Приобретение, использование, списание автотранспорта индивидуальными предпринимателями (И.В.Березкин, "Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.)

Приобретение, использование, списание автотранспорта индивидуальными
предпринимателями


В рамках осуществления своей деятельности предприниматели используют автомобильный транспорт, принадлежащий им на праве частной собственности (используемый в личных семейных целях), на праве частной хозяйственной собственности (используемый в целях частного предпринимательства), или арендованный ими у сторонних физических лиц и хозяйствующих субъектов.

При этом во всех случаях использование транспорта должно быть организовано таким образом, чтобы при определении налогооблагаемого дохода предпринимателя затраты по содержанию автотранспорта могли бы уменьшить доход и, следовательно, такие суммы не облагались бы подоходным налогом.


Основы организации использования в предпринимательских целях
автотранспортных средств


Автотранспортные средства могут использоваться предпринимателями в рамках осуществления предпринимательской перевозочной деятельности (для оказания услуг в пользу сторонних физических и юридических лиц) или иной деятельности, основными целями которой перевозочная деятельность не является (например, для ведения торговой деятельности, сопряженной с постоянным использованием транспорта для подвоза товаров).

Конкретные виды разрешенной деятельности указываются в свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, форма которого утверждена Минфином РФ и приведена в приложении N 2 к письму Госналогслужбы РФ от 3 марта 1992 года N ИЛ-6-03/77 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, порядке их регистрации и о курортном сборе с физических лиц".

Индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с осуществление перевозок пассажиров и грузов сторонних физических и юридических лиц автомобильным транспортом, должны:

1) быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в порядке, предусмотренном Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года N 1482, Законом РФ от 7 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и письмом Госналогслужбы РФ от 3 марта 1992 года N ИЛ-6-03/77 (факт регистрации подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации);

2) удовлетворять квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 года N 75;

3) получить лицензию на право осуществления перевозок.

Порядок получения индивидуальными предпринимателями лицензий на право осуществления перевозок регулируется Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 295 (при выполнении городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров автобусами, а также перевозок пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе), а также Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 года N 322.

Только после получения лицензии, предприниматели вправе заниматься перевозочной деятельностью. Если соответствующая лицензия не будет получена, а фактически перевозочная деятельность, требующая получения лицензии, осуществляться будет, то она в соответствии со статьей 173 ГК РФ может быть признана недействительной.

Если использование транспорта связано с осуществлением иной (не перевозочной) деятельности, то предприниматель должен зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица и приобрести, если это требует действующее законодательство, лицензию на право ведения той или иной деятельности (торговля, оказание услуг и т.п.).

На практике выделяются следующие формы использования транспортных средств:

1) принадлежащие на праве личной собственности (т.е. транспорт, используемый в семейных целях, иногда привлекается для использования в предпринимательских целях);

2) принадлежащие на праве хозяйственной собственности (транспорт приобретен для использования в предпринимательских целях, что впрочем, не исключает его использования в личных целях, но без списания произведенных при этом затрат на затраты и уменьшение налогооблагаемого дохода);

3) привлечение транспортных средств сторонних организаций на условиях лизинга;

4) привлечение транспортных средств сторонних физических и юридических лиц на условиях аренды;

5) привлечение транспортных средств сторонних физических и юридических лиц на безвозмездной основе;

6) привлечение автотранспорта работников, с которыми заключены трудовые договора.

Затраты на приобретение лицензий (в том числе и для осуществления перевозочной деятельности), в соответствии с подпунктом "ц" пункта 2 Положения о составе затрат, пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пунктом 42 Инструкции по подоходному налогу и письмом Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 ноября 1993 года N 119, НП-4-04/172н "О лицензировании отдельных видов деятельности", учитываются в составе затрат предпринимателей в следующем порядке:

- лицензии со сроком до 12 месяцев (включительно) - в полном размере в уменьшение налогооблагаемого дохода за тот календарный год, в котором лицензия приобретена;

- лицензии со сроком свыше 12 месяцев - в сумме износа, исчисленного исходя из срока действия лицензии и срока ее использования в отчетном календарном году.


Пример N 1

Предприниматель в марте 2000 года получил лицензию на право осуществления деятельности на срок 3 года, понеся при этом расходы в размере 800 руб. В уменьшение налогооблагаемого дохода за 2000 год может быть принята сумма износа в 200 руб. (800 руб. : 3 года : 12 месяцев х 9 месяцев 2000 года с апреля по декабрь).


Приобретение транспортных средств. Уплата налогов


Приобретаемые индивидуальными предпринимателями автотранспортные средства подлежат регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденными приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 года N 624.

Регистрация транспортных средств производится на основании справок-счетов, выдаваемых организациями-изготовителями транспортных средств, торговыми организациями, предпринимателями, либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, в течение 5 суток после приобретения.

Расходы, связанные с регистрацией автотранспортных средств, как правило, включают в себя сбор за выдачу государственных регистрационных знаков и плату за свидетельство о регистрации транспортных средств.

При этом в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 8 апреля 1992 года N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений) размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельство о регистрации транспортных средств, устанавливаются самостоятельно исполнительными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Затраты, связанные с регистрацией автотранспортных средств в ГИБДД, в соответствии с пунктом 3.2 ПБУ 6/97 относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенного автомобиля, а потому в полной сумме в уменьшение налогооблагаемого дохода за год, в котором приобретен автомобиль, приняты быть не могут - в уменьшение налогооблагаемого дохода принимаются только суммы амортизации со стоимости автомобиля, включающей в себя в том числе и затраты на регистрацию.

В соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений) индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

При этом необходимо отметить, что с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" не уплачивается налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

Налог с владельцев автотранспортных средств ежегодно уплачивается индивидуальными предпринимателями - гражданами Российской Федерации, имеющими транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя.

Уплата налога производится в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):


Наименование объекта обложения Размер годового налога
Автомобили легковые с мощностью двигателя:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
50 коп.

1 руб. 30 коп.
Мотоциклы и мотороллеры 30 коп.
Автобусы 2 руб.
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью
двигателя:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33
кВт)
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1
кВт)
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9
кВт)
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)


2 руб.
4 руб.

4 руб. 80 коп.

5 руб. 20 коп.

7 руб. 15 коп.
Другие самоходные машины и механизмы на
пневмоходу (кроме зерноуборочных и других
специальных сельскохозяйственных комбайнов)
2 руб.

От уплаты налога освобождаются:

- категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

- инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили.

В том случае, если приобретенный автотранспорт используется в личных семейных целях предпринимателя (например, легковой автотранспорт), то производимые ежегодные платежи не могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя, так как в этом случае он является плательщиком налога как любой гражданин-собственник автотранспорта.

Если автотранспорт приобретен предпринимателем для его использования в предпринимательских целях (грузовой транспорт; автобусы и микроавтобусы для осуществления платных перевозок пассажиров и т.п.), то суммы налога в соответствии с Инструкцией МНС РФ от 4 апреля 2000 года N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), и потому уменьшают налогооблагаемый доход предпринимателя.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции изменений) и статьей 1 Закона РФ от 10 июня 1993 года N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции изменений и дополнений) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств подлежат обязательной сертификации, которая проводится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 года N 19.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона РФ N 5151-1 затраты на проведение обязательной сертификации продукции относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), что в отношении предпринимателей означает - в уменьшение налогооблагаемого дохода.


Принятие объекта транспортных средств на учет, вопросы их содержания и
эксплуатации


При приобретении автотранспортных средств для использования в целях предпринимательской деятельности ввод в эксплуатацию приобретенного автомобиля рекомендуется оформлять актом (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая межведомственная форма N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а).

Оформление акта подтвердит тот факт, что транспортное средство приобретено в предпринимательских (а не личных семейных) целях, что позволит в дальнейшем относить расходы по его эксплуатации и содержанию на уменьшение налогооблагаемого дохода.

При определении источника затрат, связанных с использованием и эксплуатацией транспортных средств, предприниматели руководствуются Положением о составе затрат, а также Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, организациями автомобильного транспорта Российской Федерации, утвержденными Минтрансом РФ 25 сентября 1995 года N ВБ-3/570 (доведены до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы РФ от 18 октября 1995 года N ПВ-4-17/67н).

При этом последний нормативный документ используется только предпринимателями, которые заняты перевозочной деятельностью (то есть оказывают услуги в области перевозок пассажиров и грузов сторонних физических и юридических лиц).

В соответствии с особенностями состава затрат, в уменьшение налогооблагаемого дохода индивидуальных предпринимателей, могут быть отнесены следующие расходы:

1) затраты на проведение, в соответствии с установленным порядком, медицинского освидетельствования водителей;

2) затраты на сервисное обслуживание пассажиров автобусов на междугородных и международных маршрутах, включая расходы на питание пассажиров и услуги гостиниц, учитываемые в стоимости билетов;

3) расходы, связанные с осуществлением международных перевозок:

- оплата получения разрешений на право выезда за пределы Российской Федерации, оформление документов на право перевозки грузов через границу без таможенного досмотра (книжек МДП - международные дорожные перевозки грузов в контейнерах);

- платежи по обязательному страхованию гражданской ответственности (включая по обязательствам МДП) перед третьими лицами за нанесенный ущерб здоровью людей и имущественных потерь;

- платежи по обязательному медицинскому страхованию водителей, выезжающих за границу по обязательствам МДП;

- расходы по уплате сборов за проезд автомашин по дорогам иностранных государств.

Согласно статьям 221 и 227 части второй НК РФ и Положения о составе затрат (подлежит применению ввиду непринятия до настоящего времени главы "Налог на доходы организаций" части второй НК РФ) на затраты предпринимателя, уменьшающие его налогооблагаемый доход, относятся:

- затраты на обслуживание процесса осуществления предпринимательской деятельности (в частности, затраты на горюче-смазочные материалы) (подпункт "е" пункта 2 Положения о составе затрат);

- затраты по поддержанию автотранспортных средств в рабочем состоянии (например, расходы на технический осмотр и уход) (подпункт "е" пункта 2 Положения о составе затрат) - затраты на проведение текущего, среднего и капитального ремонта автотранспортных средств;

- платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию автотранспортных средств (подпункт "р" пункта 2 Положения о составе затрат);

- амортизационные отчисления на полное восстановление стоимости автотранспортных средств по нормам, утвержденным в установленном порядке (подпункт "х" пункта 2 Положения о составе затрат).

По состоянию на сегодняшний день единые нормы амортизационных отчислений утверждены постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.

Стоимость приобретаемых запасных частей включается в затраты предпринимателя и уменьшает его налогооблагаемый доход, как затраты на проведение ремонта транспортного средства.

Следует обратить внимание на тот факт, что расходы на добровольное страхование автотранспортных средств, используемых исключительно в предпринимательских целях, могут быть учтены для уменьшения налогооблагаемого дохода предпринимателей в пределах норм, определенных подпунктом "р" пункта 2 Положения о составе затрат:

- до 1 июля 2000 года - в пределах 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг) совместно с суммами других видов добровольного страхования, включаемыми в затраты в соответствии с подпунктом "р" пункта 2 Положения о составе затрат;

- после 1 июля 2000 года - в пределах 2% объема реализуемой продукции (работ, услуг) совместно с суммами отчислений на добровольное страхование гражданской ответственности как источника повышенной опасности или перевозчика (постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 года N 420).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" принадлежащие индивидуальным предпринимателям автотранспортные средства подлежат периодическим техническим осмотрам.

В соответствии с Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ N 880, государственному техническому осмотру подлежат:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - 2 раза в год;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пункте "а") - 1 раз в 2 года;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в пункте "а") - 1 раз в год.

За проведение технического осмотра предусмотрено взимание платы (в том числе с использованием средств технического диагностирования).

При этом суммы такой платы относятся за счет следующих источников:

1) за технический осмотр транспортных средств, используемых в личных семейных целях (легковые автомобили, мотоциклы) - за счет собственных средств предпринимателя;

2) за технический осмотр транспортных средств, используемых в предпринимательских целях - за счет средств, относимых в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя.

В том случае, если предприниматель занимается перевозкой тяжеловесных грузов, то на основании постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по дорогам общего пользования" (в редакции изменений и дополнений) с него взимается плата за провоз таких грузов по федеральным дорогам.

Порядок взимания платы, а также виды грузов, которые относятся к тяжеловесным, определены Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой от 27 мая 1996 года.

Для перевозки тяжеловесных грузов предприниматель должен получить специальное разрешение. Для этого в дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства, подается заявление, в котором указываются сведения о характере и категории груза, параметры массы и габариты транспортного средства, предполагаемые сроки перевозки, маршрут движения, а также вид разрешения (разовое или на срок), которое предпринимателю хотелось бы получить. Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по определенному (конкретному) маршруту в указанные в нем сроки. Разрешения на определенный срок выдаются на срок от одного до трех месяцев или на определенное количество перевозок данного вида в течение указанного срока (но не более трех месяцев).

После получения разрешения предприниматель должен согласовать перевозку тяжеловесных грузов с ГИБДД МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки.

Плата за провоз тяжеловесных грузов относится на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя, на основании подпункта "ю-1" пункта 2 Положения о составе затрат.

Хранение автотранспорта, принадлежащего предпринимателю, может быть организовано в помещениях (гаражах), принадлежащих как самому предпринимателю, так и сторонним физическим и юридическим лицам.

Оплата услуг по хранению транспорта может быть отнесена на затраты предпринимателя и уменьшение налогооблагаемого дохода на основании подпункта "е" пункта 2 Положения о составе затрат (как обеспечение охраны), если хранение организуется юридическими лицами, или на основании пункта 7 Положения о составе затрат, если хранение организуется физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (как вознаграждение по заключенному договору гражданско-правового характера).

При этом необходимо учитывать, что суммы за хранение, выплачиваемые физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (за найм гаража и т.п.), являются объектом обложения по подоходному налогу (налогу на доходы) и расчетной базой по единому социальному налогу.

Что касается уплаты сумм сбора за парковку автотранспорта, то в соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" они не относятся на себестоимость, в связи с чем не могут быть отнесены в уменьшение налогооблагаемого дохода.


Амортизация стоимости автотранспортных средств


Уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателей на стоимость принадлежащих им автотранспортных средств, используемых исключительно для предпринимательских целей, производится посредством исчисления амортизационных отчислений и уменьшения на их суммы ежегодно налогооблагаемого дохода индивидуальных предпринимателей.

При этом необходимо учитывать, что по транспортным средствам расчет амортизации производится по способу списания стоимости пропорционально пробегу автомобиля.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предприниматели без образования юридического лица вправе применять механизм ускоренной амортизации основных производственных фондов (подтверждено письмом ВАС РФ от 21 июня 1999 г. N 42). В расчет амортизации при этом могут приниматься нормы в два раза превышающие нормы, установленные постановлением Совмина РФ N 1072.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации, предприниматели могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости автотранспортных средств.


Затраты на горюче-смазочные материалы


Под горюче-смазочными материалами (далее по тексту - ГСМ) понимаются автобензин, дизельное топливо, керосин, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива, а также другие технические и специальные жидкости, используемые при эксплуатации транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, специальных и специализированных автомобилей).

Расходы на приобретение ГСМ относятся на затраты индивидуальных предпринимателей, то есть в уменьшение его налогооблагаемого дохода, при условии:

а) ГСМ приобретаются непосредственно предпринимателем или, по крайней мере, за его счет;

б) расход ГСМ подтвержден документально, а именно, имеются первичные оправдательные документы на приобретение ГСМ и путевые листы по использованию автотранспорта в предпринимательских (а не личных семейных) целях;

в) расход ГСМ сопоставлен с его нормами расхода и значительных расхождений при этом не выявлено.

ГСМ может приобретаться самим предпринимателем или работниками, с которыми у него заключены трудовые договора на управление автотранспортными средствами. При этом последние оплачивают ГСМ за счет средств полученных ими под отчет от предпринимателя или денежными суррогатами (талонами, купонами, сертификатами, чеками с отражением на них стоимостных достоинств).

Затраты на ГСМ, произведенные не за счет средств предпринимателя, на его затраты не могут быть приняты.

В том случае, если предприниматель возмещает в последующем (то есть без выдачи сумм в подотчет) расходы на ГСМ, которые понес работник, с которым у него заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, с отнесением расходов на ГСМ на затраты предпринимателя, у него могут возникнуть проблемы.

Связано это с тем, что в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на обслуживание производственного процесса, в том числе по обеспечению этого процесса ГСМ.

Порядок отражения материальных затрат по обслуживанию производственного процесса в себестоимости продукции изложен в пунктах 5 и 6 Положения о составе затрат, где указано на то, что в элементе "материальные затраты" отражается стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, топлива всех видов.

Таким образом, стоимость ГСМ может быть отнесена на затраты предпринимателя при условии их приобретения непосредственно предпринимателем или за счет его средств.

Исходя из этого оплата стоимости ГСМ, приобретаемых водителями автомобилей, в качестве компенсации их расходов не подпадает под действие подпункта "е" пункта 2 и пункта 6 Положения о составе затрат.

Вместе с тем, для отнесения стоимости приобретенного ГСМ за затраты можно оформить расчеты с работником как с подотчетным лицом (выдать задание на приобретение ГСМ, возместить стоимость перерасхода, а ГСМ списать на основании путевых листов и авансового отчета водителя).

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 части второй НК РФ расходы индивидуальных предпринимателей, уменьшающие его налогооблагаемый доход, должны быть подтверждены документально.

Затраты на ГСМ для принятия их в состав затрат предпринимателя должны быть подтверждены документами на их приобретение и расходование.

При безналичных расчетах за приобретаемые ГСМ, оправдательными документами являются платежное поручение и накладная об оприходовании оплаченных ГСМ (как вариант - талонов на топливо).

При приобретении ГСМ за наличный расчет, оправдательным документом является кассовый чек, в котором указываются дата приобретения, марка топлива или смазочного материала, количество отпущенного топлива и общая уплаченная стоимость. В случае же когда кассовые чеки не выдаются (что маловероятно и чего следует избегать) предприниматель (или его водитель) обязан получить иной документ, например справку, квитанцию, накладную, имеющие вышеприведенные данные, а также реквизиты продавца и заверенный подписью и штампом (печатью) организации, осуществившей отпуск.

При отсутствии кассового чека (даже при представлении приходных ордеров) факт закупки может вызвать большие сомнения, так как в соответствии с законом РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" наличие кассового чека при розничной продаже ГСМ является обязательным.

Расходование ГСМ подтверждается путевыми листами, которые ведутся на каждое транспортное средство.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Минтранспорта РФ от 30 июня 2000 года N 68 "О ведении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (далее по тексту - приказ N 68) ведение путевых листов для предпринимателей является обязательным. До даты вступления приказа Минтранспорта РФ N 68 в законную силу, ведение путевых листов, является рекомендательным, так как иное документальное подтверждение для принятия расхода ГСМ в состав затрат предпринимателя налоговыми органами может быть не принято.

При этом предприниматели используют следующие формы путевых листов:

- до даты вступления в силу приказа Минтранспорта N 68 - формы: N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", 4-С "Путевой лист грузового автомобиля" (при сдельной оплате труда), 4-П "Путевой лист грузового автомобиля" (при повременной оплате труда), 6 "Путевой лист автобуса", утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года N 78;

- после даты вступления в силу приказа Минтранспорта N 68 - формы, утвержденные данным приказом, применяются со следующих дат:

- "Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя" (форма N ПА-1) - с 1 октября 2000 года;

- "Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя" (форма N ПГ-1) - с 1 января 2001 года;

- "Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя" (форма N ПЛ-1) - с 1 января 2001 года.

Путевые листы индивидуальных предпринимателей в соответствии с приказом N 68 обязаны к использованию всеми индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности как на коммерческой основе, так и за собственный счет для производственных целей.

Исходя из того, что в законодательном порядке определена необходимость ведения индивидуальными предпринимателями путевых листов, можно утверждать, что списание затрат на ГСМ в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя может быть произведено только при наличии правильно оформленных и наличествующих (с учетом сроков, определенных в приказе) путевых листов.

Порядок ведения путевых листов индивидуальными предпринимателями утвержден также приказом Минтранспорта РФ N 68.

Согласно Порядку разъяснено, что при привлечении органами местного самоуправления предпринимателей на договорных (контрактных) условиях при перевозке пассажиров автобусами по утвержденной ими маршрутной сети, допускается применение форм путевых листов, установленных для юридических лиц и утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года N 78.

При применении наемного труда работников, путевой лист каждому водителю оформляется предпринимателем или специально назначенным им лицом. Если же предприниматель сам управляет автомобилем, то путевой лист оформляется им самим.

После выписки путевой лист должен быть зарегистрирован в "Журнале регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя", который ведется по форме приложения N 4 к приказу N 68:


N
п/п
Номер
путевого
листа
Дата
выдачи
путевого
листа
Водитель
(Ф.И.О.)
Государствен-
ный регистра-
ционный номер
автотранспор-
тного средст-
ва
Время
выезда
Время
возврата
Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8

Путевой лист действителен в течение одного дня, а если водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автомобильного транспорта, то он действителен на срок выполнения данного задания.

Во всех случаях путевой лист должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников милиции и работников Российской транспортной инспекции.

Хранится путевые листы должны в течение 5-ти лет.

В обязательном порядке в оформленных путевых листах должны найти свое отражение показания счетчика на начало и конец рабочего дня и маршруты передвижения.

При этом не следует забывать, что передвижение автомобилей, а, следовательно, и производственный (предпринимательский) характер расходуемых ГСМ может быть еще дополнительно подтвержден товарно-транспортными накладными, выдаваемым водителям заданием и т.п. (т.е. оправдательные документы должны быть увязаны друг с другом).

В путевых листах все передвижения, связанные с выполнением перевозок, приводятся как можно более подробно, а общих фраз типа "выполнение служебного задания" следует избегать.

Пример заполнения путевого листа грузового автомобиля приведен в приложении к настоящей публикации.

При отнесении затрат на ГСМ в составе затрат предпринимателя следует учитывать, что Минтрансом России 29 апреля 1997 года утверждены "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" под номером Р 3112194-0366-97 (далее по тексту - Нормы), которые установлены на период до 1 января 2002 года и рекомендованы к использованию письмом Госналогслужбы РФ от 26 января 1998 года N 21-0-06/32 (по заключению Минюста РФ от 16 июля 1999 г. N 5717-ЭР Нормы в регистрации в Минюсте РФ не нуждаются).

Если фактический расход будет значительно превышать нормы расходования, то у налоговых органов могут возникнуть вопросы об обоснованности затрат.

В связи с этим, по мнению редакции, расход ГСМ должен во всех случаях соизмеряться с нормами расхода, и по их превышению предприниматель должен иметь обоснованное мнение об уменьшении своего налогооблагаемого дохода на сумму превышения над нормами (ведь по большому счету перерасход может быть допущен даже по простому хищению топлива из бака водителем, с которым у предпринимателя заключен трудовой договор).

В общем случае, выделяются следующие виды норм расхода ГСМ:

- линейные нормы расхода топлива для легковых автомобилей, автобусов, бортовых автомобилей, тягачей, самосвалов, фургонов;

- нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей (автокраны, погрузчики, цементовозы и др.);

- нормы расхода смазочных материалов.

Кроме того, в составе норм расходов топлива выделяются следующие: базовая норма на 100 км пробега (расход топлива без груза); норма на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива для автомобилей с грузом); норма на пробег с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и разгрузки).

Во всех случаях нормы корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. Корректировка осуществляется путем применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и т.п., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс.

Применение коэффициентов и перевод с "зимних" норм расхода на "летние" осуществляется по письменному решению индивидуального предпринимателя. Кроме того, данным решением могут вводиться дополнительные корректировочные коэффициенты.


Пример N 2

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующей формуле:


                   Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где Qн - нормативный расход топлива, литры;

Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Исходя из данных путевого листа индивидуального предпринимателя установлено, что принадлежащий ему легковой автомобиль ВАЗ-2109 5 января 2001 года совершил пробег в 125 километров (г. Москва).

Исходя из данных таблицы 1.1 Норм базовая норма расхода по автомобилю ВАЗ-2109 составляет 8 л/100 км.

По решению предпринимателя при расчете могут быть применены следующие поправочные коэффициенты:

- повышающий 10% - за работу в зимних условиях;

- повышающий 20% - за работу в городе с населением свыше 2,5 млн.человек.

Нормируемый расход топлива составит: 0,01 х 8 х 125 х (1 + 0,01 х 30) = 13 литров.

Нормы смазочных материалов и специальных жидкостей установлены на 100 литров общего расхода топлива автомобилей каждой марки (рассчитанного по нормам для данного автомобиля) и подразделены по следующим видам: моторные, трансмиссионные, специальные масла и пластичные смазки.

Нормы расхода масел снижаются на 50% для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее трех лет (кроме автомобилей ВАЗ и легковых автомобилей иностранных марок), и повышаются на 20% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количестве заправок на один автомобильный транспорт.

Необходимо учитывать, что если предприниматели не в состоянии документально подтвердить свои расходы, в уменьшение налогооблагаемого дохода может быть принята величина в 20% от общей суммы доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 221 части второй НК РФ).


Организация расчетов с водителями, с которыми предпринимателем заключен
трудовой договор


В соответствии со статьей 15 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона РФ от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ) индивидуальные предприниматели имеют право принимать физических лиц на условиях трудового договора по найму.

Возможность найма работников на условиях трудовых договоров, возлагает на предпринимателя обязанности по предоставлению гарантий и льгот, предусмотренных трудовым законодательством: выплата заработной платы за полностью отработанный рабочий месяц в размере не менее минимальной месячной оплаты труда (не учитывая премии, доплаты и надбавки), выплаты районных коэффициентов, надбавок к месячному заработку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью не менее 24 рабочих дней и т.п.

Использование труда водителей должно быть организовано на основании "Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 года N 16 (более подробно - см. журнал "Консультант бухгалтера" N 8 за 2000 год).

При использовании труда наемных работников в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя принимаются расходы на оплату труда работников, отчисления с таких сумм на государственное социальное страхование и обеспечение, а также расходы на предоставление трудовых и социальных гарантий и льгот, предусмотренных трудовым законодательством и включенным в состав расходов на оплату труда, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) (пункт 7 Положения о составе затрат).

Кроме расчетов по оплате труда, с работником осуществляются расчеты по выдаче денежных средств под отчет для приобретения ГСМ и по допущенному перерасходу (экономии) ГСМ.

Выдача наличных денежных средств под отчет регулируется "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета Директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.

Величина сумм наличных денежных средств для приобретения ГСМ, подлежащих выдаче в под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода, а при работе в междугороднем или межобластном сообщении - величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания.

При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового (предусмотренного заданием согласно путевому листу) пробега, утвержденных на предприятии линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и в территориях маршрута следования, количества рабочих дней в неделю, величин заправок непосредственно у предпринимателя и т.п.

Стоимость расхода топлива при работе на длительных маршрутах исчисляется кроме того с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами в размере, как правило, до 15% общего пробега по маршруту.

В случае выявления перерасхода ГСМ, допущенного водителем, с которым у предпринимателя заключен трудовой договор, последний вправе в соответствии с трудовым законодательством произвести удержания сумм перерасхода из начисленных в пользу работника сумм оплаты труда.

Перерасход представляет собой превышение фактического расхода ГСМ над нормами. Для выяснения причин перерасходов проверяется правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, выясняются причины перерасхода, а при необходимости проводятся контрольные замеры.

Если причиной перерасхода послужило техническое состояние автомобилей, перерасход не может быть удержан с работника, а для его предотвращения в дальнейшем должно быть организовано техническое обслуживание и ремонт автомобиля.

При наличии же вины водителя в перерасходе, предприниматель, как работодатель, вправе принять решение о привлечении работника в установленном порядке к материальной ответственности (статьи 118-123 КЗоТ РФ), а также о расторжении с ним трудового договора (контракта).

Удержания с работника в возмещение перерасхода ГСМ в соответствии с пунктом 3 статьи 124 КЗоТ РФ могут быть произведены работодателем без согласия работника только в размере, не превышающем его среднего месячного заработка. При этом при каждой выплате заработной платы допускается производить удержания в размере не свыше 20% причитающейся суммы за минусом подоходного налога (статья 125 КЗоТ РФ).

Удержания сверх среднего месячного заработка возможны только по согласованию с работником или в судебном порядке посредством выдачи исполнительного документа.

В том случае, если фактический расход ГСМ составит меньше, чем это предусмотрено нормами, работнику могут быть произведены выплаты премии за экономию ГСМ с отнесением ее также на затраты предпринимателя на основании пункта 7 Положения о составе затрат в составе "премий за производственные результаты".


Списание автотранспортных средств


При начислении полной амортизации по объектам автотранспортных средств, их стоимость больше не может уменьшать налогооблагаемый доход предпринимателя, в связи с чем считается, что автотранспортное средство "списано".

Если по решению предпринимателя автотранспорт подлежит списанию с учета (при полном начислении износа объекты основных средств могут продолжать числиться в карточках и других регистрах аналитического учета), то оно может быть оформлено "актом на списание автотранспортных средств" (форма N ОС-4а, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 года N 71а).

В случае досрочного (до начисления полной суммы амортизации) списания транспортного средства, в том числе по причине стихийного бедствия, пожара, угона и т.п., налогооблагаемый доход работника на определенную сумму стоимости данного средства уменьшен быть не может, так как в соответствии с Положением о составе затрат такие затраты могут быть отнесены только к внереализационным, а они в соответствии с пунктом 1 статьи 221 части второй НК РФ налогооблагаемый доход предпринимателей уменьшать не могут.


Использование автотранспорта на условиях аренды и лизинга


Предприниматели вправе арендовать объекты транспортных средств у сторонних физических и юридических лиц.

При определении источника списания затрат по производству арендных платежей, необходимо учитывать положения письма МНС РФ от 11 апреля 2000 года N ВГ-6-02/271 "По вопросу учета расходов организации по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями".

Согласно данному письму расходы арендатора по арендной плате и содержанию имущества, полученного в аренду от физического лица, не являющегося предпринимателем, не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора, учитываемой для целей налогообложения.

Исходя из этого суммы такой арендной платы не могут уменьшить налогооблагаемый доход предпринимателя. Кроме того, на основании того же письма N ВГ-6-02/271 не могут уменьшить налогооблагаемый доход предпринимателей также расходы по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту автотранспортных средств, арендованных у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Если транспортное средство арендуется у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, то расходы на производство арендных платежей, а также на техническое обслуживание, производство текущего и капитального ремонта, могут быть отнесены на затраты предпринимателя и на уменьшение его налогооблагаемого дохода на основании Положения о составе затрат (подпункты "ч" и "е" пункта 2 Положения о составе затрат; пункты 78 и 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н).

Что касается ГСМ, то при использования арендованных транспортных средств расходы по ГСМ на них в соответствии с письмом Минфина РФ от 14 апреля 1998 года N 04-2-14 могут быть отнесены в общеустановленном порядке на затраты предпринимателя при условии наличия соответствующих документов, подтверждающих затраты.

При оформлении затрат на ГСМ по арендованным автотранспортным средствам, кроме того, необходимо учитывать, что действующее законодательство отдельно выделяет договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (аренда транспортного средства с экипажем) (статья 632 ГК РФ) и договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и эксплуатации (аренда транспортного средства без экипажа) (статья 642 ГК РФ).

Если заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, то расходы на ГСМ несет само предприятие, а не арендодатель. И поэтому при соответствующем оформлении затрат на ГСМ, они могут быть отнесены на затраты.

Если же заключен договор аренды транспортного средства с экипажем, то затраты на ГСМ могут производить представители стороны арендодателя. В таком случае стоимость ГСМ не может быть отнесена на себестоимость, так как в соответствии с Положением о составе затрат материальные затраты могут быть отнесены на себестоимость только при условии их приобретения непосредственно хозяйствующим субъектом. Возмещение же затрат по содержанию транспортного средства, впрочем как и отнесение на затраты, может быть произведено только в порядке арендной платы.

Суммы выплачиваемые физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, арендных платежей наряду со стоимостью произведенного за счет предпринимателя ремонта, являются объектом обложения налога на доходы физических лиц (подпункт 4 пункта 1 статьи 208 части второй НК РФ).

Стоимость услуг по ремонту и эксплуатации транспортного средства при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем должна являться базой для исчисления единого социального налога (такие суммы доходов приравниваются к доходам от выполнения работ (оказания услуг), которые являются базой для начисления социального налога - см., например, письмо Пенсионного фонда РФ от 20 марта 1997 года N ЕВ-09-11/2147-ИН "О договорах гражданско-правового характера, заключенных между организацией и физическим лицом (индивидуальным предпринимателем)".

При использовании автотранспорта на условиях договора лизинга, затраты по производству лизинговых платежей, а также по их техническому обслуживанию и ремонту во всех случаях включаются в затраты предпринимателя, так как в роли лизингодателя не может выступать физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.


Использование автотранспорта на безвозмездной основе


Предприниматели могут использовать автотранспорт, принадлежащий другим физическим лицам или юридическим лицам, на безвозмездной основе. Для этого между предпринимателем и владельцем автомобиля заключается договор безвозмездного пользования (ссуды), отношения по которому регулируются статьей 689 ГК РФ.

По договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, оговоренном в договоре.

К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные для договоров аренды.

В соответствии со статьей 695 ГК РФ, предприниматель-ссудополучатель обязан поддерживать автомобиль, полученный в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонтов, а также нести все расходы на его содержание.

При этом в том случае, если в роли ссудодателя выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то затраты на осуществление всех видов ремонтов, в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя-ссудополучателя приняты быть не могут (было рассмотрено ранее при рассмотрении договоров аренды).

Если же ссудодателем выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то затраты на осуществление всех видов ремонтов, а также затраты по текущему содержанию автотранспорта могут быть отнесены на затраты предпринимателя-ссудополучателя и соответственно на уменьшение налогооблагаемого дохода в соответствии с письмом МНС РФ от 12 июля 1999 года N ВГ-6-02/546, но только если автотранспорт используется в целях осуществления предпринимательской деятельности.


Использование автотранспорта работников


Если для предпринимательских целей используется автотранспорт работников, с которыми у предпринимателя заключены трудовые договоры, то возможны два варианта оформления отношений:

1) между сторонами заключается договор аренды автотранспортного средства, но тогда затраты на производство арендных платежей возможны только за счет собственных средств предпринимателя (без уменьшения налогооблагаемого дохода), а само автотранспортное средство подлежит использованию без участия работника в роли водителя (в одно и тоже время работник не может работать как по трудовому договору, так и по договору гражданско-правового характера);

2) работнику ежемесячно выплачивается компенсация за использование личных автомобилей в интересах предпринимателя.

Выплата компенсации производится ежемесячно в пределах норм, определенных письмом Минфина РФ от 4 февраля 2000 года N 16н:

- при использовании автомобиля ЗАЗ - не более 116 руб.;

- ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) - не более 148 руб.;

- АЗЛК, ИЖ - не более 173 руб.;

- ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 - не более 221 руб.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указанные нормы подлежат увеличению на 10%.

Если компенсация будет производится в повышенном размере, то разница не может уменьшить налогооблагаемый доход (компенсация в пределах норм относится на затраты предпринимателя в соответствии с пунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат).

Условия выплаты компенсации работникам определены письмом Минфина РФ от 21 июля 1992 года N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок".

В частности, в соответствии с данным документом, компенсация не может выплачиваться за время нахождения работника в отпуске, командировке; за дни болезни работника; а также по другим причинам (в том числе поломка автомобиля и т.п.), когда личный автомобиль не эксплуатировался. Не выплачивается компенсация также и работникам, использующим грузовые автомобили или автобусы.

Выплачиваемые в пределах норм суммы компенсации не подлежат обложению подоходным налогом (налогом на доходы) или страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (социальным налогом). Суммы же превышения компенсации над установленными нормами подлежат обложению данными обязательными платежами.

При использовании автотранспорта работника, затраты на оплату ГСМ отдельно от сумм компенсации на расходы предпринимателя приняты быть не могут, а могут быть возмещены только в составе сумм производимой компенсации.

На практике в ряде случаев право управления автотранспортным средством, принадлежащим предпринимателю, передаются по доверенности другому физическому лицу.

При этом необходимо обратить внимание на следующее.

Если доверенность выдается с оговоркой, что физическое лицо "пользуется (управляет) автомобилем от имени и в интересах предпринимателя (владельца)", то вопросов об отнесении затрат на ГСМ в составе затрат возникнуть не должно (при условии, что горюче-смазочные материалы приобретаются непосредственно предпринимателем или за счет его средств с применением путевых листов).

В случае же передачи в соответствии со статьей 209 ГК РФ прав владения транспортным средством и наличия таких записей в доверенности, отнесение израсходованных ГСМ на затраты становится проблематичным, и на затраты предпринимателя могут быть отнесены только расходы на выплату компенсации.


И.В.Березкин


"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.


Приложение

Форма N ПГ-1
Утверждена приказом
Министерства транспорта РФ
от 30 июня 2000 г. N 68


Путевой лист N 4
грузового автомобиля индивидуального предпринимателя
с "10" по "10" января 2001 г.

Предприниматель Водитель (Ф.И.О)* 1. Петров В.А.
Ф.И.О. Николаев Петр
Петрович

г.Москва, ул.
Неру, д.ЗЗ, кв.
45

215-67-66
2.
Адрес Номер водительского
удостоверения*
1. 99 КЛ N 304506
Телефон 2.
Тип, марка Регистрационный знак
Автомо-
биль
ГАЗ 99 RUS Н 567 ПК
Прицеп
(полупри-
цеп)
 
Водитель по состоянию
здоровья к управлению
допущен*

__________ Николаев П.П.

Место для штампа
Автомобиль технически исправен
Выезд разрешен*


________________________________ Николаев П.П.

Место для штампа
  Дата (число, месяц,
год), фактическое время
(ч. мин)
Показания спидометра, км.
Выезд 10.01.2001 9 час. 30
мин.
98250
Возврат 10.01.2001 17 час. 15
мин.
98400
I. Работа водителя и грузового автомобиля
Заказчик
(наименование
и адрес)
Маршрут движения Наименование
груза
Расстояние,
км
откуда куда
ООО "Вега",
г.Москва,
ул.Победы,
д.30
Гараж,
г.Москва,
ул.Маркса,
д.15
ООО "Вега",
склад,
г.Одинцово,
ул. Новаторов
д.13
без груза 70
ООО "Вега",
г.Москва,
ул.Победы,
д.30
ООО "Вега",
склад,
г.Одинцово,
ул. Новаторов,
д.13
ООО "Вега",
магазин,
г.Москва,
ул.Парковая,
д.17
компьютеры,
оргтехника
50
ООО "Вега",
г.Москва,
ул.Победы,
д.30
ООО "Вега",
магазин,
г.Москва,
ул.Парковая,
д.17
Гараж,
г.Москва,
ул.Маркса,
д.15
без груза 30
II. Результаты использования грузового автомобиля
Пробег общий, км Время в работе,
ч. мин.
Перевезено грузов, т
150 6 ч. 30 мин. 2
М.П.

Предприниматель: Николаев
Особые
отметки:
 
 
 
* Данные заполняются при использовании наемных водителей индивидуальным
предпринимателем

Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.