Вопрос: Допускается ли в настоящее время уплата налогов и недоимок по ним неденежными средствами? Каковы последствия такой уплаты? (Выпуск 6, март 2001 г.)

Допускается ли в настоящее время уплата налогов и недоимок по ним неденежными средствами? Каковы последствия такой уплаты?


С принятием НК РФ неденежные формы расчетов стали невозможными и в отношении поступлений налогов в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, поскольку Кодексом установлен исключительно денежный характер исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Так, согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Пунктом 3 ст.58 НК РФ устанавливается, что уплата налогов производится в наличной либо безналичной форме. В этой связи п.2 ст.45 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления плательщиком поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате наличными - с момента внесения денежной суммы налога в банк или кассу органа местного самоуправления или предприятия связи (см. письмо Минфина РФ от 21.06.99 N 04-01-10).

Нормы бюджетного законодательства также не допускают уплату налогов и сборов в неденежной форме. Согласно п.1 ст.40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Доходы бюджета в силу ст.6 БК РФ составляют денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Порядок применения указанных норм налогового и бюджетного законодательства также неоднократно разъясняется фискальными органами.

В частности, в п.3 письма МНС России N ВВ-6-09/1062 и Минфина России N 03-07-21/133 от 29.12.99 указывается, что налоговыми органами учитываются только поступившие в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты суммы неденежных расчетов в счет уплаты регулирующих налогов, осуществленные до подписания данного письма. В письме Минфина России от 15.02.2000 N 04-07-06/02 конкретизируется, что начиная с 29 декабря 1999 г. неденежные формы расчетов по уплате налогов не допускаются.

В письме МНС России от 20.03.2000 N АС-6-09/203 уточняется, что за проведение неденежных расчетов по регулирующим налогам по соглашениям, заключенным после 29 декабря 1999 г., руководители управления МНС России по субъектам РФ несут персональную ответственность.

Более систематизированно подход к единственной возможной форме исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов изложен в письме МНС России от 08.09.2000 N БГ-6-09/723 и Минфина России от 25.08.2000 N 83н. Помимо требований, изложенных выше, в нем указывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов, как противоречащие бюджетному и налоговому законодательству РФ.

В случае нарушения указанными органами установленного порядка формирования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ Минфином России применяются меры принуждения, установленные БК РФ, статьями 50, 53 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", а также иные меры воздействия. Должностные лица налоговых органов несут ответственность за принятие к учету различных неденежных форм исполнения обязанности по уплате налогов.

Таким образом, в настоящее время уплата налогов и недоимок по ним неденежными средствами запрещена. Соответственно соглашения органов власти субъектов федерации и местного самоуправления с налогоплательщиками о зачете имеющихся задолженностей путем передачи неденежных средств с точки зрения гражданского законодательства считаются ничтожными - недействительными в силу несоответствия требованиям закона (ст.168 ГК РФ). При этом требование о применение последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом (п.2 ст.166 ГК РФ).

Поскольку же обязанность по уплате налога прекращается в том числе с уплатой налога (п.3 ст.44 НК РФ), а эта уплата считается произведенной при выполнении условий п.2 ст.45 НК РФ, в случае погашения сумм налоговых платежей и недоимок по ним неденежными средствами соответствующий налог не может считаться уплаченным. Это влечет начисление пеней за просрочку поступления платежа в бюджет или внебюджетный фонд по ст.75 НК РФ.


Ю. Камфер


Выпуск 6, март 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.