Комментарий к Инструкции ЦБР и ГТК РФ от 4 октября 2000 г.
N 01-11/28644, 91-И "О порядке осуществления валютного контроля
за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров"
Новая Инструкция о порядке контроля за импортом призвана с 1 января 2001 г. заменить прежний нормативный акт - Инструкцию Банка России и ГТК России от 26 июля 1995 г. N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".
В части регулирования мероприятий валютного контроля новая Инструкция не содержит радикальных изменений. Ее смысл по-прежнему состоит в обеспечении наблюдения за платежами российских организаций за рубеж по контрактам на импорт товаров. На платежи за работы и услуги действие Инструкции не распространяется. Напомним, что внешнеторговый платеж считается текущей валютной операцией и совершается без разрешения Банка России, если между оплатой и ввозом товаров проходит не более 90 дней (подп."а" п.9 ст.1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Принципиальная схема наблюдения сохранена: банк импортера сопоставляет информацию о сроках платежа и сведения о ввозе товаров с помощью формализованных документов учета: паспорта импортной сделки, карточки платежа, учетной карточки импортируемых товаров. Все сведения об операции в итоге сводятся в Ведомость банковского контроля. В отношении контрактов, ввоз товаров по которым не последовал в течение 90 дней после их оплаты, банк - агент валютного контроля передает Ведомость в территориальное учреждение Банка России, поскольку Банк России является органом валютного контроля, уполномоченным применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Что касается существенных изменений в нормативном регулировании внешнеторговых расчетов при импорте товаров, происходящих в связи с введением новой Инструкции, то в их числе следует назвать следующие.
1. Правила валютного контроля за импортом распространены на сделки в любой валюте: и национальной, и иностранной. Прежняя Инструкция предполагала контроль только за платежами в иностранной валюте.
2. В новой Инструкции четко определено, что импортером может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо - индивидуальный предприниматель.
3. Инструкцией N 91-И предусмотрена возможность совершения платежей за импортируемые товары как путем обычного безналичного платежа, так и с помощью простого или переводного векселя.
В данной Инструкции указано, что считать датой платежа (п.2.1.1 Инструкции) в зависимости от способа оплаты. Применительно к векселям установлено, что передача векселя только тогда считается оплатой, когда импортер не является плательщиком, т.е. когда он расплачивается векселем третьего лица или переводным векселем. В случае выдачи собственного простого векселя импортера датой платежа по импортной сделке будет дата выплаты по векселю.
4. Инструкция N 91-И, в отличие от прежней Инструкции N 30, не содержит ограничений на совершение предоплаты по импорту товаров. Пунктом 7.1 Инструкции N 30 предусматривался ограниченный круг случаев, когда предоплата была разрешена:
если банк импортера выдал гарантию на сумму платежа;
если сумма платежа, переводимого в течение одной рабочей недели, не превышает 5000 дол. США;
если получено разрешение Банка России.
Новая Инструкция подобных ограничений не содержит. Более того, импортеру разрешено застраховать риск невозврата иностранной валюты поставщиком, не исполнившим обязательств по поставке товаров. Сумма страхового возмещения может быть зачислена на счет импортера в иностранной валюте.
Возможность застраховать невозврат валюты указывает на одно принципиальное отличие новой Инструкции от прежней. Механизм, предусмотренный Инструкцией N 30, предполагал, что с импортера неизбежно взыскивается штраф в размере 100% суммы сделки, если товар не ввезен, а уплаченная за него валюта не возвращена. Банковская гарантия валютного контроля (п.7.1 и разд. 1 Инструкции N 30) предполагала только обязанность банка "уплатить суммы, причитающиеся к уплате при привлечении импортера к финансовой ответственности". Иначе говоря, гарантия выдавалась в пользу государства.
По новой Инструкции импортер может, застраховав свой риск, обеспечить возврат валюты за непоставленный товар, получив платеж от страховой компании. Оснований для применения мер ответственности в этом случае не возникает.
5. Из новой Инструкции исключены нормы, устанавливающие ответственность импортера и банка - агента валютного контроля. Однако это не означает, что такая ответственность устранена: раздел 9 Инструкции N 91-И содержит отсылочную норму, поскольку ст.14 Закона о валютном регулировании и ст.75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" уже содержат соответствующие нормы об ответственности.
Тем самым устраняется недопустимое с точки зрения Конституции РФ установление юридической ответственности лица не законом, а ведомственным нормативным актом. Прежняя Инструкция содержала п.2.2, вводивший "финансовую ответственность перед государством". На практике данная норма не применялась, а органы валютного контроля руководствовались ст.14 Закона о валютном регулировании, предусматривающей штрафы за нарушения валютного законодательства.
6. Новая Инструкция содержит перечень валютных операций, связанных с импортом товаров, формально не отвечающих критериям текущих валютных операций, но совершаемых без дополнительного разрешения Банка России. К ним относятся:
оплата убытков и гражданско-правовых санкций в пользу поставщика-нерезидента либо получение сумм убытков и гражданско-правовых санкций с поставщика, не исполнившего контракт;
выдача импортером простого векселя в иностранной валюте и оплата этого векселя;
оплата импортером переводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом-поставщиком в счет обязательств резидента;
валютный платеж импортера банку-агенту за выполнение функций агента валютного контроля;
получение импортером иностранной валюты по договору страхования риска невозврата иностранной валюты в случае нарушения контракта поставщиком.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что новая Инструкция более четко регламентирует контрольную деятельность банков - агентов валютного контроля, а также устраняет некоторые ограничения на совершение валютных операций, связанных с импортом товаров.
И.В. Хаменушко,
заместитель директора департамента
налогов и права, канд. юрид. наук,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru