Вопрос: Предприятие имеет на балансе автотранспортные средства, которые используются для городских пассажирских перевозок. С администрацией города заключен соответствующий договор, которым установлена единая плата за проезд. Однако данные цены для предприятия являются планово-убыточными. Причем убыток фактически покрывается за счет иных видов деятельности. Просим разъяснить, возможно ли в целях избежания санкций за реализацию услуг ниже себестоимости считать данные цены государственно регулируемыми? ("Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.)

Предприятие имеет на балансе автотранспортные средства, которые используются для городских пассажирских перевозок. С администрацией города заключен соответствующий договор, которым установлена единая плата за проезд. Однако данные цены для предприятия являются планово-убыточными. Причем убыток фактически покрывается за счет иных видов деятельности. Просим разъяснить, возможно ли в целях избежания санкций за реализацию услуг ниже себестоимости считать данные цены государственно регулируемыми?


Согласно статье 40 части первой НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Однако в ряде случаев налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам (соответствия их рыночным ценам), а именно:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Соответственно, вид деятельности предприятия, по которому получен убыток, в результате работы данной организации по ценам, признанным в установленном порядке государственно регулируемым, является планово-убыточным. При этом, реализация продукции (работ, услуг) по такого рода ценам не может быть признана налоговыми органами не соответствующей рыночному уровню цен.

Однако в рассматриваемом в вопросе случае необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (с изменениями от 28 декабря 1998 г.), к такого рода услугам относятся перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси. Кроме того, вышеуказанным постановлением N 239 (пункт 5) определено, что органам исполнительной власти субъектов РФ, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Исходя из вышесказанного, цены на городские пассажирские перевозки можно считать государственно регулируемыми только при соблюдении нижеуказанных требований, а именно:

- решение об утверждении на определенные виды работ или услуг цен в качестве регулируемых государством, могут принимать исключительно органы исполнительной власти субъектов РФ;

- финансирование на указанные выше цели данного субъекта РФ должно производиться из средств федерального бюджета;

- необходимо согласование цен с федеральными органами исполнительной власти данного субъекта РФ.

Как следует из текста вопроса, стоимость городских пассажирских перевозок согласована только с администрацией города, в силу чего данные цены уже не могут считаться государственно регулируемыми.

Поэтому единственным обоснованием уровня применяемых предприятием цен, в данном случае будет являться только ссылка на то, что стоимость услуг пассажирского транспорта в данном регионе соответствует рыночной.

В противном случае существует реальная возможность доказательства налоговыми органами того, что применяемая цена не соответствует уровню рыночных цен.


1 февраля 2001 г.


"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.