Валютное законодательство и валютное регулирование стран Балтии (В.В. Павлов, Е.В. Гущин, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, 2, 3, январь, февраль, март 2001 г.)

Валютное законодательство и валютное регулирование стран Балтии.


Углубление торгово-экономических и валютно-финансовых взаимосвязей хозяйствующих структур России со странами Балтии делает необходимым всесторонний анализ их кредитно-банковских и валютных систем, а также основных направлений валютной политики.

В представляемом читателю цикле статей обстоятельно анализируется действующее валютное законодательство и валютное регулирование Эстонии, Латвии и Литвы. Базовым источником при подготовке работы явились материалы и публикации МВФ, прежде всего:

Ann al Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 1999. - Wash.: IMF, 1999;

International Financial Statistics 1999. - Wash.: IMF, 1999.


Валютное законодательство и валютное регулирование в Эстонии


Валютная система и валютный механизм. Национальной валютой Эстонии является эстонская крона (ЕЕК). В соответствии с Законом о национальной кредитно-банковской и валютной системе свободная конвертируемость кроны ныне гарантируется Банком Эстонии (БЭ) на базе жесткой привязки эстонской кроны к валюте евро. Банк Эстонии выполняет все функции и операции центрального эмиссионного банка, в частности он осуществляет покупку и продажу национальных денежных знаков, а также прямой и обратный обмен резервных вкладов коммерческих банков (КБ) на их корреспондентских счетах в БЭ на евро по жестко фиксированному курсу: 1ER = 15,69664 EEK*(1). По состоянию на конец 2000 г. крона является фактически полностью конвертируемой для всех текущих международных торговых расчетов и практически для всех международных сделок с валютным капиталом и инвестиционных операций (включая формирование уставного и подписного капитала смешанных и иностранных предприятий в Эстонии). Сделки, реализуемые в свободно конвертируемой валюте (СКВ), осуществляются уполномоченными КБ без малейших ограничений по суммам, видам валют и типам клиентов (валютных резидентов и валютных нерезидентов). Однако КБ имеют право устанавливать собственные котировки для плавающих курсов валют, используя дифференцированную систему межбанковских валютных курсов (Interbank Rates), а также различные курсы продавца и курсы покупателя, в том числе для физических лиц, используя фактически квазирыночный валютный курс (Q asi Market Rate).

Эстония 15 августа 1994 г. официально приняла на себя все обязательства статьи VIII, части 2, 3, 4 Устава МВФ. Это означает, что эстонская крона обладает статусом свободно конвертируемой валюты либо, вернее, в соответствии с классификационным статусом валют МВФ на 2000 г. - валюты, продекларированной СКВ*(2).

Валютные предписания, валютные расчеты и платежи. Текущие валютные расчеты с другими странами Балтии, Россией и странами - членами СНГ осуществляются через систему взаимных корреспондентских счетов в СКВ, поддерживаемую коммерческими банками Эстонии с коммерческими банками соответствующих стран - внешнеторговых контрагентов. Средства, размещенные на этих счетах, могут свободно и без ограничений использоваться их держателями для взаимного приобретения товаров и услуг в перечисленных выше странах. При совершении валютных операций по этим счетам БЭ выступает обычно лишь в качестве контролирующего органа либо (в необходимых случаях) в качестве посредника.

Однако БЭ не проводит конвертацию средств в СКВ с этих счетов в кроны и соответственно крон в СКВ. Напротив, суммы в эстонских кронах на взаимных корреспондентских счетах в БЭ, открытых центральными банками Балтийских стран, а также России и стран СНГ, являются свободно конвертируемыми в СКВ в Эстонии. Банк Эстонии без каких-то бы ни было ограничений автоматически обменивает их на СКВ. Соглашения между центральными банками указанных выше стран позволяют беспрепятственно осуществлять определенные виды взаимных платежей этих стран, а также заключать отдельные расчетно-платежные договоры и устанавливать корреспондентские взаимоотношения между коммерческими банками соответствующих стран. Однако ни при каких условиях не допускается превышение установленного кредитного лимита по взаимным корреспондентским счетам уполномоченных КБ, т.е. по ним не предусматривается овердрафт.

В дополнение к этому требованию эстонским экспортерам и импортерам рекомендуется проводить внешние валютные расчеты и платежи без чрезмерного промедления (это относится и к случаям рассрочки либо отсрочки конечного платежа). Расчеты со всеми странами, с которыми Эстония заключила двусторонние платежные соглашения, в настоящее время осуществляются в строгом соответствии с положениями этих договоров*(3). Такие взаимные платежные соглашения предоставляют эстонским КБ крайне благоприятные дополнительные условия для валютных расчетов с упомянутыми странами при помощи системы корреспондентских счетов БЭ в центральных банках данных стран. Однако с 1999 г. эстонским КБ разрешается (и сейчас это всячески поощряется специальными мерами БЭ) открывать и поддерживать собственные корреспондентские счета в СКВ в коммерческих банках Балтийских стран, России и стран - членов СНГ для реализации валютных расчетов и платежей, связанных с торговыми операциями (поставками товаров и услуг) между этими странами.

Согласно действующему Закону о Центральном банке Банк Эстонии выступает основным органом валютного контроля, в частности за принятием и реализацией постановлений в области валютного регулирования и контроля. Задачами же Министерства финансов Эстонии являются текущий контроль и мониторинг импорта и экспорта, а также лицензирование любых внутренних и международных операций с золотом (в любых его формах) по каждому отдельному контракту.

Некоторые внешние долговые обязательства перед Россией, а также некоторыми другими странами СНГ остаются до сих пор не урегулированными, но вместе с тем они официально признаны Эстонией.

Режим банковских валютных счетов в СКВ валютных резидентов и нерезидентов. Для открытия счетов данных типов и осуществления любых операций по ним не требуются лицензии и не применяются никакие ограничения относительно конвертации остатков средств по вкладам на этих счетах.

Импортные операции и режим валютных платежей за импорт товаров и услуг в страну. Импорт обычно не подлежит количественным ограничениям, но требуются лицензии или специальные разрешения для ввоза в страну следующих видов товаров: табак; алкоголь; металлы соответствующего списка; драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы, их включающие; медицинская продукция; оружие; взрывчатые вещества; радиооборудование; редкие виды растений, животных и охотничьи трофеи; продукция, связанная с деятельностью в области ветеринарии, производством продуктов питания, а также фитосанитарным контролем; средства защиты и удобрения растений; наркосодержащие медицинские препараты и психотропные средства; оборудование и средства аудиовизуальной записи; лотерейные билеты; стратегические товары соответствующего списка; радиоактивные материалы и источники радиоактивного излучения; моторизированные транспортные средства; строительный цемент; идентифицированные опасные продукты и отходы производства соответствующего списка. На табак, алкоголь, моторизированные транспортные средства, топливо и упаковочные материалы установлены обязательные акцизные сборы.

До 1996 г. действовала импортная пошлина на пиво, замененная ныне внутренним акцизным сбором.

Со стоимости импортных товаров взимаются также гербовый сбор и НДС в размере 18%, которым облагаются и аналогичные товары, произведенные внутри страны.

Экспортные операции и порядок получения валютных поступлений от экспорта. Экспорт не подлежит количественным ограничениям, но в обязательном порядке требуются лицензии или специальные разрешения для вывоза следующих видов товаров: табак и табачная продукция; алкоголь; металлы соответствующего списка; драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы, их включающие; медицинская продукция; оружие; взрывчатые вещества; редкие виды растений, животных и охотничьи трофеи; продукция, связанная с деятельностью в области ветеринарии, производства продуктов питания, а также с фитосанитарным контролем; наркосодержащие медицинские препараты и психотропные средства; стратегические товары соответствующего списка; радиоактивные материалы и источники радиоактивного излучения; моторизированные транспортные средства; идентифицированные опасные продукты и отходы производства соответствующего списка.

Экспортные пошлины в размере 100% взимаются с экспортной стоимости предметов, имеющих культурно-историческую ценность. В дополнение к этому весь экспорт облагается гербовым сбором с целью последующей таможенной очистки.

Предприятия не должны в обязательном порядке репатриировать валютную выручку, полученную ими от экспорта. Действующим законодательством не предусмотрена также ее последующая обязательная продажа государству (в полной сумме либо частично).

Платежи и валютные поступления по невидимым статьям платежного баланса и текущие валютные трансферты. В Эстонии нет законодательной базы, при помощи которой контролировались бы валютные платежи по невидимым статьям платежного баланса. Экспорт и импорт национальных денежных знаков - эстонских крон не ограничен и не регулируется никакими нормативными актами.

Капитальные валютные операции и сделки с инвестиционным валютным капиталом. Переводы инвестиционного валютного капитала в страну, а также его вывоз за рубеж не контролируются государством и БЭ и не подвергаются законодательным ограничениям. Тем не менее приобретение недвижимого имущества валютными нерезидентами в Эстонии требует разрешения местных муниципальных властей и должно быть предварительно согласовано с ними. Сумма долговых инвалютных обязательств иностранным кредитным институтам за вычетом стоимости высоколиквидных ценных бумаг и легкореализуемого имущества подлежит обязательному обложению посредством резервных требований со стороны государства и БЭ, в отличие от задолженности перед местными (национальными) кредитно-банковскими учреждениями.

С 1 июля 1998 г. Банк Эстонии внес изменения в нормы обязательных резервных требований средств, размещаемых коммерческими банками-должниками на специальных счетах в БЭ: объем наличных денежных средств в форме обязательных резервов по долгу, размещаемых в БЭ, был снижен с 30% установленной общей суммы задолженности до 20%. В результате был уменьшен совокупный объем резервных активов (авуаров), которые местные КБ должны были постоянно держать на счетах в БЭ. Финансовые гарантии, предоставляемые местными КБ другим финансовым институтам, тоже стали объектами для отчисления обязательных резервов (резервных требований) с 1 августа 1998 г. Эти средства коммерческие банки также размещают и хранят на специальных счетах в БЭ.

Базисные тенденции эволюции валютного и курсового регулирования и валютного законодательства. Прослеживается устойчивая тенденция дальнейшей целенаправленной интеграции Эстонии в ЕС, Европейскую валютную систему (ЕВС), в частности в зону евро. Одним из примеров углубления этой тенденции служит вступившее в силу с 1 января 1995 г. торговое соглашение Эстонии с ЕС.

К началу 1996 г. импортное и экспортное налогообложение в целом было упорядочено согласно принципам и требованиям ВТО.

Курс кроны к 11 валютам зоны евро остается стабильным в силу ее жесткой привязки с 1 января 1999 г. к евро (ранее - к немецкой марке); соответственно рыночный биржевой курс кроны к доллару США на 4 августа 2000 г. составил 16,93 ЕЕК (на базе расчета кросс-курса доллара США и евро и соответственно между долларом США и эстонской кроной, жестко привязанной к евро).


Валютное законодательство и валютное регулирование в Латвии


Валютная система и валютный механизм. Национальной валютой Латвии является латвийский лат (LVL)*(1). Приоритетной целью долгосрочной политики Центрального банка Латвии (ЦБЛ) в 90-е годы стало обеспечение нормальных условий функционирования местного валютного рынка, а также нейтрализация и корректировка краткосрочных колебаний (скачков) валютного курса лата по отношению к свободно конвертируемым валютам (СКВ). Банк Латвии проводит ежедневный мониторинг внутреннего рынка и ряда внешних валютных рынков. На основе этих сопоставлений, при помощи специальных методов и моделей ЦБЛ ежедневно объявляет текущий курс покупки и продажи лата по отношению к группе (корзине) валют.

С февраля 1994 г. курс лата был жестко привязан к мировой валюте СДР (SDR): 1 SDR= 0,7997 LVL (котировка прямая, на конец периода). Именно по этому курсу ведутся взаимные валютные расчеты между ЦБЛ и местными КБ. На базе кросс-курса и перекрестного курса СДР к доллару США фиксируется рыночный курс латвийского лата к доллару США. Ежедневно на основе кросс-курса к доллару США ЦБЛ устанавливает зафиксированные на определенную дату курсы обмена лата к 28 свободно конвертируемым в Латвии валютам. Данные рыночные котировки используются при любых видах расчетов и платежей и действуют в течение всего операционного банковского дня, следующего за днем их фиксации и объявления. Предельный размер спрэда (маржи) между курсом покупки и продажи для всех 28 валют у уполномоченных КБ и ЦБЛ установлен в размере 2%.

Коммерческие банки и уполномоченные валютные дилеры проводят операции со своими клиентами и контрагентами во всех этих валютах, но курсы их покупки и продажи могут время от времени отклоняться в ту или иную сторону от официально установленных ЦБЛ.

Таким образом, в стране действует модифицированная система параллельного валютного курса, и котировки и валютные курсы ЦБЛ являются, по сути, средневзвешенными. Они используются государством для официальных расчетов с коммерческими хозяйствующими структурами. Например, по таким валютным курсам взимаются таможенные пошлины, налоги, оценивается имущество. Подчеркнем, что эти котировки и валютные курсы ЦБЛ становятся официальными на следующий операционный день после их объявления и сообщаются Банком Латвии всем уполномоченным КБ.

Следует учитывать также, что в стране официально разрешены любые внутренние расчеты в иностранной свободно конвертируемой валюте. Наряду с этим ЦБЛ еженедельно устанавливает валютные курсы (котировки) лата по отношению к российскому рублю (RUR) и валютам бывших республик СССР, КБ которых являются участниками системы корреспондентских счетов с КБ Латвии.

Латвия 10 июня 1994 г. официально приняла на себя все обязательства статьи VIII, части 2, 3, 4 Устава МВФ. Это означает, что латвийский лат обладает статусом свободно конвертируемой валюты либо, вернее, в соответствии с классификационным статусом валют МВФ на 2000 г. валюты, продекларированной СКВ.

Валютные предписания, валютные расчеты и платежи. Текущие валютные расчеты с другими странами Балтии, Россией и прочими бывшими республиками СССР могут осуществляться любыми способами, в том числе через систему корреспондентских счетов в СКВ уполномоченных частных КБ. Расчеты со странами, с которыми ЦБЛ заключил платежные соглашения о взаимных расчетах, должны проводиться в полном соответствии с заключенными договорами*(2). Однако положения подобных договоров пока еще не начали эффективно применяться.

Основные нормативные акты, регулирующие торговые и валютно-финансовые отношения, принимаются правительством, но должны быть ратифицированы парламентом. При этом ЦБЛ уполномочен устанавливать регулирующие правила и принимать соответствующие нормативные акты, касающиеся всех расчетов в иностранной валюте в стране. Расчеты в иностранной валюте должны совершаться исключительно через уполномоченные КБ и прочие кредитные институты, имеющие лицензию ЦБЛ на данный вид операционной валютной деятельности. В Латвии не применяются законодательные акты, регулирующие внешнюю торговлю золотом. Между тем требуется специальная лицензия для осуществления любых видов сделок с золотом на внутреннем рынке страны.

Режим банковских валютных счетов в СКВ валютных резидентов и нерезидентов. Резиденты (физические лица, имеющие постоянное место жительства в стране, и юридические лица, имеющие постоянное представительство в стране) наделены правом открывать валютные счета в местных национальных и иностранных банках, а также свободно использовать средства в СКВ с этих счетов для любых внутренних расчетов в Латвии. Нерезидентам (физическим и юридическим лицам из других стран) разрешается открывать счета в КБ Латвии в иностранной и национальной валютах и использовать средства с этих счетов в соответствии с режимом конкретного вида счета.

Импортные операции и режим валютных платежей за импорт товаров и услуг в страну. Требование о лицензировании импорта фактически не действует, за исключением случаев ввоза в страну таких товаров, как сахар, зерно, табак и табачная продукция, алкогольные напитки, черные и цветные металлы (по соответствующему списку). Лицензированию подвергается также ввоз в страну предметов, объективно представляющих потенциальную угрозу здоровью граждан либо безопасности страны. В их числе: пиротехнические материалы; вооружение и боеприпасы; боевые транспортные средства и готовая взрывчатка. Во всех остальных случаях лицензирование осуществляется, как правило, автоматически. Время обработки заявки на лицензирование товара составляет не более 10 рабочих дней от даты ее представления. Взимаемая плата покрывает исключительно расходы на обработку заявки.

С 1 декабря 1994 г. вступил в действие новый Закон о таможенных пошлинах. В соответствии с этим Законом большая часть специальных пошлин заменена адвалорными пошлинами, а базисная ставка импортного тарифа определена на едином уровне 20% (15% для стран, с которыми у Латвии установлен режим наибольшего благоприятствования).

С 1995 г. 39% совокупного импорта (за исключением сельскохозяйственной продукции) Латвии облагалось пошлиной по ставке, применяемой для стран, с которыми у Латвии установлен режим наибольшего благоприятствования, - 15% либо ниже. Еще 57% совокупного латвийского импорта облагалось по более низкой ставке в силу действия у Латвии договоров о свободной торговле с некоторыми странами. В результате лишь 4% совокупного импорта облагалось по базисной ставке (20%) или ниже.

Шесть видов ввозимой сельскохозяйственной продукции облагаются пошлиной по ставке 55%. Большая же часть видов сырья и запасных частей облагаются импортной пошлиной по ставке всего лишь в 1% (0,5% для стран, с которыми у Латвии действует режим наибольшего благоприятствования). Некоторые виды конечной продукции полностью освобождены от импортных пошлин, а отдельные товары, например, фрукты, орехи, кофе, чай облагаются по пониженной ставке в размере 1% (0,5% для стран, с которыми у Латвии действует режим наибольшего благоприятствования).

В соответствии с упомянутым Законом постоянно применяются 13 специальных пошлин: на семена; корм для животных; некоторые виды злаков; муку; хлебобулочные изделия; сахар; некоторые виды кондитерских изделий, включая шоколад; алкоголь; сигареты и автомобили.

Средняя величина ставок пошлин на несельскохозяйственную продукцию - 4,5%, при том что обычная средняя ставка пошлины составляет порядка 1%. Средняя ставка пошлин на сельскохозяйственную продукции в Латвии - 19,5%, а для стран с режимом наибольшего благоприятствования - 15,7%.

Пошлины на некоторые виды изделий, включая вины и сигареты, были существенно снижены с 1 января 1998 г.

Соглашение о свободной торговле, заключенное между Латвией и ЕС, охватывает ныне все виды продукции их взаимного товарооборота. В соответствии с этим соглашением в Латвии с 1 января 1995 г. были сформированы преференциальные зоны свободной торговли. Кроме того, Латвия заключила договоры о торговле и экономической кооперации, которые предоставляют странам-участницам режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле, с 22 странами: Арменией, Австралией, Азербайджаном, Беларусью, Канадой, Кипром, Китаем, Кубой, Венгрией, Индией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Польшей, Румынией, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Украиной (для сельскохозяйственной продукции), США, Узбекистаном и Вьетнамом.

На начало 2000 г. Латвия заключила соглашения о свободной торговле с 25 странами. В их числе: другие страны Балтии, страны ЕАСТ, Чехия, Словакия, Словения и Украина (для промышленной продукции).

При въезде на территорию Латвии физические лица могут беспошлинно перевозить через границу любые виды товаров для некоммерческих целей, ввоз которых не запрещен или ограничен законом и таможенная стоимость которых в эквиваленте не превышает 300 латов. Общая стоимость продовольственных продуктов, разрешенных к беспошлинному ввозу на территорию Латвии, не должна в эквиваленте превышать 15 латов на одного человека. Частные лица в возрасте более 18 лет имеют право беспошлинно ввезти в страну до 1 л разливных спиртных напитков или одну единицу алкогольных напитков в оригинальной упаковке емкостью до 3 л, а также до 200 шт. сигарет, или 20 сигар, или 200 г табака на одного человека.

Экспортные операции и порядок получения валютных поступлений от экспорта. ВЛатвии не установлены экспортные квоты. Экспортные пошлины применяются к экспортным поставкам металлолома, некоторых пород древесины и изделий лесной промышленности, печатной продукции и произведений искусства. Экспортная выручка не подлежит обязательной репатриации в страну или продаже на валютной бирже либо внутреннем валютном рынке Латвии.

Платежи и валютные поступления по невидимым статьям платежного баланса и текущие валютные трансферты. В стране нет законодательной базы, которой регулировались бы валютные платежи по невидимым статьям платежного баланса. Экспорт и импорт национальных денежных знаков - латов нормативными актами не ограничен.

Капитальные валютные операции и сделки с инвестиционным валютным капиталом. С 7 января 1998 г. частным пенсионным фондам не разрешается инвестировать более чем 15% мобилизованного ими капитала. Законом о страховых компаниях от 9 января 1999 г. ограничен размер валютных инвестиций страховых компаний до уровня 10% их специальных резервных фондов, если у них нет специального разрешения государственных органов на увеличение объема разрешенных инвестиционных операций.

Валютным нерезидентам не разрешается иметь долю, превышающую 49% капитала и совокупных активов предприятий лесной промышленности, лотерей, игорного бизнеса, радио и телевидения. С 25 ноября 1998 г. аналогичные ограничения распространяются на формирование капитала частных охранных агентств и фирм аналогичного профиля. Тем не менее нерезидентам разрешается покупка зданий, сооружений и строений. Для их операций не применяются также ограничения при покупке земли, за исключением случаев покупки земельных участков рядом с государственной границей и в заповедных районах. Нерезидентам, владеющим землей в Латвии, разрешается использовать земельные наделы в сельскохозяйственных целях либо в целях лесоразведения лишь в том случае, если половина подписного (акционерного) капитала данной организации принадлежит: гражданам Латвии или гражданам стран, с которыми Латвия ранее заключила соглашения о содействии иностранным инвестициям; официальным объединениям граждан этой категории; открытому акционерному обществу, акции которого постоянно котируются на фондовой бирже.

Размер открытых валютных позиций коммерческих банков и других валютно-кредитных организаций не может превышать 10% объема их уставного капитала по каждой иностранной валюте и соответственно 20% уставного капитала по всем иностранным валютам, которые использует данный коммерческий банк или валютно-кредитная организация (в последнем случае расчет производится на базе принципов мультимедийного учета).

Базисные тенденции эволюции валютного и курсового регулирования и валютного законодательства. Прослеживается тенденция определенного ужесточения государственного контроля внутренних валютного и кредитного рынков, что проявилось прежде всего во введении ограничений на допустимый размер свободных инвестиций пенсионных фондов и страховых компаний. В результате в условиях возможной валютной нестабильности повышается финансовая устойчивость этих институтов.

Продолжается дальнейшая целенаправленная либерализация внешней торговли с целью снятия всех возможных барьеров на пути вероятного вступления Латвии в ЕС и НАТО. Курс лата остается достаточно стабильным, прежде всего в связи с его жесткой привязкой к СДР - на 4 августа 2000 г. он составлял следующую величину: 1 USD = 0,605 LVL.


Валютное законодательство и валютное регулирование в Литве


Валютная система и валютный механизм. Национальной валютой Литвы является литовский лит (LTL). С 1 апреля 1994 г. валютная котировка лита жестко привязана к доллару США на уровне 1 USD = 4 LTL. Уполномоченные коммерческие банки (КБ) устанавливают валютные курсы для других свободно конвертируемых валют на основе кросс-курсов этих валют к доллару США на основных международных валютных биржах. Зачастую котировки лита и свободно конвертируемых валют, устанавливаемые различными уполномоченными КБ по отношению к российскому рублю, существенно различаются. Центральный банк Литвы устанавливает расчетный официальный курс лита, используемый им для оценки статей банковского баланса. Расчетные курсы ведущих СКВ, валют стран Балтии, России и ряда других бывших республик СССР фиксируются и публикуются им ежедневно*(1).

Размеры открытых валютных позиций уполномоченных КБ не ограничены. Не взимаются налоги и не выдаются субсидии на приобретение или продажу иностранной валюты. Коммерческие банки не обязаны обеспечивать хеджирование и форвардное покрытие рисков своих валютных операций и контрактов, связанных с курсовыми колебаниями СКВ.

Литва 3 мая 1994 г. официально приняла на себя все обязательства статьи VIII, части 2, 3, 4 Устава МВФ. Это означает, что литовский лит обладает статусом свободно конвертируемой валюты либо, вернее, в соответствии с классификационным статусом валют МВФ на 2000 г. валюты, продекларированной СКВ.

Валютные предписания, валютные расчеты и платежи. В Литве не действуют специальные требования либо ограничения относительно валютных операций, поэтому все расчеты могут проводиться свободно и в любой конвертируемой валюте. Действует система корреспондентских счетов ЦБЛ с центральными банками стран Балтии, России и других бывших республик СССР. Однако счета данного типа при взаимных текущих валютных расчетах этих стран фактически не используются с октября 1992 г. Корреспондентские счета, деноминированные в рублях, которые прежде велись центральными банками стран Балтии, России и других бывших республик СССР, были закрыты. Однако с 2000 г. предпринимаются попытки использовать их для урегулирования взаимных расчетов.

Парламент Литвы уполномочен контролировать деятельность всех валютно-кредитных учреждений и торговых предприятий в стране. Им приняты, в частности, нормативные акты, касающиеся банковской деятельности, на основании которых ЦБЛ обладает всеми полномочиями для валютного регулирования и контроля. Так, ЦБЛ получил право устанавливать правила и порядок расчетов в иностранной валюте. Все расчеты в иностранной валюте должны осуществляться исключительно через посредничество уполномоченных КБ (ныне статус подобных банковских институтов в Литве получили более 20 банков) и прочих кредитных институтов, имеющих лицензию ЦБЛ на данный вид деятельности. Уполномоченным КБ разрешается совершать расчетно-платежные операции в СКВ как между собой, так и с резидентами или нерезидентами в стране и за рубежом.

Согласно виду полученной лицензии эти банки разделены на четыре базовые категории. Лицензия самого простого вида*(2), достаточно широко применяемая ЦБЛ, фактически ограничивает спектр возможных валютно-расчетных операций, которые может осуществлять данный уполномоченный КБ, до покупки-продажи иностранной валюты (включая наличную СКВ и различные туристские чеки). С 1996 г. лишь восьми из этих уполномоченных КБ была выдана генеральная валютная лицензия, позволяющая предоставлять клиентам полный спектр банковских услуг (включая операции на базе документарных товарных аккредитивов), осуществлять срочные дилинговые операции и контракты с иностранной валютой и открывать корреспондентские счета (ностро) в неограниченном числе иностранных банков за границей. Центральный банк Литвы имеет полное право ограничить типы проводимых валютных и расчетных операций уполномоченным КБ в каждом конкретном случае.

Физические и юридические лица, за исключением ЦБЛ и уполномоченных КБ, с 20 октября 1998 г. не могут вывозить наличными более 500 000 литов в национальной валюте либо в эквиваленте иностранных валют (по официальному курсу ЦБЛ), кроме случаев, когда вывоз разрешен законодательством страны или предусмотрен специальным международным соглашением.

Режим банковских валютных счетов в СКВ валютных резидентов и нерезидентов. Юридическим лицам - резидентам необходимо предварительное разрешение ЦБЛ для открытия валютных счетов в банках за рубежом. В остальных случаях физические и юридические лица могут свободно (без всяких ограничений) открывать зарубежные счета в КБ.

Для валютных нерезидентов (физических, юридических лиц, а также дипломатических миссий) подобное разрешение необходимо только в том случае, когда их национальным законодательством это специально требуется. В остальных случаях в таком разрешении нет необходимости, и валютный счет может быть свободно открыт в одном из уполномоченных банков за границей.

Импортные операции и режим валютных платежей за импорт товаров и услуг в страну. В целом импорт не подлежит количественным ограничениям и лицензированию, за исключением случаев импорта товаров, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью граждан или безопасности страны. Например, импорт в Литву некоторых видов мясной продукции (птица и рыба) подлежит обязательному лицензированию.

По отдельным видам ввозимой сельскохозяйственной продукции и алкогольных напитков*(3) взимаются дифференцированные адвалорные пошлины, размер которых устанавливается в зависимости от объемов импорта данной продукции. Отдельные количественные ограничения на ввоз товаров в страну используются для контроля за торговлей товарами стратегического характера и технологиями, а также в целях защиты культурного наследия страны. Алкогольные напитки и табак могут ввозиться исключительно уполномоченными импортерами, имеющими государственную регистрацию, но в таких случаях размер импорта не ограничивается.

В Литве внедрена и применяется трехуровневая система таможенных тарифов:

1) стандартная ставка используется при торговле со странами, в отношении которых действует режим наибольшего благоприятствования;

2) преференциальная ставка используется в отношении стран, с которыми Литва заключила договор о взаимной торговле;

3) автономная ставка применяется в отношении прочих стран. Эта ставка превышает стандартную ставку, как правило, на 5-10%.

С 28 февраля 1995 г. одна из названных ставок установлена практически по каждому наименованию продуктов, присутствующих в товарообороте страны. Кроме того, ряд специальных товарных позиций (товарных групп) стали объектами обложения адвалорными пошлинами. В случае импорта алкоголя, сахара, табака и подержанных автомобилей помимо упомянутых пошлин взимаются дополнительные специальные пошлины. Поскольку адвалорные эквиваленты этих специальных пошлин в настоящее время невелики и фактически предназначены для предотвращения попыток искусственного занижения стоимости товара по счету-фактуре (инвойсу), правительство Литвы намеревается постепенно упразднить систему специальных пошлин, одновременно совершенствуя процедуру оценки таможенной стоимости товара и структуру таможенных пошлин.

Пошлины с импорта взимаются в основном по ставке 20% или ниже. Однако ставка по отдельным видам импортируемой сельскохозяйственной продукции может доходить до 87%. В среднем, пошлины по импорту остаются на достаточно низком уровне по сравнению с принятыми в международной практике.

Кроме прочего, существует единый (статистический) налог с неизменной ставкой 0,01%, который взимается как с импорта, так и с экспорта исключительно в целях сбора статистической информации о реальном состоянии внешней торговли страны.

Экспортные операции и порядок получения валютных поступлений от экспорта. Количественные ограничения экспорта в стране ныне практически полностью устранены. Репатриация полученной от экспорта валютной выручки и обязательная ее продажа государству законом не предусмотрены. Лицензируется лишь экспорт стратегического характера товаров и технологий.

Специальными налогами облагается экспорт сыромятной кожи, перьев, некоторых видов растений и леса, желез и других органов для трансплантации или изготовления фармацевтической продукции. Эти налоги применяются с целью защиты внутренних потребителей этой продукции (до 1 мая 1996 г. ее экспорт на внешние рынки был полностью запрещен).

Платежи и валютные поступления по невидимым статьям платежного баланса и текущие валютные трансферты. В Литве платежи по невидимым статьям платежного баланса законодательно не регулируются.

Капитальные валютные операции и сделки с инвестиционным валютным капиталом. Уполномоченные КБ могут реализовывать валютные заимствования за границей и самостоятельно предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам практически без ограничений. Фирмы-резиденты могут заимствовать иностранную валюту у местных уполномоченных КБ либо (при наличии соответствующего разрешения ЦБЛ) делать валютный заем непосредственно в иностранном банке в Литве или за границей.

Любые прямые иностранные инвестиции в страну регулируются Законом об иностранных капитальных валютных инвестициях. Контроль за переводом (ввозом) капитала в страну и его вывозом за рубеж (в форме прямых инвестиций) не ведется, за исключением случаев инвестиционных операций в отраслях экономики, перечисленных в названном Законе: государственной обороне; производстве и продаже наркотических веществ; проведении лотерей. Данный Закон разрешает государству продавать свое долевое участие в смешанных предприятиях нерезидентам, гарантирует исключение дискриминации в отношении иностранных инвесторов и одновременно защищает любые реализованные иностранные инвестиции от национализации и экспроприации.

При покупке иностранным инвестором государственного предприятия необходимо предварительно получить разрешение в Центральном приватизационном комитете Литвы. Одним из главных условий получения подобного разрешения является специальное обязательство покупателя, в соответствии с которым приобретаемое предприятие как минимум в течение одного года должно заниматься прежней деятельностью.

Несмотря на то что фирмам со 100%-ным иностранным капиталом официально разрешено вести свой бизнес в Литве, правительство оставляет за собой право вводить и устанавливать ограничения на размер иностранных инвестиций в местные (национальные) литовские предприятия. В предприятиях с долевым участием иностранного капитала в области транспорта и коммуникаций литовская сторона должна сохранять преобладающую долю его подписного капитала. Иностранцам запрещено приобретать в свое 100%-ное владение предприятия, производящие алкогольные напитки и табачную продукцию. Любое предприятие с долевым участием иностранного капитала должно быть застраховано национальной (литовской) страховой компанией даже при наличии у предприятия страховки за пределами страны.

Закон об иностранных инвестициях гарантирует нерезидентам свободную репатриацию прибылей, полученных ими в Литве (после уплаты установленных налогов), и вывоз ранее инвестированных капиталов, без временных и количественных ограничений. В указанном Законе предусмотрены на этот счет дополнительные условия. В частности, если инвестиционный проект был осуществлен до конца 1993 г., то налог на прибыль снижается на 70% сроком на пять лет, а в течение последующих трех лет - на 50%. Прибыль от инвестиций, реализованных в Литве с января 1994 по декабрь 1995 г., в течение шести последующих лет облагается по специальной ставке, сниженной на 50%. Для предприятий со смешанным капиталом это снижение рассчитывается в каждом конкретном случае пропорционально доле вложенного в них иностранного капитала.

В Литве запрещено владение землей нерезидентами, но разрешена ее сдача в аренду в размере до 2 га на территории Вильнюса и 10 га вне пределов столицы сроком на 99 лет с возможностью пролонгации этого срока.

Банки-резиденты и прочие уполномоченные кредитные институты должны информировать ЦБЛ о состоянии своих счетов в банках за границей. Все эмиссии местных ценных бумаг (любого вида) должны проводиться только в национальной валюте (литах). Центральный банк Литвы 13 января 1998 г. опубликовал нормы резервных требований, распространяющиеся на уровень резервов по депозитам нерезидентов в местных КБ. Позднее эти нормы в целях покрытия и страхования валютных заимствований национальных коммерческих банков у иностранных финансовых институтов (кредиторов) были увеличены. Открытые валютные позиции КБ по всем используемым ими свободно конвертируемым валютам не могут превышать 30% их уставного капитала, при этом по отдельным СКВ открытые валютные позиции не могут превышать 20% уставного капитала.

Базисные тенденции эволюции валютного и курсового регулирования и валютного законодательства. В Литве наблюдается тенденция законодательного ограничения вывоза национального капитала за рубеж и укрепления национальных финансово-кредитных институтов. Правительство создает условия благоприятствования торговле для формирования соответствующего базиса в целях облегчения вступления Литвы в ЕС. Примером подобной стратегии служит отмена действовавшего до 1 мая 1996 г. запрета экспорта на внешние рынки товаров шести групп.

Курс лита остается достаточно стабильным, прежде всего в связи с его жесткой привязкой к доллару США.


В.В. Павлов,

доцент, канд. экон. наук,

старший научный сотрудник РАН


Е.В. Гущин,

аспирант РАН


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В соответствии с валютным стандартом евро и методом фиксации курса валюты евро (E RO Rate) котировка только прямая, на конец периода (End of Period), за одну единицу в рамках этой системы всегда берется валюта евро (1 E R).

*(2) Ann al Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 1999. - P. 2.

*(3) На 2000 г. Эстония заключила специальные двусторонние договоры о порядке взаимных расчетов и платежей с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Казахстаном, Республикой Кыргызстан, Латвией, Литвой, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Украиной и Узбекистаном.

*(1) C 20 июля 1992 г. латвийский рубль в качестве законного платежного средства (Legal Tender) заменил российский рубль на территории Латвии. С марта 1993 г. была введена в обращение новая постоянная валюта - лат с валютообменным конверсионным курсом LVL 1 = 200 латвийских рублей. Был установлен курс лата к доллару США: 1,5 (котировка косвенная, на конец периода). С 18 октября 1993 г. лат был провозглашен единственным законным платежным средством на территории Латвии.

*(2) К концу 1995 г. Латвия заключила двусторонние платежные соглашения о системе взаимных расчетов с Азербайджаном, Арменией, Эстонией, Грузией, Казахстаном, Республикой Кыргызстан, Литвой, Молдовой, Россией, Туркменистаном, Украиной и Узбекистаном.

*(1) Расчетные курсы ЦБЛ для СКВ обычно идентичны средним курсам валют каждого вторника и соответственно конца каждого месяца. Расчетные курсы же валют стран Балтии, России и других бывших республик СССР рассчитываются ЦБЛ на базе кросс-курсов этих валют по отношению к официальному курсу доллара США, установленному центральными банками соответствующих стран.

*(2) В соответствии с мировой банковской практикой под лицензией данного вида понимается внутренняя валютная лицензия коммерческого банка.

*(3) В их числе: алкогольные напитки, не разлитые в бутылки, и сырье для их производства; сахар-сырец и полуфабрикаты из него, этиловый спирт для технических нужд; яйца породистых кур-несушек для инкубации; племенные животные; домашняя птица; хлебные злаки и комбикорма; нестандартная прозрачная стеклотара (установленного списка).


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.