Вопрос: Предприятие, занимающееся мелкорозничной торговлей, арендует место на одном из московских рынков (торговом комплексе). При этом торговля осуществляется не в крытом помещении, а на открытой территории (с лотка). Налоговый инспектор, ссылаясь на постановление Правительства г. Москвы от 18 апреля 2000 года N 292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", требует применять при расчетах с покупателями ККМ. Просим разъяснить, правы ли в данном случае налоговые органы, и обосновать свой ответ? ("Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.)

Предприятие, занимающееся мелкорозничной торговлей, арендует место на одном из московских рынков (торговом комплексе). При этом торговля осуществляется не в крытом помещении, а на открытой территории (с лотка). Налоговый инспектор, ссылаясь на постановление Правительства г. Москвы от 18 апреля 2000 года N 292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", требует применять при расчетах с покупателями ККМ.

Просим разъяснить, правы ли в данном случае налоговые органы, и обосновать свой ответ?


В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" введено обязательное требование применения ККМ на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли. При этом рекомендуется использовать компактные кассовые аппараты (преимущественно с автономным электропитанием) при торговле всеми видами товаров, включая сельскохозяйственную продукцию.

В то же время, пунктом 2 данного постановления вносятся дополнения в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденном постановлением Совмина РФ от 30 июля 1993 г. N 745, где указанное выше требование уточняется: разрешается торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Следует отметить, что в настоящее время вышеуказанный Перечень действует в редакции постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".

Однако и в новой редакции Перечня присутствует пункт 2 "е", в котором оговаривается право предприятий не применять ККМ при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Кроме того, и старой, и новой редакцией Перечня (пункт 2 "ж") разрешалось без применения ККМ осуществлять мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.).

В тоже время пунктом 7 постановления Правительства Москвы от 18 апреля 2000 г. N 292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве" (с изменениями от 4 июля, 22 августа 2000 г.) установлено, что с 15 мая 2000 г. денежные расчеты с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли в г. Москве, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Без применения ККМ разрешается продажа только сельхозпродукции на рынках с лотков (открытых прилавков).

Совместным письмом Управления МНС по г. Москве и Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы от 21 июня 2000 г. "О разъяснении порядка применения контрольно-кассовых машин по пункту 7 постановления Правительства Москвы от 18 апреля 2000 г. N 292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве" дается разъяснение, что указанное положение распространяется на все рынки, включая реконструируемые в торговые комплексы, и относится к продаже любых групп товаров в торговых зонах, расположенных, как на открытой (уличной) территории рынков, так и в стационарных и некапитальных (нестационарных) объектах. При этом обязательное применение ККМ относится также и к мелкорозничной торговле (с помощью тележек, лотков, корзин и иных специальных приспособлений), осуществляемой в границах территории рынков.

Налицо явное нарушение положений действующего федерального законодательства в части возможности осуществления мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков, из корзин на рынках и ярмарках без применения кассовых аппаратов.

Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций и применения штрафных санкций со стороны налоговых органов к московским предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такого рода торговлю (с лотков и т.п.) на рынках и ярмарках, им следует воспользоваться своим правом обжалования действий налоговых органов, предусмотренным статьями 137 и 138 части первой НК РФ (подача жалобы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебные органы). Основанием для подачи такой жалобы будет несоответствие подзаконного акта (постановления Правительства г. Москвы) федеральному законодательству (постановлению Правительства РФ).


1 февраля 2001 г.


"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение