Бухгалтерский учет движения строительных материалов при осуществлении строительно-монтажных работ (В.Р.Воинов, "Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2001 г.)

Бухгалтерский учет движения строительных материалов при осуществлении
строительно-монтажных работ


     Особенности учета материалов поставки заказчика                     
     Учет материалов поставки подрядчика                                 
     Особенности учета материалов поставки инвестора                     
     Особенности учета материалов поставки дольщика                      

Удельный вес стоимости строительных материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от вида строительных объектов может составлять до половины всех расходов. Поэтому организация правильного учета поступления и расходования строительных материалов имеет весьма важное значение для эффективного использования материально-производственных запасов, оптимизации оборотных средств организаций и формирования бухгалтерской информации для принятия управленческих решений.

Общие положения формирования фактической себестоимости приобретаемых материалов сформулированы в пунктах 6-10 ПБУ 5/98, которыми следует руководствоваться всем участникам договора строительного подряда, занимающихся приобретением материалов.

В соответствии с ПБУ 5/98:

фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. затраты.

Обращаем внимание на то, что данным абзацем пункта 6 ПБУ 5/98 предусмотрена возможность отнесения в состав данных затрат организации и затрат по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально - производственных запасов на складах организации. Из текста характеристики счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", приведенной в Новой Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - Новая Инструкция по применению Плана счетов), вытекает, что проценты по привлеченным кредитам и займам должны относиться не на увеличение фактической себестоимости приобретенных материально-производственных запасов, а учитываться в составе прочих расходов (то есть списываться в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы");

иные затраты, непосредственно связанные, с приобретением материально-производственных запасов.

Таким образом, в состав фактической себестоимости материально-производственных запасов могут включаться практически любые прямые затраты, связанные с их приобретением и заготовлением.

В зависимости от характера хозяйственных отношений с поставщиками материалов и прочими сторонними организациями, работы и услуги которых используются при приобретении материально-производственных запасов, себестоимость приобретения материалов может формироваться либо непосредственно на счете 10 "Материалы" либо на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов" (с последующим списанием сформированной себестоимости на счет 10). Обращаем внимание, что в Новой Инструкции по применению Плана счетов экономическое содержание счетов 10, 15, а также счета 16 "Отклонение в стоимости материалов", используемого при заготовлении материалов, характеристика этих счетов и порядок их применения оставлены прежними. Дополнен только перечень субсчетов, рекомендуемых к открытию к счету 10, вследствие исключения из Нового Плана счетов счета учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа. Рассмотрение этого изменения не входит в вопросы, рассматриваемые в данной статье.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов. Как правило, под такими случаями имеется в виду существование в организации специализированных структурных подразделений, занимающихся исключительно заготовлением и приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

В данном случае при оприходовании изготовленных материалов дебетуются счета их учета и кредитуются счета учета производственных затрат.

Чаще всего материалы изготавливаются во вспомогательных производствах. То есть, наиболее распространенной бухгалтерской проводкой, отражающей оприходование материалов, изготовленных в организации, будет:

дебет счета 10 (по соответствующим субсчетам) кредит счета 23 "Вспомогательные производства"

или

дебет счета 15 кредит счета 23

и

дебет счета 10 кредит счета 15.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Поступление материалов в этом случае в бухгалтерском учете отражается проводками:

по прежнему Плану счетов:

дебет счета 75 "Расчеты с учредителями" кредит счета 85 "Уставный капитал" - на сумму задолженности учредителя;

дебет счета 10 кредит счета 75 - на сумму стоимости внесенных материалов;

по новому Плану счетов:

дебет счета 75 кредит счета 80 "Уставный капитал"

и

дебет счета 10 кредит счета 75.

Характеристика и порядок использования счета 75 в Новой Инструкции по применению Плана счетов не изменился, а уставный капитал после перехода будет учитываться на счете 80.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования.

С 2000 года стоимость таких материалов в пассиве баланса отражается на счете 80 "Прибыли и убытки", а не на счете 87 "Добавочный капитал", субсчет "Безвозмездно полученные ценности" (по старому Плану счетов), то есть увеличивает налогооблагаемую и валовую прибыль.

Новой Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрена более сложная схема учета движения материалов, полученных безвозмездно:

дебет счета 10 кредит счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Безвозмездные поступления" - на сумму стоимости поступивших материалов;

дебет счетов учета производственных затрат (или иных счетов, в дебет которых списываются использованные материалы) кредит счета 10

и

дебет счета 98 кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму стоимости использованных материалов.

Тем самым увеличение налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с Новой Инструкцией по применению Плана счетов, происходит не в момент получения материалов, а в момент их фактического использования.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Поступление материалов в строительные организации на бартерной основе не является широко распространенным, так как это предполагает обмен продукцией, а большая часть продукции подрядных строительных организаций предназначена для передачи заказчикам строительства. Реализация такой продукции на открытом рынке в обмен на материалы (номенклатура которых довольно строго определена) вряд ли возможна. Другие же участники договора строительного подряда, как правило, не производят продукцию, которую можно было бы реализовать в обмен на строительные материалы.

При выполнении работ и осуществлении расчетов по договору строительного подряда учет движения строительных материалов имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой данного вида предпринимательской деятельности. Поэтому целесообразно рассмотреть эти особенности применительно к источникам поступления материалов - в зависимости от того, кто является основным поставщиком материалов.


Особенности учета материалов поставки заказчика


Возложение обязанностей по обеспечению стройки материалами на заказчика было весьма распространено в период плановой экономики, когда поставки материалов определенной номенклатуры фондировались, а фондодержателями являлись заказчики строительства в центре, отраслевые, ведомственные и территориальные органы управления.

С переходом на рыночные отношения обеспечение строек материалами существенно упростилось. Тем не менее, в ряде случаев по договору строительного подряда предусматривается поставка заказчиком определенной номенклатуры материалов. Это обусловлено тем, что специализированные заказчики, давно работающие в этой сфере, располагают собственными складскими помещениями, транспортом, а также квалифицированными работниками для приобретения, хранения и передачи в производство материально-производственных запасов. В этих условиях обеспечение строительства материалами поставки заказчика может существенно снизить затраты на производство строительной продукции, позволит оптимизировать размер оборотных средств, а также осуществить действенный контроль за эффективностью использования материалов.

Напоминаем, что организации-заказчики учитывают материалы, предназначенные для использования при производстве строительно-монтажных работ, на субсчете "Строительные материалы", открываемом к счету 10, независимо от вида материалов.

Так как передача материалов от заказчика к подрядчику не является реализационной операцией, то для отражения их в бухгалтерском учете использование счетов учета реализации не нужно. Специфика учета строительной продукции такова, что подрядчик включает в стоимость выполненных строительно-монтажных работ стоимость всех использованных материалов - независимо от того, оплачивались ли они подрядной организацией или поступили от других участников договора строительного подряда. Поэтому заказчику целесообразно учитывать стоимость переданных подрядчику материалов в составе авансов выданных - на счете 61 "Расчеты по авансам выданным" (по прежнему Плану счетов) или на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - по новому Плану счетов:

дебет счета 61 (60) кредит счета 10 - на сумму стоимости переданных подрядчику строительных материалов;

дебет счета 60 кредит счета 61 - на сумму стоимости материалов, зачтенных при расчетах за строительную продукцию.

Вторая проводка оформляется только до перехода на новый План счетов. После перехода зачет аванса (в данном случае - стоимости переданных материалов) будет отражаться только в аналитическом учете.

Кроме того, по операциям, связанным с движением материалов, возникает необходимость учета так называемых "возвратных сумм". В общем случае - при учете расходования материалов на промышленных предприятиях - возвратные материалы уменьшают себестоимость продукции, работ или услуг. Однако в строительном производстве возвратные материалы появляются и по причинам, не обусловленным технологией процесса.

В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений. Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

Так как по своему экономическому содержанию суммы стоимости таких материалов принадлежат стороне, финансирующей строительство, а использоваться подобные материалы могут, как правило, только подрядными организациями, то возникает необходимость применения особой схемы бухгалтерского учета возвратных сумм.

На практике такие суммы чаще всего учитываются в составе прочих источников финансирования. Для этих целей открывается отдельный субсчет к счету 96 "Целевые финансирование и поступления" (по прежнему Плану счетов) или 86 "Целевое финансирование" (по новому Плану счетов).

При отражении этих сумм в расчетных документах делаются бухгалтерские проводки:

По прежнему Плану счетов:

дебет счета 61 кредит счета 96 - на величину возвратных сумм

и

дебет счета 60 кредит счета 61 - на суммы, направленные на уменьшение задолженности перед подрядной строительной организацией по стоимости строительно-монтажных работ.

По новому Плану счетов

дебет счета 60 кредит счета 86 - на величину возвратных сумм.

Удержание стоимости возвратных сумм с задолженности после перехода на новый План счетов будет отражаться только в аналитическом учете.

В связи с изменениями в порядке учета использования средств целевого финансирования (как по старому, так и по новому Плану счетов), вопрос о дальнейшем списании сумм, учтенных на кредите счета учета целевого финансирования, пока остается открытым. Однако, в любом случае, по окончании отчетного года остаток средств целевого финансирования должен быть списан (коммерческими организациями) на счет учета доходов будущих периодов (83 или 98 - по новому Плану счетов) для дальнейшего включения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации заказчика. Разумеется, списанию на счет учета прибылей и убытков (для последующего включения в налоговую базу) подлежат не все возвратные суммы, а только та их часть, которая не направлена на финансирование вложений во внеоборотные активы (капитальных вложений).

Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.

В бухгалтерском учете материалы поставки заказчика целесообразно учитывать в составе авансов полученных:

по прежнему Плану счетов:

дебет счета 10 кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным" - на сумму стоимости полученных материалов;

дебет счета 64 кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму, зачтенную при расчетах за выполненные строительно-монтажных работ;

по новому Плану счетов:

дебет счета 10 кредит счета 62 - на сумму стоимости полученных материалов.

Обращаем внимание, что, несмотря на то, что суммы стоимости полученных материалов относятся в состав полученных авансов, включение их в налоговую базу по НДС налоговым законодательством не предусмотрено. Статья 162 части второй НК РФ обязывает учитывать при определении налоговой базы только суммы авансовых платежей - то есть авансы, полученные в денежной форме.

Списание материалов поставки заказчика на себестоимость выполненных строительно-монтажных работ производится общим порядком.


Учет материалов поставки подрядчика


Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что поставка материалов (по всей или ограниченной номенклатуре) является обязанностью подрядчика.

Поступление и списание материалов в этом случае ведется в общем порядке. Схемы бухгалтерских проводок, оформляемых при поступлении материалов (в зависимости от источников поступления), приведены выше.

При организации бухгалтерского учета материалов в подрядных строительных организациях, следует иметь в виду, что методы оценки запасов, списываемых в производство, которые может применять строительная организация отличаются от методов, указанных в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем РФ 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7 (далее - Типовые рекомендации) указаны следующие методы:

- по планово-расчетным ценам франко-приобъектный склад с отдельным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам;

- по себестоимости каждой единицы закупаемых материалов;

- по средневзвешенной себестоимости;

- по стоимости первых (с учетом стоимости материалов на начало периода) в течение отчетного месяца (периода) закупок материала (ФИФО);

- по себестоимости последних в течение отчетного месяца (периода) закупок материалов (ЛИФО).

В настоящее время различие составляет один пункт - первый (до принятия Положения по ведению бухгалтерского учета в Положении о бухгалтерском учете не был указан и второй из перечисленных методов).

При учете материалов по планово-расчетным ценам франко-приобъектный склад с отдельным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам строительные организации определяют номенклатуру материалов, по которым устанавливаются планово-расчетные цены, в пределах наименование, видов и групп материальных ценностей. Отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам учитываются по принятым в строительной организации видам производственных запасов и ежемесячно списываются на счета учета использования материалов, а также на объекты учета пропорционально планово-расчетной стоимости израсходованных и отпущенных материалов (за исключением части отклонений, относящейся к планово-расчетной стоимости остатка материалов на конец месяца). В случае значительного отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам и в целях анализа отклонений бухгалтерия может вести специальные карточки определения и распределения отклонений по основным видам материалов.

Списание материалов по себестоимости каждой единицы закупаемых материалов является методом их списания по фактической себестоимости. Этот метод может применяться строительными организациями с незначительной номенклатурой материалов, выполняющими работы по специальным заказам, когда можно организовать такой учет и проследить за использованием материалов в производстве.

Метод оценки по средней себестоимости - метод, при котором средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.

Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО) - метод, при котором оценка запасов основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) - метод, оценки запасов основанный на допущении, что ресурсы, первыми поступающими в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Фактический расход материалов на выполнение строительных работ по объектам учета отражается в журнале-ордере N 10-с на основании материальных отчетов или оборотных ведомостей. При этом расход материалов открытого хранения, количество, объем или вес которых нельзя установить точно в момент их использования в производстве, определяется путем ежемесячной инвентаризации остатков неизрасходованных материалов на конец отчетного месяца. Результаты инвентаризации оформляются актом, в котором расчетным путем определяется фактический расход по каждому из материалов.

Перерасход или экономия по отдельным видам материалов определяются ежемесячно как разность между количеством материалов, которое должно быть израсходовано по нормам, и фактическим их расходом согласно первичным документам (лимитно-заборные карты, сигнальные требования, акты инвентаризации материалов открытого хранения), прилагаемым к материальным отчетам.

Перерасход материалов в установленных законодательством случаях может быть списан на себестоимость строительной продукции (виновное лицо не установлено и т.п.). Перерасход материалов при его необоснованности на себестоимость строительных работ не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц. То есть сумма нанесенного ущерба относится либо в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (в новом Плане счетов суммы недостач и потерь учитываются на счете 94) до принятия решения либо непосредственно на счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" (номер, наименование и характеристика данного счета в новом Плане счетов не изменена).

Списание использованных материалов на себестоимость строительной продукции оформляется проводкой:

дебет счета 20 "Основное производство" кредит счета 10 - и по прежнему и по новому Плану счетов.

Возвратные материалы, образование которых обусловлено технологией производства, относятся на уменьшение себестоимости строительной продукции в процессе ее калькулирования.

Материалы, получаемые от ликвидации (разборки) объектов основных средств и иного имущества, принадлежащего подрядной организации, приходуются по дебету счета 10, субсчет "Прочие материалы" (или иные субсчета, в зависимости от вида материалов). Одновременно кредитуется счет 80 (по прежнему Плану счетов) или 91 (по новому Плану счетов).


Особенности учета материалов поставки инвестора


Весьма распространенной практикой является поставка некоторых видов материально-производственных запасов инвесторами строительства. Ранее, когда существовала единая схема финансирования капитального строительства, различий между учетом материалов поставки заказчика и материалов поставки инвестора не существовало. В настоящее время положение изменилось - специализированный заказчик и инвестор все чаще представляют собой различные коммерческие организации, каждая из которых ведет собственный учет операций, связанных с осуществляемым строительством. Поэтому возникает необходимость отдельного рассмотрения ситуации, когда поставка материалов осуществляется инвестором.

В данном случае имеет смысл поставку материалов осуществлять исключительно через заказчика. Это обусловлено тем, что в противном случае организовать нормальный учет использования выделенных ассигнований вряд ли будет возможно. Разумеется, заказчик строительства в этом случае учитывает полученные материалы, с одной стороны, как имущество, а с другой как источники финансирования (целевое финансирование).

После выхода ПБУ 13/2000 порядок учета целевого финансирования коммерческими организациями стал понятен - коммерческие организации счет 96 (по новому Плану счетов) применяют. Однако порядок их списания несколько отличается от порядка, применявшегося ранее и применяющегося в некоммерческих организациях. В пункте 9 положения ПБУ 13/2000 это учтено. Остается неясность со списанием целевого финансирования в капитальном строительстве - между инвестором и заказчиком. Точнее, неясно, когда следует списывать суммы, списанные на счет 83 (98) на счета учета прибылей и убытков. В упомянутом абзаце предлагается, на наш взгляд, единственно возможная на данный момент трактовка.

Следовательно, в бухгалтерском учете поступление и списание материалов будет оформляться следующим образом:

по прежнему Плану счетов:

дебет счета 10 кредит счета 96 - на сумму стоимости материалов, поступивших в счет целевого финансирования;

дебет счета 61 кредит счета 10

и

дебет счета 96 кредит счета 83 - на сумму стоимости материалов, переданных подрядчику;

по новому Плану счетов:

дебет счета 10 кредит счета 86 - на сумму стоимости материалов, поступивших в счет целевого финансирования;

дебет счета 60 кредит счета 10

и

дебет счета 86 кредит счета 86 - на сумму стоимости материалов, переданных подрядчику.

В бухгалтерском учете инвестора суммы стоимости переданных материалов отражаются также, как и суммы целевого финансирования, перечисленного в денежной форме. Заметим, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности вопросы учета таких сумм однозначно не урегулированы. С уверенностью можно сказать только одно: суммы использованных источников финансирования должны быть списаны не позднее момента принятия законченных строительством объектов основных средств к учету. Так как основным источником финансирования капитальных вложений (по терминологии Новой Инструкции по применению Плана счетов - вложений во внеоборотные активы) является нераспределенная прибыль, то при списании источников дебетоваться должны счета ее учета. По нашему мнению, наиболее целесообразным представляется зачисление перечисленных сумм (сумм стоимости имущества, переданного в счет целевого финансирования) на счет учета разных дебиторов и кредиторов, с которого они списываются после ввода построенных объектов в эксплуатацию:

по прежнему Плану счетов:

дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 10 - на сумму стоимости переданных материалов;

дебет счета 88, субсчет "Фонды накопления использованные" кредит счета 76 - на сумму использованных источников финансирования (проводка делается одновременно с оприходованием полученных объектов: дебет счета 01 кредит счета 08);

по новому Плану счетов:

дебет счета 76 кредит счета 10 - на сумму стоимости переданных материалов;

дебет счета 84 (в соответствии с Новой Инструкцией по применению Плана счетов открытие субсчетов к этому счету не предусмотрено) кредит счета 76 - на сумму использованных источников финансирования.

При списании материалов, передаваемых в счет целевого финансирования следует иметь в виду, что эти материалы должны расцениваться, как материально-производственных запасы, использованные на непроизводственные цели. Следовательно, суммы НДС, уплаченные при приобретении таких материалов вычету не подлежат, а суммы, предъявленные к вычету, подлежат восстановлению в составе задолженности перед бюджетом:

дебет счета 10 кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - на суммы НДС, не предъявленные к вычету (проводка должна быть сделана до передачи материалов)

или

дебет счета 68 кредит счета 19 - на сумму НДС, ранее предъявленного к вычету.

Так как экономическое содержание и характеристика упомянутых счетов в связи с переходом на новый План счетов не меняются, то проводки будут одинаковыми в обоих случаях.

Суммы НДС, отнесенные на увеличение стоимости материалов, могут быть предъявлены к вычету позднее - при оприходовании законченных строительством объектов.

В бухгалтерском учете подрядной организации движение таких материалов отражается так же, как движение материалов поставки заказчика.


Особенности учета материалов поставки дольщика


В связи с переходом к рыночным отношениям широкое распространение получило строительство объектов (чаще всего жилых домов и объектов социальной сферы) на условиях долевого участия нескольких участников - юридических или физических лиц.

В этом случае выделенные средства аккумулируются на счетах одной организации (специализированного заказчика или одного из дольщиков, на которого возлагаются функции заказчика).

При этом схема бухгалтерского учета движения материалов будет полностью аналогичной схеме, когда поставщиком материалов является инвестор. Единственное различие заключается в том, что по завершении строительства каждый дольщик приходует у себя основные средства в части, которую этот дольщик профинансировал.

Так как при долевом финансировании строительства имеется в виду, как правило, жилищное строительство, то речь о вычете налога на добавленную стоимость не идет.


В.Р.Воинов


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.