произошло.

Между тем, как показывает судебная практика, арбитражные суды при разрешении споров между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами признавали незаконными требования таможенных органов об уплате импортных пошлин в отношении товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение в РБ, а затем ввозимых в РФ из РБ. Примером может служить Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 июня 1999 г. по делу N КА-А40/2083-99. Суд, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указал: "Ссылка Московской северной таможни на неправильное истолкование Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь необоснованна. Ссылка суда на решение Экономического Суда СНГ является правомерной, суд применил указанное решение с учетом его рекомендательного характера в подтверждение своих доводов по спору".

Так и не создав Экономический союз, о создании которого шла речь еще в 1993 г., РФ и РБ заключили Договор от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства", ратифицированный Федеральным Собранием Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ). Договор вступил в силу 26 января 2000 г.

Согласно Договору РФ и РБ создают Союзное государство (ст.1).

В Союзном государстве действует единое таможенное пространство (ст. 29).

В соответствии со ст.63 Договора в целях его поэтапного претворения в жизнь РФ и РБ принимают Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Как следует из этой Программы, ее выполнение должно ознаменовать завершение процесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой таможенной территорией (преамбула).

С целью осуществления единой торговой и таможенно-тарифной политики на первом этапе завершается формирование единого таможенного пространства. Срок - 2002 г. (п.6.1 Программы).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 254 фактически возобновлены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных для свободного обращения в РБ (см. также телетайпограмму ГТК России от 28 марта 2000 г. N Т-6461). В преамбуле к данному Постановлению указано, что оно принято в целях выполнения международных обязательств РФ по Договору о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Необходимо отметить следующее.

Указанным Постановлением изменен абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ N 583. Исключены слова: "или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь". Однако данное Постановление было принято во исполнение Указа Президента РФ N 525, который никто не изменял (не отменял) и которым Правительству РФ было поручено отменить таможенный контроль на границе РФ и РБ.

Таким образом, Постановление Правительства РФ N 254 противоречит Указу Президента РФ N 525 - нормативному акту более высокой юридической силы.

Кроме того, положения Договора о создании Союзного государства применяются довольно странно. Отмененные таможенный контроль и таможенное оформление вводятся вновь. Ясно, что это шаг не вперед, а назад.

В 2000 г. в Верховном Суде Российской Федерации была рассмотрена жалоба Ж.Г.Гавриленко на Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 1999 г. N 942-р и п.4 и 5 Указания ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров".

В обоснование своей жалобы заявительница указала на то, что оспариваемые положения правовых актов не соответствуют международным договорам между РФ и РБ и неправомерно возлагают на граждан РФ обязанность по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию России транспортных средств, выпущенных в свободное обращение на территории РБ. В частности, она лишена возможности без уплаты таможенных платежей получить в дар от своего брата - гражданина Белоруссии легковое транспортное средство иностранного производства 1987 г. выпуска, ввезенное им для собственных целей на территорию РБ в 1997 г., поставленное на учет в ГАИ г. Минска и выпущенное в свободное обращение на территории Белоруссии.

Решением ВС РФ от 2 февраля 2000 г. жалоба удовлетворена частично: признаны недействительными (незаконными) абз.4 п.4 в части слов "а также документом, свидетельствующим о перечислении таможенных пошлин и налогов на расчетный счет, указанный в пункте 3" и абз.1 и 2 п.5 (в полном объеме) Указания ГТК России N 01-14/1310; в удовлетворении жалобы на Распоряжение Правительства РФ N 942-р отказано.

При этом суд первой инстанции сделал вывод о том, что в настоящее время образована единая таможенная территория РФ и РБ. В обоснование этого вывода приведены Указ Президента РФ N 525 и Постановление Правительства РФ N 583.

Помимо этого, Суд сослался и на решение Экономического Суда СНГ от 17 сентября 1997 г. о толковании Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБ от 6 января 1995 г.

Удовлетворяя жалобу в части требования о признании незаконными положений Указания ГТК России, суд первой инстанции отметил, что они противоречат названному Соглашению, которое вместе с Протоколом о введении режима свободной торговли без каких-либо ограничений между РФ и РБ представляет собой международный договор РФ и в соответствии со ст.15 Конституции РФ является составной частью ее правовой системы. Согласно данной норме Конституции РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации не согласился с решением суда и подал кассационную жалобу, в которой просил отменить судебное решение, считая вывод суда о наличии общего таможенного пространства (единой таможенной территории) между РФ и РБ ошибочным, и указал на то, что Таможенный союз между РФ и РБ находится лишь в стадии формирования.

Определением ВС РФ от 14 марта 2000 г. N КАС 00-91 решение ВС РФ от 2 февраля 2000 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба ГТК России без удовлетворения.

Кассационная коллегия признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным и сочла, что вывод суда о наличии единой таможенной территории подтверждается Решением Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. "О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России".

Верховный Суд Российской Федерации обоснованно сослался и на Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. о толковании Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБ от 6 января 1995 г.

До принятия оспариваемого Указания ГТК России издал письмо от 29 февраля 1996 г. "О некоторых вопросах таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Республики Беларусь". Положения этого письма полностью соответствовали ст.4 приведенного выше Международного договора (Соглашения). Однако до регистрации этого нормативного акта в Министерстве юстиции Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации издал данное (оспоренное) Указание, противоречащее Международному договору.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что еще в 1996 г. ГТК России толковал положение ст.4 Соглашения так же, как и суд первой инстанции,- в качестве действующего в настоящее время и не зависящего от выполнения других мероприятий по созданию (завершению создания) единого таможенного пространства РФ и РБ.

Первый заместитель председателя ВС РФ принес протест на решение ВС РФ первой инстанции.

Постановлением от 4 июля 2000 г. N 53пв-2000 Президиум ВС РФ отменил решение ВС РФ от 2 февраля 2000 г. и Определение Кассационной коллегии ВС РФ от 14 марта 2000 г. в части удовлетворения заявленных требований и направил дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Президиум ВС РФ, в частности, указал:

"Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. : суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара".

Анализируя данный пункт Соглашения и вытекающие из него нормативные акты - Указ Президента РФ N 525 и Постановление Правительства РФ N 583, судебные инстанции пришли к следующим выводам:

- таможенная территория РФ и таможенная территория РБ образуют единую таможенную территорию;

- товары, выпущенные для свободного обращения на территории РБ и ввозимые в последующем на территорию РФ, не подлежат таможенному оформлению и контролю; данные товары не облагаются таможенными платежами, установленными законодательством РФ;

- таможенные пошлины и налоги уплачиваются в бюджет той страны - участницы Таможенного союза, которая является страной назначения товара, т.е. той страны, где товары первый раз были представлены для таможенного оформления;

- оспоренные положения Указания ГТК России приводят к необоснованному ограничению движения на территории Таможенного союза товаров, выпущенных для свободного обращения на территории РБ.

Эти выводы не соответствуют содержанию примененных судебными инстанциями нормативных актов и сделаны без учета ряда обстоятельств, имеющих юридическое значение.

В соответствии с п.2 ст.1 Соглашения о Таможенном союзе единая таможенная территория формируется путем:

- отмены в торговле между договаривающимися сторонами товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и т.д.

Пунктом 4 ст.2 Соглашения объединение таможенных территорий государств договаривающихся сторон в единую таможенную территорию обусловлено выполнением всех мероприятий, предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза.

По утверждению представителя ГТК России, к настоящему времени в торговых отношениях с РБ действуют Соглашения, предусматривающие неприменение таможенных пошлин, налогов и сборов лишь в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной договаривающейся стороны и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны. Ни в одном акте не установлены льготы по уплате таможенных пошлин и эквивалентных им налогов и сборов по товарам, происходящим с территорий третьих стран.

Эти доводы не учтены надлежащим образом. Ссылка в решении суда первой инстанции на Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. сделана без проверки имеющего значение для дела обстоятельства: распространяется ли провозглашенный в Протоколе принцип беспошлинной торговли на товары, происходящие с территорий третьих стран.

Неубедительны и ссылки в судебных постановлениях, приведенные в подтверждение вывода об образовании единой таможенной территории, на названные выше Указ Президента РФ от 25 мая 1995 г. N 525 и Постановление Правительства РФ от 23 июня 1995 г. N 583. В этих документах речь идет об отмене таможенного контроля и таможенного оформления на границе РФ с РБ с обеспечением контроля на этой границе за транзитными грузами третьих стран.

Вместе с тем по утверждению ГТК России выполнение международного обязательства об отмене таможенного контроля на границе не означает отмену такого контроля на остальной таможенной территории РФ. Цель этой отмены - создание дополнительных условий для более удобного прохождения необходимых процедур по месту доставки перемещаемых товаров, в котором соответствии со ст.127 ТК РФ проводится таможенное оформление, что не учтено судебными инстанциями.

В Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в обоснование вывода о единой таможенной территории сделана ссылка и на Решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. N 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства". Между тем из данного Решения следует, что единая таможенная территория образована только в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территорий РФ и РБ. Что касается торговли товарами, происходящими с территорий третьих стран, в Решении говорится лишь о принятии "идентичных мер по регулированию каждым государством - участником Союза" такой торговли.

О каких мерах идет речь и каково их содержание, не ясно.

В соответствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Беларуси, подписанной 25 декабря 1998 г. Президентами РФ и РБ, единое таможенное пространство предполагалось сформировать в первой половине 1999 г. и зафиксировать это в установленном порядке. Однако согласно Договору о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., ратифицированному Государственной Думой Федерального Собрания и вступившему в силу 26 января 2000 г., формирование единого таможенного пространства планируется завершить лишь к 2002 г. (п.6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства). Тем самым в международном договоре высшей юридической силы констатируется тот факт, что процесс создания единого таможенного пространства юридически и фактически не завершен.

Исходя из ошибочного толкования намерения РФ и РБ образовать единую таможенную территорию как уже свершившегося факта судебные инстанции сделали необоснованный вывод о том, что оспариваемым Указанием ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 (п.4 и 5) "фактически введены не предусмотренные законодательством двойные таможенные платежи на ввозимые на территорию России с территории Республики Беларусь товары, выпущенные для свободного обращения в Республике Беларусь".

Однако по утверждению ГТК России до тех пор, пока не осуществлена названная Программа, вопросы уплаты таможенных платежей при ввозе из РБ на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств, происходящих из третьих стран, будут регулироваться законодательством РФ, которое не предусматривает ввоз таких товаров без уплаты таможенных платежей лишь на том основании, что они ввозятся в РФ с территории РБ. Это утверждение в судебных постановлениях не опровергнуто.

Суд сослался также на Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 сентября 1997 г., по утверждению которого между РФ и РБ образована "единая таможенная территория" и "движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит".

Признавая обязательный характер данного Решения, Суд не учел, что по смыслу п.3 и 5 Положения об Экономическом Суде СНГ последний наделен правом толковать лишь те международные соглашения, которые являются "актами Содружества". Что же касается Соглашения о Таможенном союзе, то оно не является актом Содружества.

В соответствии с п.1 ст.8 Соглашения о Таможенном союзе все споры и разногласия между договаривающимися сторонами относительно толкования и (или) применения положений данного Соглашения должны решаться путем консультирования.

В такой ситуации следует признать, что применение норм материального права по данному делу нельзя считать правильным.

Итак, после принятия Президиумом ВС РФ Постановления от 4 июля 2000 г. возникла следующая ситуация.

С одной стороны, имеется вступившее в законную силу Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г., где дано толкование Соглашения о Таможенном союзе, из которого следует, что уже в 1997 г. единая таможенная территория РФ и РБ создана.

С другой стороны, один из трех высших судебных органов РФ - Верховный Суд при разрешении конкретного гражданского дела пришел к выводу, что единая таможенная территория РФ и РБ не была создана.

Как следует из Постановления Президиума ВС РФ от 4 июля 2000 г., Президиум ВС РФ счел, что Экономический Суд СНГ вообще не имел права давать толкование Соглашения о Таможенном союзе, поскольку подобное толкование не входит в его компетенцию. Поэтому толкование Экономического Суда СНГ не принято во внимание при разрешении спора.

Таким образом, налицо явное противоречие правовых позиций Экономического Суда СНГ и ВС РФ, которое затруднило пользование международным договором (соглашением).


Правовой комментарий


Имел ли право Экономический Суд СНГ давать толкование Соглашения о Таможенном союзе?

В отличие от мнения Президиума ВС РФ, по нашему мнению, Экономический Суд СНГ вправе давать толкование по следующим основаниям.

Компетенция (полномочия) Экономического Суда СНГ. В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ (утверждено Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 г.) Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на этих соглашениях экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений (п.1).

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда определяются межгосударственными соглашениями и настоящим Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества (п.2).

Согласно п.5 Положения Экономический Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.

Верховный Суд Российской Федерации исходя из смысла п.3 и 5 Положения об Экономическом Суде сделал вывод, что данный Суд наделен правом толковать лишь те международные соглашения, которые являются "актами Содружества". Что же касается Соглашения о Таможенном союзе, то, по мнению ВС РФ, этот договор актом Содружества не является.

Между тем в Регламенте Экономического Суда (утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда от 5 июля 1994 г.) указаны основные понятия, применяемые в этом Регламенте.

СНГ (далее - Содружество). Данное понятие охватывает государства, подписавшие и ратифицировавшие учредительные документы Содружества и попадающие под юрисдикцию Суда (п.1.1).

Акты Содружества. Данное понятие охватывает договоры, соглашения, решения, заявления, меморандумы и иные волеизъявления глав государств, глав правительств, ратифицированные (если это необходимо) государствами, а также иные акты, подписанные главами государств или главами правительств, носящие обязывающий характер (п.1.4).

Суд создан и действует в целях:

- обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений;

- устранения правовых пробелов в законодательстве государств - участников Содружества посредством создания судебных прецедентов (п. 1.10)

Компетенция Суда. Суд разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств - участников Содружества (подп."г" п.1.12).

Суд осуществляет толкование в соответствии с п.5 Положения об Экономическом Суде Содружества и в порядке, предусмотренном разделом 13 настоящего Регламента (п.1.15).

Кроме того, как следует из Договора о создании Экономического союза, государства- участники Содружества договорились о том, что создание Таможенного союза - один из этапов интеграции.

Согласно ст.31 данного Договора договаривающиеся стороны обязуются решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением настоящего Договора, путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд Содружества.

Таким образом, государства предусмотрели возможность разрешения спорных вопросов, связанных с выполнением Договора, а значит, и с выполнением одного из его этапов - созданием Таможенного союза путем обращения в Экономический Суд.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, выясняя смысл пунктов 3 и 5 Положения об Экономическом Суде, не принял во внимание п.1 этого Положения, в котором особо упоминаются экономические обязательства и договоры государств (основанные на соглашениях государств - участников Содружества), для разрешения спора по которым создан Экономический Суд СНГ.

Верховный Суд Российской Федерации ограничительно истолковал понятие "акты Содружества": по мнению ВС РФ, правовой акт должен быть подписан всеми государствам- участниками СНГ и только в таком случае правовой акт - это акт Содружества.

По нашему мнению, оснований для такого ограничительного толкования нет. Считаем, что правовой акт - Соглашение о Таможенном союзе, заключенный двумя государствами - участниками СНГ - РФ и РБ, тоже является актом Содружества. Кроме того, следует учитывать, что заключенное Соглашение о Таможенном союзе открыто для присоединения остальных государств - участников СНГ (что и происходило на практике).

Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что Решение Экономического Суда СНГ вынесено в пределах компетенции этого Суда. Именно Экономический Суд СНГ уполномочен государствами (в том числе РФ и РБ) разрешать споры о толковании заключенных между ними межгосударственных договоров (соглашений), в том числе Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБ, в целях единообразного применения и устранения правовых пробелов.

Думается, что, поскольку Экономический Суд СНГ имел право толковать Соглашение о Таможенном союзе и дал толкование в пределах своей компетенции, нет оснований не принимать во внимание Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Именно эту норму Конституции РФ применили первая инстанция ВС РФ (Решение от 2 февраля 2000 г.) и Кассационная коллегия этого Суда (Определение от 14 марта 2000 г.) при разрешении дела по жалобе Ж.Г.Гавриленко.

В соответствии со ст.6 ТК РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Нормы международного договора должны учитываться и при разрешении споров в суде.

Как указано в ст.3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ, единство судебной системы РФ обеспечивается путем применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Согласно ст.10 ГПК РСФСР суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, конституций (уставов) субъектов РФ, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, международных договоров РФ.

Суд, установив при рассмотрении гражданского дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, то суд при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Как следует из мотивировочной части Решения Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г., Решение вынесено по результатам правового анализа текста Соглашения о Таможенном союзе с учетом принятых РФ и РБ нормативных актов, которые свидетельствуют о воле сторон Соглашения при создании Таможенного союза.

Необходимо помнить, что Экономический Суд СНГ выносил рассматриваемое Решение в 1997 г. на основании имеющихся в деле документов. В тот момент не было и не могло быть документов, из которых усматривалось бы, что РФ и РБ - стороны Соглашения о Таможенном союзе считают единую таможенную территорию РФ и РБ не созданной (тогда, например, не был подписан Договор от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства"). Напротив, существовали документы, свидетельствующие о том, что единая таможенная территория РФ и РБ создана, более того - уже образован Таможенный союз (Указы Президентов РФ и РБ, другие нормативные акты). Так, имелось письмо ГТК России от 5 сентября 1995 г. N 01-13/12685 "О порядке контроля за товарами, вывозимыми с территории Таможенного союза", которым нижестоящим таможенным органам РФ направлялось для руководства в работе Положение о порядке контроля за товарами, вывозимыми с территории Таможенного союза (утверждено совместно ГТК России и ГТК Беларуси). Даже из названий письма и Положения видно, что речь идет о территории Таможенного союза как о реальности. О какой же территории Таможенного союза может идти речь, если, по мнению ГТК России, этот Союз еще не создан?

Значит, в 1997 г. у Экономического Суда СНГ отсутствовали основания для вывода о том, что единая таможенная территория РФ и РБ не создана, поэтому Решение Суда, по нашему мнению, правильно. Кроме того, данное решение никто не отменял.

Следует отметить, что в Соглашении о Таможенном союзе нет определения понятия "единая таможенная территория". Согласно ст.4 ТК РФ в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Законодательство РФ не содержит определения понятий "таможенный союз" и "единая таможенная территория", поэтому следует обратиться к научному разъяснению указанных понятий (так называемому доктринальному толкованию), нормам международного права.

"Таможенные территории государств, составивших Таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию" (Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации.- М.: Изд-во "Спарк", 1996).

"Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими таможенными границами, со свободным обращением товаров на ней, с едиными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к другим странам" (Таможенное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 26).

В статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (в настоящее время его правопреемницей является Всемирная торговая организация), в котором РФ не участвует, таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий.

В решении Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. сказано: "Соглашение прямо не определяет, что же понимается под единой таможенной территорией".

В Соглашении о Таможенном союзе указано, каким путем формируется единая таможенная территория РФ и РБ, перечислены этапы этого процесса, но не указан критерий, позволяющий с уверенностью сказать, создана или не создана единая таможенная территория.

В такой ситуации единственный выход - обратиться к правовым актам, принятым в РФ и РБ во исполнение Соглашения о Таможенном союзе, что и сделал Экономический Суд СНГ в 1997 г.

Точно так же поступил и Президиум ВС РФ, который в своем Постановлении от 4 июля 2000 г. не ограничился толкованием Соглашения о Таможенном союзе, а сослался на Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси (подписана Президентами РФ и РБ 25 декабря 1998 г.), Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и использовал в мотивировочной части данного Постановления утверждения ГТК России, письмо МИД России в адрес ВС РФ.

Для ответа на вопрос: почему в 1997-м и 2000 г. Экономический Суд СНГ и ВС РФ по-разному истолковали одно и то же Соглашение о Таможенном союзе, приведем цитаты из учебника "Основы таможенного дела" (М.: Экономика, 1998.- С. 630-631, 642).

"Интеграционный процесс в рамках СНГ продвигается чрезвычайно медленными темпами. Количество политических деклараций, созданных аппаратных структур и подписанных соглашений несоизмеримо с реальными результатами. За прошедшие годы можно говорить скорее об "успешной дезинтеграции" во всех областях жизнедеятельности общества".

"На пути интеграции существует немало препятствий и трудностей. Как показывает практика, слабым звеном в деятельности Таможенного союза является неточное соблюдение принятых решений, низкая исполнительная дисциплина. Становление и развитие Таможенного союза тормозится не только причинами объективного характера, но и различиями интересов государств и разноуровневым ходом экономических реформ в этих государствах, рядом обязательств в отношениях международных организаций".

Вот уже семь лет идет процесс интеграции стран СНГ. По нашему мнению, в 1997 г. возникли все предпосылки для вывода о том, что единая таможенная территория создана. В частности, был отменен таможенный контроль на внутренних границах РФ и РБ.

В связи с изложенным нельзя не сказать об утверждении ГТК России относительно того, что "выполнение международного обязательства об отмене таможенного контроля на границе не означает отмену такого контроля на остальной таможенной территории России. Отмена контроля на границе преследовала цель создания дополнительных условий для более удобного прохождения необходимых процедур по месту доставки перемещаемых товаров, где в соответствии со статьей 127 ТК РФ производится таможенное оформление, что не учтено судебными инстанциями" (Постановление Президиума ВС РФ от 4 июля 2000 г.).

Государственный таможенный комитет Российской Федерации умалчивает о следующем. С отменой таможенного контроля на границе РФ и РБ (Указ Президента РФ N 525) Постановлением Правительства РФ N 583 (п.1) ГТК России было поручено отменить и таможенное оформление перемещаемых через границу РФ и РБ российских товаров и товаров, происходящих с территории РБ или выпущенных для свободного обращения в РБ.

Таможенное оформление по месту доставки товаров не проводилось. Недаром указанное Постановление было изменено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 254 (исключены слова: "или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь").

Более того, если обратиться к правовым актам, принятым не в 1995-1997 гг., а в 1999 г., то можно убедиться, что государства участники Соглашения о Таможенном союзе (в том числе РФ и РБ) до сих пор считают, что "завершающей стадией формирования единой таможенной территории должна стать отмена таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза (Приложение 1 к Решению Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 26 октября 1999 г. N 50 "Информация к вопросу о реализации режима свободной торговли и мер по формированию единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза").

При этом следует все-таки признать, что и в 1997 г., и в настоящее время были и остались неурегулированными некоторые важнейшие вопросы, связанные с согласованием между РФ и РБ общего таможенного тарифа, единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, что явно невыгодно РФ.

Нельзя не сказать и о невысокой юридической технике Соглашения о Таможенном союзе, что привело к трудностям при решении вопроса о создании (не создании) единой таможенной территории.

Юридическая техника - совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование (Алексеев С.С. Право. Азбука, теория, философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 106).

Такие недостатки Соглашения о Таможенном союзе, как отсутствие определения понятия "единая таможенная территория" и четкого указания на то, когда заканчиваются этапы формирования Таможенного союза, были учтены при подписании Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. В Договоре, в частности, дано понятие "единая таможенная территория", особо оговаривается заключение договора о завершении создания Таможенного союза.

В соответствии с названным Договором (стороны договора - РФ, РБ, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан) единая таможенная территория - это территория, состоящая из таможенных территорий сторон, применительно к которой сторонами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе (подп.2 ст.1).

Единое экономическое пространство формируется поэтапно. Продолжительность этапов, совокупность мероприятий на каждом этапе и порядок их реализации определяются Межгосударственным Советом. Переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением специфических целей настоящего Договора и выполнением сторонами принятых по нему обязательств. Цель первого этапа - завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории (ст.7).

Как следует из ст.20 указанного Договора, одним из признаков создаваемого Таможенного союза является наличие единой таможенной территории (ст.21)

Стороны обеспечат объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий. В этих целях стороны договорились заключить Договор о завершении создания Таможенного союза, регулирующий механизм функционирования единой таможенной территории (ст.24).

Если бы все перечисленные особенности были учтены при подписании Соглашения о Таможенном союзе, то это, безусловно, позволило бы избежать споров о его применении.

Есть ли выход из возникшего правового положения? Каковы правовые последствия Постановления Президиума ВС РФ от 4 июля 2000 г.?

Существует большая вероятность того, что при новом рассмотрении дела по жалобе Ж.Г.Гавриленко ВС РФ первой инстанции откажет в удовлетворении заявленных требований. Мало вероятно, что вывод ВС РФ первой инстанции по вопросу о единой таможенной территории будет противоречить выводу Президиума ВС РФ хотя бы уже потому, что при любом решении суда первой инстанции дело в конечном счете может быть рассмотрено Президиумом ВС РФ, правовая позиция которого известна.

Итак, ВС РФ считает, что единой таможенной территории РФ и РБ не было и нет.

Безусловно, активизируется деятельность таможенных органов по пересмотру судебных актов, вынесенных не в их пользу. Если можно уже сейчас предположить, чем закончится рассмотрение дел в судах общей юрисдикции (ВС РФ - высший судебный орган, осуществляющий функции надзора за нижестоящими судами общей юрисдикции), то правовая позиция ВАС РФ в настоящее время неизвестна. Поэтому арбитражные суды вполне могут занять и иную, нежели Президиум ВС РФ, правовую позицию, а именно: принимать решения с учетом толкования Соглашения о Таможенном союзе, данного в Решении Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г.

Особо следует отметить, что в любом случае таможенные или иные государственные органы РФ не вправе привлекать к ответственности тех лиц, которые учитывали в своей деятельности решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г., а также тех лиц, которые выиграли соответствующие споры с таможенными органами в судах.

Различные виды ответственности за нарушения таможенных правил, предусмотренные ТК РФ, по своей правовой природе являются видами административной ответственности. Одно из обязательных условий привлечения правонарушителя к ответственности - виновность правонарушителя (наличие вины). Иное противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. На это неоднократно обращал внимание в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации (см., например, Постановления КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П и от 11 марта 1998 г. N 8-П).

Кроме того, ответственность за неуплату таможенных пошлин (таможенные пошлины- это федеральный налог), налогов и сборов предусмотрена НК РФ.

Однако необходимо учитывать, что согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Как следует из п.3 ст.5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Естественно, до принятия Постановления Президиума ВС РФ от 4 июля 2000 г. у лиц, перемещающих товары, не было оснований считать, что единая таможенная территория РФ и РБ не создана и что решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. не должно применяться. Мнение ГТК России и нижестоящих органов не является законодательным актом, подлежащим применению. А значит, можно говорить об отсутствии вины в действиях (бездействии) указанных лиц. Это подтверждается Решением первой инстанции ВС РФ от 2 февраля 2000 г. и Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 14 марта 2000 г., из которых видно, что даже судьи ВС РФ считали, что единая таможенная территория создана.

Несколько сложнее обстоит дело со взысканием таможенных пошлин, налогов, сборов (в случае, если они подлежали уплате в связи с отсутствием единой таможенной территории) и пеней за несвоевременную их уплату. По нашему мнению, такое взыскание неправомерно, поскольку должно применяться Соглашение о Таможенном союзе (с учетом официального толкования этого Соглашения Экономическим Судом СНГ), из которого следует, что единая таможенная территория РФ и РБ создана.

Какое решение по этому вопросу вынесут суды, предположить трудно. Остается надеяться на важнейшие принципы права, закрепленные в законодательстве РФ:

- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст.120 Конституции РФ).

- суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").


Д.А. Шубин,

старший юрисконсультфирмы "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.