Комментарий к Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (А.А. Никонов, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 4, февраль 2001 г.)

Комментарий к Методическим рекомендациям
по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового кодекса Российской Федерации

ГАРАНТ:

Приказом Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2005 г. N САЭ-3-03/665@ приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, утвердивший Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, признан утратившим силу


Анализ норм Методических рекомендаций МНС России по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ выявил ряд несоответствий с нормами самого НК РФ. Рассмотрим некоторые из них.

1. В пункте 1 Методических рекомендаций сказано, что применение индивидуальным предпринимателем упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения не освобождает его от уплаты НДС. Этот вывод МНС России сделало на основании п.2 ст.1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в соответствии с которым применение упрощенной системы организациями предусматривает "замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период". Использование же этой системы предпринимателями "предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью".

Однако буквальное толкование данных норм не должно приводить к искажению воли законодателя.

В пункте 1 ст.1 названного Закона говорится, что "упрощенная система налогообложения (здесь и далее выделено автором. - А.Н.), учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом". Эта норма позволяет сделать вывод, что переход на упрощенную систему налогообложения означает полную замену старой системы новой, если законом не установлено иное. Единый налог на совокупный доход (валовую выручку) и стоимость патента являются альтернативой системе российских налогов, исчерпывающий перечень которых установлен ст.19, 20 и 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Предусмотренные Законом об упрощенной системе налогообложения платежи в указанный перечень не вошли.

Отсутствие в Законе об упрощенной системе упоминания о НДС объясняется тем, что при принятии данного Закона НДС с предпринимателей не взимался. Поэтому НДС не мог быть указан законодателем в перечне заменяемых уплатой патента налогов.

Наконец, такое толкование норм Закона, при котором из-за различий в организационно-правовой форме налог с одних субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей) будет взиматься, а с других (юридических лиц) - нет, противоречит п.1 ст.3 НК РФ, согласно которому "законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 21 марта 1997 г. N 5-П и от 23 декабря 1999 г. N 18-П указал, что "принцип равного налогового бремени, выводимый из положений статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований". Такой же вывод, по мнению КС РФ, вытекает из п.2 ст.3 НК РФ, согласно которому "налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала".

Изложенная позиция уже нашла поддержку у арбитражных судов. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29 августа 2000 г. по делу N А42-6373/99-17-459/00 указал, что "из анализа всего комплекса действующего законодательства не следует, что в связи с вышеназванным указанием Закона индивидуальные предприниматели не уплачивают только подоходный налог и должны уплачивать налог с продаж". Аналогичный вывод ФАС Северо-Западного округа сделал в Постановлениях от 13 июля 2000 г. по делу N А56-4106/00, от 4 августа 2000 г. по делу А56-1895/00 и от 1 августа 2000 г. по делу N А13-5055/99-08.

Следовательно, НДС с индивидуальных предпринимателей взиматься не должен. Основанные на Методических рекомендациях МНС России требования налоговых органов противоречат НК РФ, а потому могут не исполняться налогоплательщиками (подп.11 п.1 ст.21 НК РФ). Приведенная судебная практика позволяет дать положительную оценку перспективе возможного спора по данному вопросу.

2. В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

МНС России в п.2.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ указало, что "освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года". Представители МНС России объясняют невозможность получения освобождения с 1 января 2001 г. тем, что НК РФ распространяется только на те правоотношения, которые возникли после введения его в действие.

В соответствии со ст.31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие". Данным Кодексом устанавливаются, в частности, "права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (подп.4 п.1 ст.1 НК РФ). Статьей 145 НК РФ налогоплательщики наделяются правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Указанная статья вступает в силу с 1 января 2001 г. Следовательно, с этого момента она и применяется к регулируемым ею отношениям.

Таким образом, рассмотренные положения Методических указаний также могут не исполняться налогоплательщиками из-за несоответствия нормам законодательства о налогах и сборах (подп.11 п.1 ст.21 НК РФ).

3. В абзаце 2 п.2.8 Методических рекомендаций МНС России указало, что "освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога не освобождает от исполнения обязанностей по представлению налоговой декларации". Соответствие этой нормы НК РФ представители министерства объясняют тем, что п.1 ст.145 НК РФ освобождение распространяется лишь на обязанности, связанные с исчислением и уплатой налога. Представление же декларации, по их мнению, не связано с исчислением и уплатой налога.

На наш взгляд, данный вывод ошибочен. Согласно п.1 ст.80 НК РФ "налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах". Из этой нормы следует:

1) декларацией до налогового органа доводятся данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Это опровергает довод МНС России о том, что обязанность по представлению декларации не связана с исчислением и уплатой налога;

2) декларация представляется по налогам, которые налогоплательщик должен уплачивать. Следовательно, если налогоплательщик освобожден от уплаты налога, то налог уплате в бюджет не подлежит, а налогоплательщик не должен представлять декларацию.

4. Согласно подп.2 п.1 ст.146, НК РФ объектом НДС признается "передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций". В пункте 3.1 Методических рекомендаций сказано, что до вступления в силу главы о налоге на доходы организаций НДС облагается передача товаров (работ, услуг) при совершении операций, перечисленных в п.4 Положения о составе затрат, в соответствии с которым не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг):

затраты на выполнение самой организацией или оплату ей работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие виды работ);

затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе организаций, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других организаций.

В статье 28 Закона N 118-ФЗ сказано, что "ссылки в действующих главах части второй Кодекса на положения недействующих глав части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах". Согласно подп."б" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль при исчислении данного налога "облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы: затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения". Несмотря на то что данные затраты не подлежат включению в себестоимость на основании п.4 Положения о составе затрат, они учитываются при исчислении налога на прибыль, а потому передача товаров, выполнение работ и оказание услуг при их осуществлении не образует объекта НДС, предусмотренного подп.2 п.1 ст.146 НК РФ. Противоречащие этому Методические рекомендации не могут применяться, поскольку их нормы не должны исключать исчисление НДС по правилам, предусмотренным законодательством о налогах и сборах (ст.4 НК РФ).

5. Пунктом 6 ст.171 НК РФ предусмотрено одновременное применение двух вычетов при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления: вычет по материалам (работам, услугам), использованным при строительстве, и вычет суммы налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении таких работ. В пункте 46 Методических рекомендаций сказано, что при строительстве хозяйственным способом объекта непроизводственного назначения производится только один из предусмотренных п.6 ст.171 НК РФ налоговых вычетов. Сумма исчисленного налога вычету не подлежит. Однако Кодекс подобных ограничений не содержит. В пункте 2 ст.171 НК РФ действительно определяется, что вычетам подлежат суммы налога в отношении товаров (работ, услуг), используемых для производственной деятельности, перепродажи и иных операций, признаваемых объектом НДС. Однако этим пунктом устанавливаются условия для вычета лишь тех сумм налога, которые были предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченных при ввозе на указанную территорию.

Согласно п.1 ст.171 НК РФ "налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты". Следовательно, налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога не только на вычеты, предусмотренные п.2 ст.171 НК РФ, но и на вычеты, предусмотренные иными пунктами этой статьи. В данном случае налогоплательщик вправе произвести вычет по сумме налога, исчисленной со стоимости выполненных для собственного потребления работ, предусмотренный п.6 ст.171 НК РФ. Методические рекомендации, ограничивающие это право, противоречат п.1, 6 ст.171 НК РФ, а потому основанные на них требования налоговых органов налогоплательщик может не исполнять (подп.11 п.1 ст.21 НК РФ). Поскольку применение вычетов, предусмотренных п.6 ст.171 НК РФ, является правом налогоплательщика, он вправе отказаться от него, дабы избежать конфликта с налоговыми органами и риска его неблагоприятного разрешения.

6. В соответствии с п.45 Методических рекомендаций:

1) налог, уплаченный поставщику векселем третьего лица, может быть принят к вычету, только если этот вексель получен в оплату за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или приобретен за денежные средства, т.е. запрещено принимать к вычету налог, оплаченный векселем третьего лица, за который налогоплательщик не рассчитался;

2) если вексель третьего лица приобретен за денежные средства в качестве финансового вложения и передан в оплату поставленных товаров (работ, услуг), то вычет суммы налога, уплаченной при такой передаче, производится в пределах денежных средств, фактически перечисленных в оплату приобретенного векселя;

3) вычет налога, уплаченного поставщикам векселем третьего лица, полученного в оплату отгруженных налогоплательщиком товаров (работ, услуг), производится исходя не из балансовой стоимости векселя, а из стоимости товаров, переданных в его оплату, и в пределах предъявленной суммы налога, оплаченной векселем.

Приведенные положения не позволяют применять нормы абз.1 п.1 ст.172 НК РФ, согласно которым право на налоговые вычеты не находится в зависимости от того, был или не был оплачен вексель третьего лица и за какую сумму он был приобретен. Сумма налога, оплаченная этим векселем поставщику, устанавливается исходя из стоимости, по которой вексель числится на балансе.

Балансовая стоимость векселя определяется на основании фактических затрат по его приобретению. Причем стоимость векселя, сформированная из таких затрат, принимается к учету вне зависимости от времени уплаты сумм поставщику. Вексель может вообще достаться налогоплательщику даром. В этом случае он будет принят к учету исходя из его рыночной стоимости, которая и будет балансовой. Исходя из данной стоимости налогоплательщик определяет сумму налога, уплаченную поставщику, и принимает ее к вычету в пределах предъявленной поставщиком суммы.

Поскольку п.45 Методических рекомендаций противоречит порядку исчисления налога, предписанному абз.1 п.2 ст.172 НК РФ, применять его, по мнению автора, не следует.

7. Пунктом 45 Методических рекомендаций установлены правила вычета НДС, уплаченного по следующей схеме:

1 этап - налогоплательщик заключил договор, по которому он обязан поставить товары (работы, услуги) покупателю (заказчику), а последний в счет оплаты (аванса) за них уступает налогоплательщику право (требование) к третьему лицу;

2 этап - налогоплательщику поставлены товары (работы, услуги), которые он оплачивает переуступая указанное право (требование) поставщику.

В этом случае, по мнению МНС России, вычет НДС производится после того, как налогоплательщик отгрузит товары (работы, услуги) покупателю (заказчику), от которого он в качестве аванса получил право (требование), т.е. после завершения второго этапа.

Представляется, что описанные правила применению не подлежат, поскольку отсутствуют в НК РФ и противоречат п.1 ст.172 НК РФ, где говорится, что вычет налога производится после того, как предъявленный поставщиком налог будет уплачен налогоплательщиком. В рассматриваемой схеме - это первый этап, а не второй.

Абзацем 1 п.2 ст.172 НК РФ предписано определять сумму налога, уплаченного поставщику, исходя из балансовой стоимости переданного имущества. Эта норма установлена законодателем для случая, когда налогоплательщик использует в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственное имущество. Право (требование) является разновидностью имущественных прав, которые в целях налогообложения имуществом не признаются.

Следовательно, когда налогоплательщик передает поставщику в оплату товаров право (требование), балансовая оценка которого совпадает со стоимостью товаров (работ, услуг), он принимает к вычету всю сумму предъявленного поставщиком налога.

8. С 1 января 2001 г. подлежит вычету налог, уплаченный по объектам, вводимым в эксплуатацию законченными капитальным строительством (п.6 ст.171 НК РФ). Ранее этот налог должен был включаться в стоимость построенного объекта (п.2 ст.7 Закона о НДС). В соответствии с п.5 ст.172 НК РФ вычет налога, предусмотренный п.6 ст.171 НК РФ, производится по мере постановки на учет соответствующего объекта, законченного капитальным строительством, или по мере реализации объекта, не завершенного капитальным строительством.

В пункте 43.2 Методических рекомендаций МНС России указало, что суммы налога, уплаченного "по строительно-монтажным работам капитального строительства, работам по сборке (монтажу) основных средств, выполненным подрядными организациями с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия налогоплательщиком на учет законченных капитальным строительством объектов производственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 172". Данная рекомендация, по-видимому, продиктована Порядком ведения книги покупок при расчетах по НДС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Пунктом 12 Постановления предусмотрено, что "счета-фактуры, предъявленные покупателю подрядными организациями при выполнении с 1 января 2001 г. строительных работ, сборки (монтажа) оборудования, включаемого в состав основных средств, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством".

По смыслу процитированных положений счета-фактуры, полученные от подрядчиков при выполнении ими работ до 1 января 2001 г., в книге покупок регистрироваться не должны, а налог, указанный в них, к вычету не принимается. Обеспечит ли это исполнение норм НК РФ?

До 1 января 2001 г. подп."в" п.2 ст.7 Закона о НДС действительно устанавливалось, что не принимается к зачету налог по "вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости". Эта норма применялась по законченным капитальным строительством объектам. Если строительство не было закончено до 1 января 2001 г., то оснований для применения нормы не было. Нет оснований для применения данной нормы и после указанной даты, поскольку с 2001 г. она утратила силу.

В соответствии со ст.31 Закона N 118-ФЗ "часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие".

Вычет налога, уплаченного поставщикам, является элементом правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Событие, с которым действовавшее до принятия гл.21 Кодекса законодательство связывало невозможность вычета, наступило после вступления в силу этой главы Кодекса. Значит, правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, возникли после вступления в силу данной главы и к ним применяются положения п.6 ст.171 и п.5 ст.172 НК РФ, которые:

устанавливают право на вычет налога, уплаченного подрядчикам по законченным капитальным строительством объектам;

не обусловливают такое право периодом, в котором работы были фактически выполнены.

Таким образом, следование рекомендациям МНС России повлечет за собой, во-первых, применение нормы Закона о НДС к отношениям, возникшим после того, как Закон утратил силу, а во-вторых, неисполнение положений НК РФ. Налогоплательщик вправе не исполнять требования налоговых органов, которые не соответствуют НК РФ (подп.11 п.1 ст.21 НК РФ). Однако налоговые органы наверняка попытаются добиться исполнения таких требований. Дабы не подвергать себя риску неблагоприятного разрешения возникшего спора судом, налогоплательщики могут выполнить незаконные требования. Поскольку вычет из исчисленной суммы налога в рассматриваемой ситуации является правом налогоплательщика, а не его обязанностью (п.1 ст.171 НК РФ), уплата налога в бюджет без уменьшения его на сумму такого вычета налоговое законодательство не нарушит. Если впоследствии судебная практика покажет правильность приведенных автором доводов, то налогоплательщики будут вправе заявить о внесении изменений в ранее поданные декларации и вернуть излишне уплаченный налог.

Методическими рекомендациями также установлено, что в случаях когда налогоплательщик приобретает объект, не законченный капитальным строительством, вычет налога, уплаченного поставщику такого объекта, он производит после окончания строительства и принятия на учет законченного капитальным строительством объекта. Соответствует ли это положение Кодексу?

Согласно п.6 ст.171 НК РФ "вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Указанные в настоящем пункте суммы налога подлежат вычету после принятия на учет объектов соответственно завершенного или незавершенного капитального строительства".

Слово "соответственно" в абз.2 процитированного пункта предполагает, что ссылка на момент постановки на учет объекта незавершенного строительства относится к тем из перечисленных в п.6 операций, которые осуществляются с незаконченными капитальным строительством объектами. Это уплата сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении им объекта, не завершенного капитальным строительством. Следовательно, по данному объекту налоговый вычет производится по мере принятия объекта к учету, а не после завершения строительства. Если законодатель упомянул о допустимости применения налогового вычета в момент постановки на учет не завершенного строительством объекта, то значит, такой вычет должен быть произведен. Иначе норма абз.2 п.6 ст.171 НК РФ не будет исполнена.

В обоснование правомерности неисполнения этой нормы разработчики рекомендаций сослались на п.5 ст.172 НК РФ, в котором сказано, что "вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов (выделено автором. - А.Н.) завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства". Однако в данной норме речь идет о соответствующих объектах завершенного строительства. Пункт 6 ст.171 НК РФ, который упоминается в п.5 ст.172 НК РФ, позволяет уяснить использованный законодателем термин "соответствующий". Как уже было сказано, из абз.2 п.6 ст.171 НК РФ следует, что слова "вычет при принятии на учет законченного капитальным строительством объекта" не соответствуют операциям по покупке объекта, не законченного капитальным строительством. Следовательно, норма п.5 ст.172 НК РФ к этой операции не применяется. Наконец, даже если отбросить всю эту казуистику, мы неизбежно придем к выводу, что п.6 ст.171 НК РФ позволяет вычесть НДС в момент постановки на учет купленного у поставщиков объекта, не завершенного капитальным строительством, а п.5 ст.172 НК РФ - нет. Неустранимые же противоречия не могут быть разрешены иначе как в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ).

Таким образом, запретив вычет налога, уплаченного при приобретении объектов незавершенного строительства до момента окончания строительства или их перепродажи, МНС России в очередной раз нарушило п.6 ст.171 и п. 7 ст.3 НК РФ.


А.А. Никонов,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 4, февраль 2001 г.



Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.